Смекни!
smekni.com

Педагогические условия развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время (стр. 5 из 14)

- во-первых, ребенку, т. к. человек не обладает от рождения единством сущности и существования, оно достигается только в процессе духовного развития, основой которого является самоопределение в культуре; но глубокая семантическая зашифрованность культуры делает ее принципиально закрытой, фактически недоступной для самостоятельного овладения ребенком, требуются сознательно организованные целеосмысленные усилия по включению его в мир культуры; только в этом мире возможно свободное саморазвитие и формирование личности во всей ее полноте;

- во-вторых, культуре, т. к. школьник, включаясь в духовно-практическую деятельность по производству себя как духовного существа, обогащает культуру созданными духовными ценностями, в том числе - своей личностью, позицией или культурной ролью; прогресс культуры напрямую зависит от активности и позитивной направленности духовной деятельности каждого, и наоборот - чем полнее каждый из них включится в этот процесс, тем более благоприятной станет культурная жизнь для самореализации обучающегося, и в тем большей мере она сможет оказывать обратное влияние на общество.

Поэтому наиболее эффективны и перспективны те модели общего образования, которые позволяют построить новые стратегии социального и культурного поведения, превращают свод гуманитарного знания в новую парадигму исторического действия - тем более, что согласно синергетике, существует возможность преобразовывать социум не методом многократных проб и ошибок, а резонансно возбуждая надлежащие формы социальной организации. Непременным и необходимым условием этого процесса является изменение умонастроения и устремлений индивидов, что ведет к изменению социально-психологического и социокультурного климата общества.

В сегодняшней социокультурной ситуации появилось принципиально новое для российского менталитета понимание школьного образования как личностно-ориентированной культурной (а потому - творческой) деятельности. В соответствии с ним общеобразовательная школа должна быть культуросообразной, культуроемкой и культуротворящей. Культурная школа – «точка приростания» («ростовая точка») культуры нашего общества.

С позиций культурологического подхода главной целью общеобразова тельного учреждения является создание наиболее благоприятных условий для достижения ребенком самотождества через развитие сущностных сил и форми рование личности в социокультурном смысле.

Исходя из сути культурологиче ского подхода даже усвоение собственно технических навыков органи зовывается педагогом как органичная часть процесса осмысления (процесс на деления смыслом, придания смысла, выявления и воссоздания смысла объекта, где смысл - это мысленное и мыслимое содержание, вкладываемое человеком в объект с целью его наиболее эффективного использования) реальных объектов, своих действий и себя. То есть культурологический подход конкретно реализовывается в антропоцентрическом целеполагании, личностнозначимой мотивации, ценностном отношении к себе и конкретному виду деятельности (мастерству) как достижению культуры и средству самосовершенствования, и в стимулировании стремления учащихся к интериоризации получаемых знаний, включению их в свой структурный личностный план.

Смысл образования в подлинно культурной школе - в развитии у ребенка способности к адекватному пониманию мира и, в частности - социума (в том числе и его культуры), критической оценке их состояния и сознательному выбору сферы и направленности деятельности, при наличии готовности к ней (к культурному общественному жизнетворчеству). В настоящее время научное сознание пришло к выводу, что сложность бытия требует от человека саморазвития и организации своего сознания и жизни в целое, достижения самотождества. Эта актуальная задача переводится на язык педагогических представлений и педагогических средств только на основе культурологического подхода. Поскольку личность ребенка нельзя сформировать, она может только сформироваться самостоятельно в процессе саморазвития человека, смысл деятельности культурной школы состоит в организации наиболее благоприятных условий для реализации этого процесса, то есть прохождения пути от "человека культуры" к "культурному человеку".

"Человек культуры" - пребывающий в культуре; человек в совокупности его социальных и культурных черт, то есть обладающий достаточной степенью (полнотой) освоенности "своей" культуры и способностью к воспроизведению этой культуры в конкретных проявлениях. Это состояние достигается в процессе инкультурации - введения в мир культуры, в ходе которого ребенок овладевает содержанием фундаментальных духовных феноменов, запечатленных в продуктах культуры: языке, верованиях, этических нормах, произведениях искусства и т.п., и приобретает способность действовать, ориентируясь на выработанные человеческим обществом и принятые им (индивидом) установки, ценности и т.п. Инкультурация, введение учащегося в систему языков и методов социокультурной коммуникации, ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установлений как исторических, так и современных сообществ осуществляется всеми (каждой) сферами деятельности школы - учебной, воспитательной и досуговой.

