Смекни!
smekni.com

Педагогические условия развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время (стр. 6 из 14)

Таким образом, специфика настоящего момента состоит в том, что фонового культурного знания, стихийно усваиваемого из духовной атмосферы, уже недостаточно и необходима «культурная грамотность» как исходная позиция для инкультурации и «культурная образованность» как важнейший фактор культуризации. Сегодня особенно важно культурное образование школьников. Поэтому следует учить не как надо делать, а как лучше сделать на основе свободного осмысленного выбора из множества образцов, выработанных человечеством. Эта актуальная задача переводится на язык педагогических представлений и педагогических средств только на основе культурологического подхода.

1.3 Компетентностный подход как приоритетная педагогическая ориентация при конструировании современных уроков по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала

Под педагогическим подходом нами понимается ориентация учителя общеобразовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности (по Е.Н.Степанову).

В последнее время наиболее актуальным становится компетентностный подход. Этот подход как специальное направление в общем образовании зародился в конце 60-х г.г. XXвека за рубежом. В определении целей и содержания общего образования указанный подход не является новым и чуждым для российской школы. Однако, данная ориентация не являлась определяющей, поэтому сегодня для реализации компетентностного подхода необходима опора на международный опыт с учетом традиций и потребностей российского образования.

Компетентностный подход, по мнению западных ученых (Ф.Кумбс, Дж.Равен), ведет к новому видению самого содержания общего образования, его методов и технологий. Отечественные сторонники компетентностного подхода (В.А.Болотов, Э.Ф.Зеер, Л.В.Львов, Г.К.Селевко, В.В.Сериков, А.В.Хуторской и др.) важнейшим его результатом считают повышение качества образования выпускника школы.

По словам Г.К.Селевко, компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника школы к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства. Л.В.Львов, вслед за Э.Ф.Зеером, под компетентностным подходом в общем образовании понимает приоритетную ориентацию на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социолизацию и развитие индивидуальности.

Использование компетентностного подхода в образовательном процессе предполагает применение специальных понятий. Разумеется, ключевыми понятиями данного подхода являются «компетентность» и «компетенция». В настоящее время в научной литературе можно найти несколько их дефиниций.

Компетентность – понятие, обладающее интегративной природой и включающее когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную, поведенческую составляющие. Это понятие включает в себя результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.

Профессиональная компетентность – совокупность образовательных, профессиональных, социально-профессиональных, социальных и личностных компетенций.

Профессионально-педагогическая компетентность – объем компетенций, круг полномочий в сфере профессионально-педагогической деятельности.

Компетенция (от лат. – добиваюсь, соответствую, подхожу):

1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным правовым актом конкретному органу или должностному лицу (В.М.Полонский);

2) совокупность знаний и практического опыта в той или иной области (В.Г.Швеммер);

3) общая способность человека к продуктивной деятельности, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены самостоятельно или в результате обучения (С.Г.Молчанов);

4) совокупность теоретических представлений об объекте и практических способах работы с этим объектом.

Опираясь на культурологический подход, внешним результатом инкультурации будет обретение школьником общекультурной компетенции, которая являет собой владение:

- родным литературным языком,

- общественно-значимыми нормами, правилами, обычаями,

- общественно-значимыми ценностями,

- фоновыми культурными знаниями,

- культурными кодами и смыслами.

Внутренний аспект инкультурации позволяет ребенку «состояться» (т.е. реализовать себя в некоторых подлинно человеческих, культурных проявлениях) и стать «человеком культуры».

Процесс дальнейшего развития личности, совпадающий с подростково-юношеским возрастом и помогающий человеку «найти себя» (то есть постигнуть свою сущность), стать адекватным самому себе, достигнув самотождества, протекает в рамках культуризации. В процессе культуризации (более сложном, глубоком и личностно-целеосмысленном) подросток выступает как самостоятельный субъект, проявляющий культурную инициативу, воплощающуюся в культурном творчестве и ценностном отношении к культуре.

Культуризация предстает соответственно как процесс обретения культурности в степени осмысленного культуротворчества, совершенствования и плодотворной реализации культуры; сообразной жизненной позиции, гармонизации ценностей жизни и ценностей культуры в повседневном бытии.

Внешним результатом культуризации является обретение школьником культурологической компетенции, которая представляет собой:

· сформированность понимания смысла культуры как способа существования человеческого рода,

· сформированность потребности в общении с явлениями культуры, в частности, произведениями искусства,

· усвоенность максимума (количественно и качественно) культурных ценностей, выработанных человечеством и «своей» культурой (в том числе – культурологических знаний),

· владение культурными способами воплощения результатов деятельности и оперирования ими,

· владение культурными способами самореализации: воспроизводит (создает) формы культуры,

· выбор осознанной (осознает себя творцом культуры), позитивной (считает культуру ценностью) и активной культурной позиции (предпринимает культуротворчески е и ответственные усилия и действия),

· исполнение соответствующей культурной роли,

· проявление культуротворческой инициативы,

· стремление к целеосмысленному жизнестроительству.

Следовательно, обучающийся строит свою жизнедеятельность и организует социокультурную среду, чтобы его культуросообразное бытие актуализировалось в каждом (любом) его проявлении в единстве культурного смысла и культурной формы.

Внутренний аспект культуризации - превращение школьника в культурного человека. Если рассматривать культурность как степень овладения ребенком своей собственно человеческой, то есть культурной сущностью, то «культурный человек» - тот, кто овладел всей полнотой культурных орудий обладания своей сущностью и сущностью мира, взятого в развитии, что выражается в способности усваивать, использовать и создавать (воссоздавать) культурные ценности.

Общеобразовательное учреждение, естественно, не может ставить цель каждого своего выпускника сделать культурным человеком. Во-первых, это процесс глубоко индивидуальный и не ограничивающийся периодом социально-физиологического взросления (он может длиться всю жизнь, а может вообще не начаться). Во-вторых, результат принципиально недостижим в силу постоянного развития культуры и многогранности процесса совершенствования. Школа может только создавать условия для овладения учащимися началами и принципами этого процесса.

Воспитание музыкальной культуры в общеобразовательном учреждении в соответствии со стандартами общего образования направлено на достижение следующих целей:

· становление музыкальной культуры ребенка как неотъемлемой части духовной культуры;

· развитие егомузыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

· освоение школьником знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

· овладение обучающимся практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

· воспитание у ребенка эмоционально-ценностного отношении к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Опираясь на компетентностный подход в образовательном процессе,

ученик должен

знать/понимать:

· специфику музыки как вида искусства;

· значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

· возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

· основные жанры народной и профессиональной музыки;

· многообразие музыкальных образов и способов их развития;