У: Давайте послушаем ещё одну композицию из репертуара этого ансамбля. Послушаем очень популярную, талантливо написанную песню «Комната смеха». Попробуйте проанализировать эту песню самостоятельно.
(Дети слушают песню и пробуют ее проанализировать)
У: Молодцы! Продолжим знакомство с творчеством ансамбля «Ариэль».
Ученик: Серьёзных музыкантов не могла не привлечь интересная работа коллектива с фольклором. Взгляды на традиционный крестьянский фольклор прошлого в настоящее время более или менее устоялись, а само понятие «фольклор» в какой-то степени даже стало модным.
(Помещается понятие на доску)
У: (читает) «Энергетизм фольклора, столь убедительно продемонстрированный в своё время Д.Покровским, послужил едва ли не главной причиной, заставившей многих поклонников джаза и, в особенности рока, с удивлением почувствовать в народной песне что-то неожиданно знакомое, своё, столь ценимое ими в роке» (Ю.Дружкин, кандидат философских наук).
Ученик:
У русских песен крылья лебединые,
До глубины открытая душа.
По вечерам над золотом рябиновым
Они плывут куда-то не спеша…
Они летят весёлые и грустные,
Не прерывая кружевную нить…
У русских песен бьётся сердце русское,
И от России их не отделить.
(Звучит песня «Нахлебалася прясного молока»)
У: Какими средствами музыкальной выразительности в этой песне воспользовались музыканты?
(Дети отвечают)
У: Известный композитор Никита Богословский писал в «Литературной газете» в 1973 году: «В обработке русских народных песен, сделанных руководителем «Ариэля» В.Ярушиным, бережно сохранены своеобразие и очарование народных мелодий. В современном звучании оркестрового сопровождения мы с радостным удивлением слышим характерные тембры русских инструментальных наигрышей, ладовые гармонии. По балалаечьи запели те же электрогитары и орган».
А сейчас прозвучит ещё одна известная песня этого ансамбля. Назовите её сами.
(Звучит песня «На горе-то горенке»)
У: Валерию Ярушину удалось достичь такого тонкого понимания природы русской песни, поражающего и совершенством формы, и лаконизмом мысли, и оправданной сложностью. Ни одной лишней детали, всё подчинено единственному и логическому развитию. В своих композициях В.Ярушин сумел соединить безыскусную простоту русской песни с утонченной оркестровой окраской, по-своему их услышав.
Ученик: Работу над фольклором В.Ярушина можно сравнить с работой ювелира: он оттачивает каждую деталь, проявляя большое внимание каждому элементу, он постоянно открывает для себя новое, умеет создать кульминацию сочинения. Первые аранжировки русских народных песен определили лирико-драматическое направление. Одной из таких лирических песен является песня «Танюшка» на стихи С.Есенина.
(Звучит песня «Танюшка»)
У: Вам понравилась песня? Её аранжировка? Поэтичность стиха песни, её кульминация вполне соответствует замыслу автора? Позже В.Ярушин приходит к мысли о необходимости расширения жанрового содержания народных песен «Ариэля» за счет игровых и шуточных. Ребята, возможно вы знаете аранжировки таких песен, приведите примеры.
Ученица: Для них характерны широта жизненных ощущений, юмор, мир ярких красок и образов. Особенно это характерно, пожалуй, для песни «Ох, ты Порушка-Параня». «Баба-Яга», «Комната смеха» дополняют жанр шуточных песен. Народные песни исключают вымысел, наполнены правдой жизни, простотой человеческих отношений. Безусловно, обработки русских народных песен – центральная часть творчества В.Ярушина, но не единственная. Им написаны песни, пользующиеся популярностью у слушателей: «Зимы и весны», «Обращение к России», «Маленькая история» и другие. Создаются В.Ярушиным и масштабные сочинения: рок-сюита «Русские картинки», рок-оратория «Мастера», рок-опера «Сказание о Емельяне Пугачеве» по поэме С.Есенина.
Ученик: «Ариэль под руководством В.Ярушина добился значительных творческих достижений. Им записано пять дисков-гигантов, несколько миньонов. С концертами ансамбль объездил всю страну, совершил более двух десятков зарубежных гастрольных поездок. В ситуации, когда в 80-е годы «модные звезды» потеснили «Ариэль» в популярности челябинцы не сбились на суетливое желание непременно быть на гребне славы и моды. Ансамбль, как и прежде, верен своему творческому кредо, неся зрителю чистую, задушевную русскую музыку. Признанием, причём высоким, стал не только стойкий успех ансамбля у зрителей (хотя прежнего ажиотажа вокруг его концертов уже не было), но и включение коллектива в 1988 году в первый выпуск комплекта открыток «Мастера советской эстрады», который выпустило Министерство культуры СССР совместно с издательством «Планета». «Ариэль» находится в одном ряду с самыми видными представителями советской эстрады.
У: Ребята, как вы считаете, это заслуженное признание творчества коллектива? В вашей фонотеке имеются песни «Ариэля»? Есть ли у ансамбля песни для детей? Они вам знакомы? Назовите эти песни.
(«Разноцветный ветер» слова и музыка В.Ярушина,
«Рождественское чудо» на стихи А.Горской,
«Кто березку причесал», «На асфальте классики» и др.)
Ученица: Заслуга В.Ярушина в том, что он стремился к глубокому личностному решению тем, подкупая сердечностью, доверительностью, на которую слушатель отзывается очень легко. Всё, что он пишет, сразу становится достоянием слушателей. В 1988 году за заслуги в развитии музыкального искусства Валерию Ярушину присвоили почётное звание «Заслуженный артист РСФСР. В 1989 году Валерий Ярушин покинул ансамбль и создал новую группу «Иваныч», в которой продолжил развитие своих творческих устремлений, связанных с традициями русской музыки. В 1990 году группа «Иваныч» стала дипломантом Международного фестиваля «Шлягер-90» в городе Ленинграде.
У: Заканчивая наш сегодняшний урок, я предлагаю вам послушать две песни ансамбля «Ариэль», сравнить их по жанру и характеру, выявить средства музыкальной выразительности.
(Звучат песни «Ох, ты Порушка-Параня», «Благодарствуйте, сударыня».
Дети высказываются)
У: Вы правы, эти песни разные по характеру и жанру. «Ох, ты Порушка-Параня» - шуточная, озорная, в ней юмор, яркие краски, а «Благодарствуйте, сударыня» - лирическая, поэтичная, созерцательная, спокойная, необыкновенно мелодичная.
Сегодня мы вам представили ансамбль «Ариэль». Я думаю, у вас появилось желание побывать на концерте этого коллектива.
Домашнее задание – найти и послушать диски с записями песен ансамбля последних лет; познакомиться с группой «Иваныч», пополнив свою фонотеку.
У: По возможности - собирайте материалы, касающиеся ансамбля «Ариэль» и ансамбля «Иваныч». Не упускайте возможности слушать радио и телевидение. Благодарю вас за работу на уроке.
2.3 Педагогические условия эффективного использования проектных разработок учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время
В качестве необходимых дляэффективного использования проектных разработок учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время нами были выявлены следующие педагогические условия:
· использование методики формирования духовной культуры личности ребенка посредством музыки;
· интеграция общего и дополнительного музыкального образования детей и подростков;
· совместная музыкальная деятельность субъектов образовательного сообщества на основе взаимосвязи разных видов художественно-эстетического творчества.
Кратко охарактеризуем каждое из этих условий.
Первое условие - использование методики формирования духовной культуры личности ребенка посредством музыки.
Данная методика является одним из основных компонентов концепции Д.Б.Кабалевского. Целостность и образность в его концепции проявляется, прежде всего, в том, что цели учебных занятий по музыке введены в широкий контекст духовной культуры ребенка, раскрыты пути их реализации в системе – от основных принципов до конкретных методов. Главная идея – воспитание личности ребенка через освоение им музыкальной культуры.
Задачи музыкального воспитания в общеобразовательной школе:
· формирование интереса к жизни через увлеченность музыкой, творческого художественно-образного мышления, вкуса. (сверхзадача – «музыка-жизнь»);
· формирование у ребенка личностно-нравственного отношения к жизни через музыку, развитие базовых способностей творческого мышления, навыков общения, формирование интеллекта;
· целенаправленное накопление музыкального опыта;
· проникновение в структурно-аналитическую сторону музыки, прежде всего, на уровне интонационно-слуховой целостности.
При решении каждой из этих задач единственно органичным путем «присвоения» ребёнком общечеловеческих ценностей на уроке музыки является общение учителя и учащихся в русле идей педагогики сотрудничества.
Важно, чтобы в каждой теме каждый раз на новом уровне своего возрастного развития дети убеждались как многообразна музыка, сколько оттенков человеческих чувств и состояний находят отклик в ней, и как это многообразие всегда говорит по сути об одном – о человеке, о его отношении к миру. Сущность искусства заключается в художественно-образном отражении мира, соответственно и методы воспитания искусством должны быть адекватны этой сущности.
Показательно, что Д.Б.Кабалевский через методы проводит идею формирования духовной культуры музыкой. «Методы – это инструменты прикосновения к личности, способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение детей» (А.С.Макаренко). В частности, выделив методический принцип «сходства» и «различия», композитор подчеркивает, что этот принцип является «сквозным» не только для формирования музыкальной культуры ребенка, но и всей культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений, для всей их учебной трудовой деятельности в школе и вне школы.