Следовательно, задача современного общеобразовательного учреждения - разработать такой механизм инкультурации и такие способы его реализации, чтобы целенаправленный поток культурной трансляции стал для учащихся более референтным и релевантным, что отчасти компенсирует негативные моменты стихийного потока; и обучить воспитанников эффективным приемам критического анализа и осмысления стихийного потока, что сделает их самостоятельными его субъектами.

Процесс инкультурации носит непрерывный характер и связан с сензитивными пиками развития ребенка, что необходимо учитывать педагогам. Культуру нельзя навязать силой (В.С. Соловьев), ее освоение является результатом добровольно сделанного выбора. Механизм овладения ценностями культуры носит избирательный характер, завися от особенностей, сложностей, наклонностей и дарований каждого конкретного ребенка. Вектор инкультурации идет от индивида к ценностям культуры, и сложнейшая задача педагогов состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между минимумом культурных знаний, умений, навыков, которые должен освоить каждый, чтобы не стать маргиналом, и содержанием индивидуально-творческой деятельности, связанной с удовлетворением потребностей личности в самоактуализации, самоорганизации, реализации своих потенций и способностей. Конкретная траектория инкультурации строится от данного социокультурного уровня подростка («точка отсчета») через постоянное расширение сферы ближайших интересов к овладению более актуальными сторонами культуры, наращиваемыми подобно концентрическим кругам («зона ближайшего развития») до знакомства с явлениями и ценностями «высокой» культуры («культурный горизонт»).

Самоопределение ребенка в культуре не исчерпывается освоением предметного богатства окружающей действительности и усвоением системы культурных ценностей, а представляет наряду с этим сложный путь становления личности в процессе самоусовершенствования (саморазвития) и преобразования характера индивидуального бытия. И если инкультурация позволяет ребенку "состояться" (то есть реализовать себя в некоторых подлинно человеческих, культурных, проявлениях), то "найти себя" (то есть постигнуть свою сущность), стать адекватным самому себе, достигнув самотождества, и превратиться в "культурного человека" он может лишь в результате культуризации, процесса более сложного, глубокого и личностно-целеосмысленного. В процессе инкультурации учащийся выступает как ведомый, являясь не только субъектом, а преимущественно объектом как целенаправленного (в рамках культурной школы), так и стихийного (вне школы) потоков культурной трансляции (в их взаимодействии), а в процессе культуризации – как самостоятельный субъект, проявляющий культурную инициативу, воплощающуюся в культурном творчестве и ценностном отношении к культуре.

Если рассматривать культурность как степень овладения ребенком своей собственно человеческой, то есть культурной, сущностью, что выражается в способности усваивать, использовать и создавать (воссоздавать) культурные ценности, то "культурный человек" - тот, кто:

- усвоил максимум (количественно и качественно) культурных ценностей, выработанных человечеством и "своей" культурой (в том числе и культурологические знания );

- владеет культурными способами самореализации, воспроизводит (создает) формы культуры;

- выбрал культурную позицию осмысленную (осознает себя творцом культуры), позитивную (считает культуру ценностью) и активную (предпринимает культуротворчески-ответственные усилия и действия) и исполняет соответствующую культурную роль.

Культуризация предстает соответственно как процесс обретения культурности в степени культуротворчества; совершенствования и плодотворной реализации культуросообразной жизненной концепции; гармонизации ценностей жизни и ценностей культуры в повседневном бытии. Только в этом случае школьное образование сохраняет, транслирует и развивает содержание социокультурного опыта, то есть способствует воспроизводству культуры как целостности. Реализация указанных позиций приводит к воссоединению общего образования и культуры в целостном культурно-образовательном пространстве.

Отражение в системе школьного образования определенной системной целостности культуры является одним из важнейших условий целостности культурного субъекта - ребенка, который, опираясь на духовную культуру личности, может не только противостоять негативным воздействиям действительности, но и творчески преобразовывать ее.