Учителя стали использовать свои отметки, чаще всего трехбалльные. В связи с этим в сентябре 1935 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) в своем постановлении о школе восстанавливают пятибалльную дифференцированную словесную систему оценок и отметок знаний, умений и навыков учащихся: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “плохо” и “очень плохо”. В виду смысловой неопределенности отметка “удовлетворительно” потом была переименована на “посредственно” (пос). И уже в 1944 г. во всех типах школ вводится вместо словесных цифровая пятибалльная система отметок: “5″ — отлично, “4″ — хорошо, “3″ — посредственно, “2″ — плохо, “1″ — очень плохо.
Данная шкала отметок органично вписывалась в установленный в результате реформ 30-40-х гг. в СССР тип школы, который условно называют "сталинской гимназией". Это были школы с раздельным обучением, отсутствием трудовой подготовки, преимущественно вербальным характером обучения, жесткой дисциплиной. Однако по-прежнему было смешение оценки и отметки знаний. Эти понятия трактовались как синонимы, что и порождало серьезные противоречия в образовательной деятельности. Были разработаны и соответствующие критерии оценок и отметок по разным предметам и для разных классов, что позволяло учителю более точно определять уровень знаний и умений учащихся.
В начале 1960-х годов липецких педагогов предложили так называемый "поурочный балл". Они предлагали оценивать в совокупности все виды активности ученика на уроке, предоставить ему возможность для исправления первоначального, возможно неудачного ответа. Подобный подход играл стимулирующую роль, усиливал познавательный интерес школьников и существенно уменьшал негативные стороны отметки. "Поурочный балл" был положительно принят учительством, с успехом очень широко применялся. Но со временем поурочный балл был модифицирован: за отдельные небольшие ответы, дополнения, индивидуально выполненные дополнительные работы, за которые нельзя было поставить пятерку, но и нельзя оставить незамеченным, выставлялось определенное количество плюсов (как правило, от одного до трех). В результате полученные плюсы накапливались, и оформлялись в полноценную пятерку. Такой прием эффективно стимулировал учащихся, особенно в старших классах, когда их активность на уроке обычно достигала низшей точки.
Как видно, эти и подобные приемы не выходили за рамки пятибалльной шкалы и поэтому вполне соответствовали традиционной системе.
В 1990 годы в различных учебных заведениях стали апробироваться новые подходы к оцениванию познавательной деятельности школьников. Они заключались в переходе от пятибалльной на многобалльную систему (от 100 до 1000), известную как модульно-рейтинговую: каждое задание в зависимости от сложности, нестандартности, оценивалось по определенной, пропорционально увеличивающейся шкале. При этом ученик мог выбрать задание в соответствии с самооценкой, уровнем притязаний и амбиций.
Использовались и различные методики оценивания познавательной деятельности школьников по конечным результатам. Одной из таких форм является сдача старшеклассниками в конце полугодия всего освоенного материала в ходе зачетной недели и соответственно получение зачета или не зачета. Преимущество данного подхода в его аналогичности вузовской системе обучения, в которую предстоит перейти большинству старшеклассников. Однако на практике наблюдались недостатки - ученики по студенчески "откладывали все на потом" и тщетно пытались в течение зачетной недели овладеть непосильным для них объемом материала.
Наряду с описанными подходами к отметке и оценке знаний учащихся, в отечественной педагогике существует успешный опыт осуществленный группой педагогов и психологов под руководством Ш.А. Амонашвили, в результате которого разработана система обучения в начальной школе не предусматривающая вообще отметок [3]. Но необходимо понимать, что предложенные Ш.А. Амонашвили подходы целиком отвечают гуманистической педагогике и трудно на практике совместимы с решением проблемы отметки в массовой школе в рамках традиционной классно-урочной системы.
В начале XXI века возник вопрос о необходимости модификации существующей пятибалльной шкалы отметок. Несомненно, что при окончательном введение ЕГЭ, образовательных стандартов, профильного обучения - шкале отметок и подходы к ней должны быть существенно изменены.
Можно выделить следующие новые подходы к решению проблемы школьной отметки:
- оценка рассматривается как конечный результат обучения;
- выявляется соответствие результатов обучения и стандартов образования;
- устанавливается уровень компетентности обучаемых;
- ориентация системы оценки на результат учебной деятельности, а не на процесс обучения, что соответствует традиционной системе оценок учебной деятельности школьников.
