Смекни!
smekni.com

Семья и ее основные функции, типология (стр. 3 из 4)

Другими словами, родители теряют авторитет в глазах детей, разрушают самые основы общественной сознательности, дисциплины и прямо вредят здоровому нравственному развитию своих детей.

Среди семейных конфликтов, болезненно отражающихся на детях, совершенно особое место занимают разводы. Для того, что бы понять всю глубину горечи, а иной раз и настоящую драму, которую переживает ребенок при разрушении семьи, необходимо помнить, что для ребенка его отец, мать, братья, сестры представляются неразрывно связанными. Из рассказов ребенок знает, что когда-то давно, когда его еще не было, мать и отец жили в разных местах и не были женаты. Поженились – значит стали жить вместе. Теперь есть дети; и вот вся семья – эти трое – четверо – пятеро людей – в сознании ребенка представляют одно крепкое целое.

Известно, как тяжело дети переживают смерть близких. Но в этих случаях, перенимая от взрослых их отношение к обрушившемуся на семью несчастью, дети смотрят на смерть, как на свалившееся на них горе, в котором никто из окружающих не виноват.

Смерть родного человека, как бы тяжело она ни переживалась, - все же явление естественное и постепенно сглаживается в памяти ребенка. Дети слышат, как вспоминают покойного и как обычно хорошо о нем говорят.

Совсем не то происходит, когда отец или мать сами покидают семью. Ребенок впервые оказывается перед фактом, то одно целое, которое казалось ему нерушимым, вдруг развалилось. Отец или мать – это, оказывается, случайные люди, как любые чужие люди, живущие в квартире. Отец или мать могут уйти из семьи так же, как домработница, как учительница в школе, переменить семью так же, как меняют место жительства. Это само по себе большое открытие заставляет ребенка по-новому смотреть на людей, на семью. Спросить у кого-нибудь ребенок не решается, так как, не понимая еще хорошенько, в чем дело, он чувствует какую-то большую неловкость, а иногда и стыд, который не позволяет ему вместе с другими детьми гордиться своим отцом (матерью), его работой, заслугами – всем тем, что до сих пор оставляло предмет детской гордости.

Происходит громадная, скрытая от взрослых работа мысли над неразрешимой задачей: почему это произошло? Здесь нет неизбежной причины, здесь не какая-то болезнь или случай унесли отца (мать). Нет, они живы, здоровы, со всеми такими близкими чертами, такие до глубины свои, и вот они вдруг оказываются чужими. Идет переоценка личности отца (матери), идет борьба между чувством к отцу и матери. Эта непосильная для детской психики работа, чувство неловкости за любимого человека, какое-то смутное ощущение чего-то нехорошего, происходящего с семьей, сознание того, что все вокруг непрочно и непостоянно, чувство потери любимого, близкого человека резко меняет весь облик ребенка, нарушает его обычную и спокойную жизнь, нарушает аппетит и сон, меняет обращение с товарищами. Ребенок становится рассеянным, печальным, очень вспыльчивым, без видимой причины лезет в драку или заливается слезами, становится задумчивым и угрюмым. Но, что еще тяжелее, он часто меняет свое отношение и к оставшемуся родителю.

Нам важно выделить только элементы, наиболее существенные в педагогическом отношении, которые дали бы нам возможность понять то, что совершается в этом органе воспитания, и наметить пути жизненного решения этого вопроса.

Прежде всего мы должны отметить в понятии семьи характер коллектива, хотя и сравнительно малого коллектива. Этот коллектив создался на естественной почве жизненной связи и объединен прежде всего основной целью совместной борьбы за существование. Цель эта, конечно, не единственная, но она – в особенности для массовой семьи – является той подпочвой, на которой вырастают и иные цели. В этом заключается первая сторона семьи, существенная в педагогическом отношении. Нет общества без индивида, но и индивид как человеческая личность мыслим вообще только в обществе и на почве общения. Жизнь в коллективе, открывающем возможность нормального общения с другими, есть не только явление, вытекающее из инстинкта общественного животного, но и неотъемлемое условие всякого воспитания. Воспитание предполагает общение и взаимодействие по меньшей мере двух индивидов, воспитателя и воспитанника. Так как общество является основным средством воспитания, то вполне естественно, что в истории человечества везде, где возможно говорить о воспитании, эту миссию выполняла минимальная общественная ячейка, семья.

В течение первого года и вообще в первые годы жизни уход за ребенком представляет одну из самых важных сторон…воспитания. Самым могущественным двигателем для развития чувства в этот период служит подражание. Наилучшая воспитательная среда для ребенка – постепенное общение с матерью, в том случае если мать остается для него кормилицей и няней.

В развитии такого чувства имеют наибольшее значение два момента, анализ которых одинаково важен для нашей цели. Прежде всего у ребенка, который кормится грудью совей матери и пользуется ее материнскими заботами и уходом, устанавливается прочная ассоциация между образом матери и приятными чувствами, которые он испытывает, утоляя голод или избавляясь благодаря ее уходу от множества других неприятных ощущений. Весь акт кормления ребенка с его аксессуарами, с материнской лаской составляет один из самых высших источников детского наслаждения и один из сильнейших стимулов в деле развития начинающихся высших чувств… из этого физиологического источника сближения матери с ее ребенком вырастают будущие чувства человеческой солидарности и альтруизма. Но в материнском уходе за ребенком есть и другая, гораздо более важная сторона. Как известно, материнство, даже у животных, пробуждает альтруистические чувства, которые в другое время животные вовсе не проявляют. В человеческом же существе материнство возбуждает все умственные и нравственные стороны и призывает к жизни все высшие качества, которыми одарена данная личность. В отношении силы чувств из двух родителей женщина занимает первое место, потому что отличается безусловно высшим развитием чувства, чем у мужчин. Это различие становится еще более заметным в период материнства; в эту пору человеколюбие и бескорыстие женщины поднимается на высоту, едва доступно для мужчины. И если только мать остается кормилицей и няней своего ребенка, то умственное и нравственное его развитие наиболее обеспечено в постоянном общении с таким высоким образцом.

Многие волевые движения ребенка суть движения подражательные… В развитии же чувства подражание играет наиболее важную роль и, может быть, составляет единственный внешний источник нравственного развития. Если для интеллектуального развития ребенок организует себе игры, то для развития сложных форм чувства ничего подобного не существует. Все это показывает действительно важное значение присутствия у колыбели ребенка существа, которое охвачено высшими человеческими побуждениями и порывами и потому может служить наилучшим орудием развития чувства ребенка. Таким образом, задача матери гораздо выше, чем обыкновенно понимают ее. Если же принять во внимание важность и значение чувства в психическом прогрессе человека, то только тогда представится в надлежащем свете роль матери и роль женщины как представительницы материнства.[1]

III. Социальная роль семьи

В ряду других институтов социальной среды семья занимает наиболее важное место в деле определения поведения человека и исторических судеб народа. Во всяком случае, значение семьи в этом отношении ничуть не менее, а скорее даже более важно, чем значение школы, церкви и государства порознь взятых.

Институт семьи представляет ту первую группу, куда сразу по рождении попадает родившийся индивид. Семья – это первая «мастерская», куда он поступает для «переделки». Она – первый скульптор, который начинает лепить из родившейся особы человеческую личность. Это она намечает первые и основные контуры будущего человека. Она наносит первые и на всю жизнь неизгладимые черты будущего гражданина. Эти черты неизгладимы потому, что они первые; они наносятся тогда, когда душа и тело человека еще чисты от всех воздействий среды. Изгладить «письмена», вписываемые семьей в чистую книгу – родившегося человека, - трудно, почти невозможно. Они будут давать себя знать в течение всей жизни человека, хотя бы сам он не сознавал этого.

Сказанное имеет тем большее значение, что человек находится в исключительной среде семьи не день ни два, а первые три-пять лет своей жизни. Да и последующие годы он продолжает быть под непосредственным влиянием семейной группы. Пожизненность и неизгладимость первых черт, наносимых семьей ребенку, следует прямо из того, что нашим родным языком становится тот, который является языком семьи, наша религия определяется, как общее правило, ею же, наши вкусы, материально правовые понятия и убеждения делаются такими, какими их прививает семья; то же может быть сказано о нашей одежде, манерах, часто вплоть до нашей профессии и социального положения: сын крестьянина в большинстве случаев… делается крестьянином, сын торговца – торговцем, сын родителей интеллигентных профессий – человеком той же профессии и т.д. Даже тогда, когда для ребенка выбирается профессия, отличная от профессии родителей, она опять-таки выбирается и намечается семьей.

Отсюда понятно все огромное значение социальной и формирующей роли семьи. Она именно является первым и решающим воспитателем, учителем и школой. От устройства этой первой «мастерской переделки человека» зависит в сильной мере, какие люди будут выходить из нее. Если эта «мастерская» будет организована хорошо – то хорошим будет и тот «человеческий товар», который из нее будет поступать на «жизненный рынок». Если, напротив, она будет организована плохо, если первые жизненные впечатления, даваемые ею вновь появившемуся на свет существу, будут состоять в уроках ссор, брани, злобы, невежества, взаимной грызни, лени, преступности и т.д., преподносимых поведением членов семьи, то такая мастерская, как общее правило, будет выпускать на жизненное поприще человеческий материал довольно плохого качества.