Сочувствующий – родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких – либо конкретных действий. Он тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.
Потакающий – родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентирован на ребенка: он ставит его потребности и интересы выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.
Ситуативный – родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Система требований родителя и стратегия воспитания лабильная и гибкая.
Зависимый – родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитатели, педагоги и ученые) или перекладывает на него свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает педагогическая и психологическая литература, из которой он пытается почерпнуть необходимые сведения о "правильном" воспитании своих детей [1, с. 266]
Внутренняя педагогическая позиция, взгляды на воспитание в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми.
Следствием этого убеждения является то, что родители решительно не знают, как справиться с ребенком, проявляющим негативные эмоции. Выделяются следующие стили родительского поведения:
"Командир-генерал". Этот стиль исключает альтернативы, держит события под контролем и не позволяет выражать негативные эмоции. Основными средствами воздействия на ребенка такие родители считают приказы, команды и угрозы, призванные эффективно контролировать ситуацию.
"Родитель-психолог". Некоторые родители выступают в роли психолога и пытаются анализировать проблему. Они задают вопросы, направленные на диагностику, интерпретацию и оценку, предполагая, что обладают высшим знанием. Это в корне убивает попытки ребенка открыть свои чувства. Родитель-психолог стремится вникнуть во все детали с единственной целью — направить ребенка по правильному пути.
"Судья". Этот стиль родительского поведения позволяет считать ребенка виновным да вынесения приговора. Единственное, к чему стремится такой родитель, — доказать собственную правоту.
"Священник". Стиль родительского поведения, близкий к учительскому. Поучения сводятся преимущественно к морализированию по поводу происходящего. К сожалению, этот стиль безлик и не имеет успеха в решении семейных проблем.
"Циник". Такие родители обычно полны сарказма и стараются, так или иначе, унизить ребенка. Основное его "оружие" — насмешки, прозвища, сарказм или шутки, способные "положить ребенка на лопатки".
Кроме того, рассмотренные выше стили родительского поведения никоим образом не мотивируют ребенка исправиться, а только подрывают главную цель — помочь ему научиться решать проблемы. Родитель добьется только того, что ребенок будет чувствовать себя отверженным. А когда ребенок испытывает негативные чувства по отношению к себе, он становится замкнутым, не желает общаться с другими, анализировать свои чувства и поведение [10, с. 111-112].
Семья – это чаще всего скрытого от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь – детей. Тем не менее существует ряд объективных социальных факторов, которые так или иначе, сказываются на всех без исключения семьях. Среди таковых можно отметить:
· Разрыв соседских, а в отдельных случаях и родственных связей;
· Все большая включенность женщины в производственную деятельность и, как следствие, двойная нагрузка на нее – на работе и в семье;
· Дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение;
· Жилищные и материальные затруднения.
Все это в той или иной степени обуславливает трудности в осуществлении семьей ее воспитательных функций [1, с. 274].
В.И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, выделил три типа неправильного воспитания.
Воспитания по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) – неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.
Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.
Воспитание по типу С (эгоцентрическое) – культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда ущерб другим детям или членам семьи [9, с. 485].
Наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в семье – предупреждение педагогических ошибок родителей. А это, в свою очередь, предполагает осознание и правильное истолкование наиболее типичных из них.
Причины ошибок в семейном воспитании условно можно разделить на три группы:
1. Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств;
2. Недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;
3. Недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требования к ребенку [1, с.278].
О роли семьи в процессе формирования личности говорили еще Я. А.Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Б. Рассел, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский и др. Они указывали, что семье наряду с воспитанием принадлежит существенная роль в становлении личности ребенка.
И. И. Гуртовой: "Семья — одна из высших моральных ценностей общества... Семья служит для людей первым источником социальных идеалов и образцов поведения. Она участвует в сохранении, накоплении и передаче новым поколениям трудовых навыков, обеспечивает преемственность духовной культуры. Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье" [3, с. 11].
Известный детский психиатр М. И. Буянов считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья – это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально – психическое состояние. "Для одного ребенка, - подчеркивает М. И. Буянов, - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений "семья - ребенок" имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная".
Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. "Дефекты воспитания, - считает М. И. Буянов, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи" [11, с.9-11].
Выделяют две основные группы семей:
· Благополучная семья — это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Для здоровой семьи характерны сильная родительская позиция с четкими семейными правилами, гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи, наличие "образцов" поведения и взаимоотношений, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу "семейной памяти" И. В. Вострокнутов. Ледерер и Джексон считают хорошим браком тот, который характеризуется следующими признаками: толерантностью, уважением друг к другу, честностью, желанием быть вместе, сходством интересов и ценностных ориентации. В. А. Сысенко считает, что "брак стабилен лишь в том случае, когда супружеское общение несет в себе положительный эмоциональный заряд, когда ни один из супругов не испытывает чувства отчуждения и психического одиночества". А. И. Обозова отмечает, что стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий добавляют, что стабильности семьи способствует также умение ее членов вести переговоры по всем аспектам семейной жизни [3, с. 10].
· Неблагополучная семья. Неблагополучной М. А. Алемаскин, В. И. Селиванов, Р. М. Капралова, И. А. Невский, 3. Б. Баерюнас, Л. С. Алексеева, В. Д. Ермаков и др. считают такую семью, которая плохо справляется с одной из своих главных задач — воспитанием детей. Л. С. Алексеева поясняет: "Неблагополучная семья — это система, в которой отсутствуют или действуют неупорядоченно решающие факторы семейного взаимодействия"
Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева называют неблагополучной такую семью, где ребенку плохо. Это могут быть семьи, где жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их "для их же блага", не создают условий для нормального развития и т. д. В. Д. Ермаков добавляет, что в таких семьях "явно или скрытно содержатся в качестве основной проблемной ситуации рассогласованность положительно или отрицательно формирующихся явлений". Г. Г. Зайдуллина считает, что понятие "семейное неблагополучие" охватывает различные негативные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного или половозрелого состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами — школой, училищем, производством и другими учреждениями [3, с. 20].