Смекни!
smekni.com

Педагогические условия развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время (стр. 7 из 14)

· основные формы музыки;

· характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

· виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

· имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь:

· эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

· узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

· выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

· исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

· выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанров, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

· распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

· выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

· различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

· устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

· певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

· размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

· музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий;

· определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Таким образом, компетентностный подход выступает как ориентация педагога – практика при конструировании современных учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала.

2 Подготовка и проведение современных учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время

2.1 Технология проектирования и организации личностно-ориентированных учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время

Популярность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательной деятельности обучающихся обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.

Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Большой вклад в разработку теоретических и методических основ личностно-ориентированного подхода в общем образовании внесли такие ученые, как Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.В. Зеньковский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, В.П. Зинченко, О.Ф. Больнов, В. Дильтей, М. Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых – представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Берне, Я. Корчак, С. Френе, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.), они предприняли усилия для становления в России теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности.

Осознание целесообразности использования личностно-ориентированного подхода в процессе развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала побудило педагогов МОУ СОШ № обратиться к разработке технологии подготовки и проведения учебных занятий на основе применения данной методологической ориентации.

Под технологией нами понимается логически целесообразный и последовательный порядок умственных и практических действий, выполняемых при разработке проекта (по В.С. Безруковой). В результате научных консультаций и дискуссий был определен и апробирован следующий порядок действий педагогических работников общеобразовательного учреждения по организации личностно-ориентированных учебных занятий (см. схему 1).

Схема.1.Алгоритм организацииличностно-ориентированных учебных занятий в школе

I. Подготовительный этап
1. Знакомство педагогов с сущностью личностно-ориентированного подхода.2. Освоение педагогами основных понятий личностно-ориентированного подхода.3. Совместное формулирование исходных положений и основных правил построения процесса музыкального образования учащихся.4. Формирование у педагогов устойчивых представлений о компонентах личностно-ориентированного учебного занятия.
II. Проектировочный этап
5. Формулирование замысла личностно-ориентированного учебного занятия.6. Определение целевых ориентиров личностно-ориентированного учебного занятия.7. Отбор содержания личностно-ориентированного учебного занятия.8. Определение типологии и структуры личностно-ориентированного учебного занятия.9. Выбор формы проектирования личностно-ориентированного учебного занятия.
III. Внедренческий этап
10. Создание необходимых организационных и мотивационных условий, пространственно-временного и материально-технического обеспечения личностно-ориентированных учебных занятий.11. Апробирование на учебных занятиях наиболее адекватных данной ориентации способов педагогической деятельности.
IV. Аналитический этап
12. Отработка методики педагогического анализа и самоанализа личностно-ориентированного учебного занятия.13. Обобщение педагогического опыта работы и его распространение.

Деятельность по подготовке и проведению личностно-ориентированных учебных занятий в школе предусматривала систему логически взаимосвязанных и последовательных действий педагогов общеобразовательного учреждения по следующему алгоритму: от освоения теории – через технологическую проработку – к самостоятельной творческой работе учителей. В школе реализуется принцип уровневого подхода в совершенствования педагогического мастерства: сначала материал рассматривается на информационно-знаковом уровне, потом знания переводятся на отражательно-преобразующий уровень и, наконец, закрепляется на уровне самостоятельной профессиональной деятельности.

Кратко охарактеризуем последовательность наших действий.

1. Знакомство с сущностью личностно-ориентированного подхода, которая заключается в том, что профессиональные устремления педагога направлены на содействие развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.

2. Освоение основных понятий личностно-ориентированного подхода, которые являются главным инструментом мыследеятельности педагогических работников. Отсутствие этих понятий в сознании педагогов или искажение их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в учебно-воспитательной деятельности.

К таким понятиям, на наш взгляд, можно отнести следующие:

· индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

· личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

· самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

· самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

· субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

· субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

· Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;