Смекни!
smekni.com

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами детской литературы (стр. 2 из 4)

В современной ситуации в работе по патриотическому воспитанию детей стал все очевиднее проявляться огромный воспитательный и образовательный потенциал русской культурной традиции. Велико искушение свести ее принципы к простой сарафанно-матрешечной декорации. Гораздо труднее воспитывать детей всеми доступными средствами и приемами народной педагогики. А что же такое «народная педагогика»? Можно уверенно перечислить устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, праздники и обряды. Вообще – вся сокровищница исторического наследия – нравственных установок, этических принципов, условностей, традиций, суеверий – формирует в ребенке чувство причастности к культуре своего народа. «Трудно предвидеть, каков будет человек через 1000 лет, но отнимите у современного человека весь этот медленно и трудно нажитый скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден начинать все сызнова».[1]

В настоящее время, несмотря на общемировые тенденции стандартизации личности и навязывание образа человека-потребителя, в России можно отметить медленный, но явный рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Возрождается интерес к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов, населяющих нашу родину. Но если мы представим себе новорожденного ребенка, входящего в современный мир цивилизации, то можем увидеть, что родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Традиционным в их действиях является лишь говорение с ребенком на родном языке, реже использование напевов, пестушек, потешек, народных игр.

Сказки и загадки присутствуют в его воспитании лишь как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже педагогам. Видимо, поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное, внешнее.

Стоит ли держаться своих исторических корней или лучше, современнее, а стало быть и практичнее не иметь приоритетов, а принимать то, что нравится, независимо от культурной принадлежности явления? Могут ли вообще существовать культурные «якоря» и обязательно ли человеку знать прошлое своего народа, если это уже – прошлая, а не актуальная культура?

Все та же народная мудрость гласит «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Перефразируя, можно сказать, что человек, не знающий прошлого свого народа, его культуры, подобен дереву без корней, кораблю, не знавшему родного порта и обреченного скитаться, как легендарный «Летучий Голландец». Не имея нравственных ориентиров, человек теряет самые главные человеческие ценности. Народная культура не только хранит эталоны этих качеств, но и бережет их в естественных и универсальных формах, доступных пониманию детей. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного возраста характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле этого слова фундаментом для дальнейшего развития личности. Народная педагогика приспособлена к детскому восприятию, предусматривая особенности мышления детей разного возраста. Дети, впитавшие историческую родную культуру во всем ее многообразии, легко входят в культуру современную, опираясь на незыблемые установки, помогающие им отличить добро от зла, честь от бесстыдства, ответственность от праздной болтовни.

Современное патриотическое воспитание владеет не только средствами народной педагогики – устным народным творчеством, играми, песнями, обрядами, но и другими средствами. Знакомство с Родиной начинается с самых близких и понятных ребенку мест – с их дома, района, города. Для этого используется и различный наглядный материал – достопримечательности района и города, фотографии, рассказы об истории тех или иных мест. (См. прил. 2).

Восхищение и удивление, уважение вызывает у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству.

Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств используется и наглядный материал, и беседы, и знакомство с природой.

Главным орудием воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является речь педагога, неравнодушного человека, разделяющего с детьми радость узнавания нового, восхищение великим и прекрасным. Одно из важнейших средств – это художественное слово, все разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми авторами.

2. Литература как средство патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Потребности школы заставляют знакомить детей с грамотой и чтением как можно раньше. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса. Непрерывно формируется и подкрепляется уважительное отношение к книге и на специальных занятиях по типу «Экскурсия в библиотеку», «Откуда книга пришла», «Наши любимые книги», и на бытовом уровне – детей приучают брать книгу чистыми руками, не рисовать на страницах. В старшем дошкольном возрасте дети уже привлекаются к ремонту растрепавшихся или порванных книг. В составе группы всегда находятся дети, у которых в семье не принято читать, телевизор и интернет заменил осязаемую и теплую книгу. Поэтому ребенку трудно понять и принять книгу как продукт совместного труда многих людей, от лесоруба до писателя, проникнуться к ней уважением и бережным отношением, особенно если в семье во главу угла ставятся потребительские принципы «Ничего страшного, купим новую».

Дети старшего дошкольного возраста всегда «голодны» до новой информации, они собирают образ окружающего мира по кусочкам. Недаром возраст 5-7 лет называют «возрастом почемучек». Дети спрашивают много, уточняя и расширяя свои знания для создания целостной картины своего собственного мира и своего места в этом мире. В этот период дети особенно внимательны к чтению вслух, что полезно не только для расширения кругозора, но и для развития образного мышления.

Читать детям надо ежедневно, желательно, чтобы это правило не нарушали и родители в выходные дни и тогда, когда ребенок по каким-то причинам не посещает детский сад.

Чтение вслух сопровождает многие занятия в детском саду. Чувствительность детей к художественному слову велика настолько, что дети после прочтения, особенно с выражением, чувством, готовы сразу же применять новые знания или заниматься творческой деятельностью.

Личность педагога очень важный фактор при воспитании детей в любом ключе. Но патриотическое и нравственное воспитание невозможны при участии человека равнодушного, подходящего к вопросу формально. Дети чувствуют фальшь, и, принимая ее как норму и образец, строят свое отношение в том же стиле. Что не только не воспитывает патриотизма как такового, но еще и вредит искреннему чувству. Ребенок начинает подозревать, что в некоторых случаях вместо работы души и разума – достаточно создать видимость внешними атрибутами.

Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках. Организовывать кружковую работу в уголке народного быта (См. прил. 2.4). Работать с родителями для привлечения их к участию в общественных приздниках, например – в параде, посвященному Дню Победы (См. прил. 3). Рассказывание сказок требует также артистизма и увлеченности, умения петь и применять жесты. Использование различных форм литературы вне занятий в неформальной, полусемейной обстановке приучают детей к естественности художественного слова, его повседневности. Как и краткие искорки народной мудрости – пословицы и поговорки, загадки и прибаутки, так и более объемные – сказки, песни и былины – естественно вплетаются в детское сознание.

3. Жанры литературы, используемые для воспитания детей дошкольного возраста

Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Специалисты называют этот возраст «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги.