Смекни!
smekni.com

Педагогические условия развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время (стр. 3 из 14)

Структура работы. Аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении дается общая характеристика осуществленного исследования, обоснование выбора темы исследования, определяются объект, предмет, цель исследования, его гипотеза, задачи, раскрываются теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава «Теория и практика развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала» характеризует музыкальную жизнь Челябинского Урала в новейшее время и раскрывает культурологический подход как методологическое основание проектирования модели развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала, а также определяет компетентностный подход как приоритетную педагогическую ориентацию при конструировании современных уроков по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала.

Вторая глава «Подготовка и проведение современных учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время» представляет технологию проектирования и организации личностно-ориентированных учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время, включает конспекты уроков по развитию представлений о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время у школьников, характеризует педагогические условия эффективного использования проектных разработок учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время.

В заключении подведены общие итоги исследования и намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

1. Теория и практика развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала

1.1 Характеристика музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время

В начале XXвека музыкальная жизнь в Челябинском Урале не носила централизованного характера. При клубах, заводах, театрах проводились музыкальные вечера. Их проводили любительские музыкальные коллективы.

После 1917 года в ряде городов Челябинской области были открыты музыкальные учреждения, впоследствии ставшие областными центрами музыкальной жизни. Так, например, в 1920 году в городе Челябинске была открыта музыкальная школа №1. С 1937 года ведущим учреждением Челябинской области, занимающимся организацией концертной музыкальной деятельности, стала Челябинская государственная филармония. В 1938 году при ней был создан симфонический оркестр под управлением Н.Г.Факторовича. С 1949 года областной филармонией стали проводиться музыкальные лектории.

В 1936 году в городе Магнитогорске открылся Дворец культуры металлургов, где в 1938 году был учрежден городской симфонический оркестр. В 1944 году в Магнитогорске была создана хоровая капелла под руководством С.Г.Эйдинова. Там же, в 1958 году открылась детская музыкальная школа № 4, а в 1966 году - Магнитогорский Дом музыки (первый в РСФСР). Вскоре, в 1971 году открылся Дом музыки и в селе Миасском. В 1976 году в Магнитогорске создан музыкальный театр народного творчества, где устраивались театрализованные представления и концерты.

Значительную роль в развитии музыкальной жизни Челябинского Урала играли музыкальные театры. В 1920-30-е годы на Южном Урале действовали передвижные оперные труппы; в середине 1930-х годов были созданы театр оперы и балета и театр оперетты, выступавшие в Челябинске и городах области. В 1936 году на базе театра классической буффонады был основан театр музыкальной комедии, который действовал до 1950 года. В 1956 году в Челябинске был открыт Театр оперы и балета имени М.Глинки (главный дирижер И.А.Зак), репертуар которого составляли лучшие произведения оперной и балетной музыки.

В 60-70 годах XXвека сформировалась челябинская школа фольклористики, которую возглавил А.И.Лазарев. Народные музыкальные инструменты были собраны и представлены в Челябинском музее национальных музыкальных инструментов и этнографии.

Народное музыкальное искусство Челябинского Урала

Народное музыкальное искусство Челябинского Урала славится своими традициями.

Самобытный, своеобразный и исключительно яркий в художественном отношении пласт фольклора Челябинского Урала образует нагайбакская культурная автономия, где широкое бытование в данный период времени имеют хороводные, качельные, игровые, свадебные и походные народные песни.

Своеобразие песенного стиля нагайбаков заключается в необычайно сложном и развитом искусстве многоголосого пения, которое кроется в историко-этнографических условиях проживания. Благодаря изолированному образу жизни они сохранили в своём музыкальном быту древнюю жанровую систему календарно-обрядовых песен, а так же древнейшие формы гетерофонного многоголосия.

В 1877 году В.Н.Витевским был представлен доклад: «Сказки, загадки и песни нагайбаков Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии». В его работе приводится следующая жанровая классификация южноуральского народного песенного творчества:

1) песни с религиозным оттенком;

2) бытовые песни;

3) песни романтического характера;

4) хороводные песни;

5) свадебные песни;

6) походные песни;

7) исторические песни.

В многоголосии нагайбаков мы обнаруживаем ряд черт, характерных для общерусского многоголосия (окончание в квинту, унисон или октаву). Важно отметить наличие общих черт с песенным многоголосием донских казаков (пентатоника, подчёркнутое исполнение гласных звуков).

Нагайбакские песни разделяются на «иске-кой» (старинные напевы) и «жана-кой» (новые песни). Первые - это подлинно нагайбакские старинные одноголосные напевы, а «жана-кой» - созданные под влиянием русского фольклора. Широкое бытование получили хороводные, качельные – «тага асты» и игровые песни - «кич-уен».

Музыковедом Р.А.Имамеевой предлагается другая жанровая классификация нагайбакских уральских народных песен.

- Песни семейно-обрядового цикла: 1) гостевые – «кодалар», «мэжлэс» (застольные песни родственников), «бэйрэм» (праздничные), «жыен» (артельные). Песни этого жанра поются в быстром темпе. Ритмика проста, незатейлива; 2) свадебные – «туй-жыры», «туй такмак» (свадебные частушки), «кодаларкэс» (песни сватов), «жегет-сыймау» (припевки жениху). Свадебное торжество представляло своего рода «музыкальный спектакль». Незнание свадебных песен какой-либо сторон (жениха или невесты) считалось позором.

- Рекрутские песни – проводы (солдат, казак «озату»), протяжные песни «озынкой». Исполнялись как мужчинами-казаками, отправляющимися на военную службу, так и женщинами, провожающими своих родных.

- Похоронные песни («зыяратжыры») - пелись девушками в доме умершего после поминок.

В современном песенном быту нагайбаков в данный период переплетаются песни различного исторического происхождения. Основу их репертуара составляют лирические казачьи песни, песни о родном крае. Широко бытуют в песенной традиции нагайбаков и общетатарские песни. Их проникновение несомненно обусловлено широкими контактами с казанскими татарами Южного Урала, а также влиянием современных средств массовой информации – радио, телевидения. Для многих народных песен свойственны такие стилевые черты, как широкие интонационные ходы, размашистое мелодическое движение, смелость, раскованность голосоведения. Поют нагайбаки очень свободно, эмоционально, темпераментно, с резкой, сильной подачей звука. Диапазон песни охватывает более двух октав.

Говоря об южноуральских народных песнях, нельзя не упомянуть о музыкальных инструментах, сопровождающих их. Так, музыковед Е.А.Бектеева пишет: «Любимый из народных музыкальных инструментов - гусли («госле»), на которых они играют артистически. Гусли делаются из сосны. Устройство их такое же, как и русских гуслей. На гуслях играют плясовые мелодии».

Для отдельных наигрышей и для лирических песен применяется гармоника (популярный музыкальный инструмент и в современное время). Кроме того, бытует такой инструмент, как «дулебра» - балалайка. Удобство в освоении, широкие динамические возможности, соответствие культурным запросам общества конца XIXвека сделали балалайку популярным на Челябинском Урале народным инструментом и привели к возникновению и распространению самодеятельных оркестров русских народных инструментов. В начале XXвека в городе Миассе был организован оркестр струнных народных инструментов под управлением В.И.Семенкова, известного мастера по изготовлению балалаек. Коллектив состоял из 40 человек, в основном из молодых рабочих. Репетиции проводились по ночам. В Челябинске в 1920 году были созданы два оркестра (струнных инструментов) под управлением И.Фридьева. В оркестр принимались лица, имеющие личные народные музыкальные инструменты (гитары, балалайки, мандолины). Состав оркестра насчитывал 30 человек.

Профессиональное музыкальное искусство Челябинского Урала Творчество композиторов Челябинского Урала

С конца 30-х годов XXвека на Южном Урале появились свои профессиональные композиторы, чья музыкальная деятельность особое развитие получила с 60-х годов XXвека.

В 1983 году в городе Челябинске было открыто отделение Союза композиторов России (СК), которое дало возможность систематизировать, издавать и распространять музыкальные сочинения. В 1960-е годы сочиняют свою музыку такие южноуральские композиторы, как О.Кульдяев, Е.Гудков, О.Смирнов. Позже появляются новые имена: В.Веккер, Л.Долганова, А.Кривошей, Т.Шкербина, Е.Поплянова и другие.

В творческом портфеле челябинских композиторов произведения разных направлений:

· для театральной сцены (оперы и балеты),