Оценка и отметка имеют свои особенности и последствия. Например, оценка – это процесс оценивания, осуществляемый человеком, а отметка – это результат этого процесса. Отметка представляет собой результат оенки, она формальна, но, что она принесет ребенку, для которого она была выведена не известно и не зависит от оценки. Некоторые учителя и руководители школ и органов образования манипулируют отметками-цифрами, оторвав их от реального факта знаний и от самих учащихся. На этой основе вычисляют проценты успеваемости, что никак не отражало первоначального назначения отметок. Цифровая отметка в глазах учащихся обесценилась.
Другой недостаток отметок состоит в том, что для детей они становятся как бы индикатором, своеобразным знаком, по которому они начинают строить межличностные отношения. Так складывается недоброжелательное отношение или даже неприязнь к “двоечнику”, исключительное положение “пятерочника”, отличника, безразличное отношение “троечника” к учению.
Подобная «фетишизация» отметок со стороны значимых для ребенка людей приводит к тому, что школьники очень скоро осознают влияние отметки на отношение к ним окружающих. Не всегда справляясь с трудностями учебной жизни, дети уже в младших классах «получают первые „навыки" добывания, уничтожения и сотворения отметки»[4, с. 39], прибегая порой к недозволенным приемам (списывание, самовольное исправление отметки на более высокую, обман и пр.).
Поэтому следует положительно оценить идею Ш. А. Амонашвили о «учении без отметок», по меньшей мере, в младших классах. Это призвано предупредить негативные явления, которые порождает школьная отметка в детской среде.Но обучение без отметок не отменяет содержательной оценки. Именно оценка дает ребенку понимание того, что он уже достиг, чем овладел, а что получается у него еще недостаточно хорошо, над, чем еще надо работать, чему научиться. Обучение без отметок в школе предъявляет высокие требования к способности учителя дать развернутую содержательную оценку работе каждого ученика.
Также отметки недостаточно точно отражают истинный уровень знаний и умений школьника и его развития. Это происходит потому, что трудно выработать точные критерии успеваемости, особенно по устным предметам; и что немаловажно - отметки субъективны, потому что ставит их учитель — живой человек, который доброжелательно или скептически относится к ученику, а требования разных учителей к знаниям и развитию ученика неодинаковы. Но как бы, ни был учитель справедлив, все равно, постичь эту справедливость взрослого дети не в состоянии. Во избежание порождения неосознанного конфликта вследствие не соответствия выставленной оценки с уровнем притязаний ученика, необходимо формировать навыки самоконтроля и самооценки, контроля и оценки и самих уровней притязания.
Эльконин пишет: «Понимание ребенком отметки, поставленной учителем, требует достаточно высокого уровня самооценки, а это приходит не сразу. Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок похож на разговор двух глухих»[4, с.39].
Отметка не отражает меру усилий ученика в учебной работе. Известно, что одному школьнику даже “тройка” достается с большим трудом, а другому и “пятерка” — без особых усилий. Из отметки эти различия не видны. Кроме того, та или иная отметка не показывает те умения, которые оценены учителем.
Все вышесказанное это — уязвимые стороны оценочных цифровых отметок. И все-таки, если учение без оценки невозможно, то надо признать право на существование соответствующих отметок, отражающих реальный уровень знаний, умений, навыков и развития учащихся.
Итак, школьная отметка остается в учебном процессе, но в идеале она должна: давать точную и объективную характеристику уровня знаний и уровня развития ученика; отражать все богатство содержательной стороны этих знаний, умений и навыков.
В таком случае условные цифры-отметки приравнивать к каким-то количественным эквивалентам не является правильным и правомерным. Представление результата оценочной деятельности в виде цифры-отметки допустимо только лишь в исследовательских процедурах, когда этим отметкам придается количественный вес для последующих статистических операций и количественного анализа педагогических явлений. Таким образом Школьная отметка— это обобщенная информация о качестве учебного процесса.
Как известно, средний возраст ребенка, идущего в первый класс – 6-7 лет. Обычно в школе детей делят на группы по 20-30 человек, каждая из которых становится классом. В процессе учебно-воспитательной работы класс постепенно превращается в первичный детский коллектив, со своими интересами, целями и путями их достижения. Но это достаточно длительный процесс, и для поддержки формирования первичного детского коллектива необходимо сплачивать детей через общую деятельность, через назревшие общие цели. У детей, конечно, возникают споры, разногласия и конфликты, но педагог их должен регулировать. Эти конфликты не миновать, но часть из них можно предупредить.