Смекни!
smekni.com

Формы организации уроков оригами как средство развития творческих способностей младших школьников (стр. 6 из 11)

Оригами тесно связано с творчеством детей. Сначала это всегда спонтанный (самопроизвольный) акт.

На уроках оригами используются упражнения для развития творческих способностей. Например, детям предлагаются: схемы с пропущенными условными знаками или умышленно внесенными ошибками, задачи на комбинирование приемов.

На фоне репродуктивной деятельности регулярно вводятся элементы продуктивной (творческой) деятельности. Сложность зависит от возраста и уровня обучения. Изобретательство для младших школьников представляет собой самостоятельное решение маленьких шагов, к которым подводит его педагог [14;100].

Всегда хочется разнообразить уроки оригами, превратить их в увлекательные, а не сводить все к простому показу новой фигурки или нового приема складывания. Для этого используются следующие учебно-игровые формы уроков:

· Копирование детьми действий педагога (самая распространенная форма);

· Взрослый показывает несколько этапов складывания фигурки, а затем дети по памяти повторяют увиденные действия (выбор количества этапов позволяет упрощать или усложнять игру);

· Педагог дает команды, а дети, не имея перед глазами примера действия, выполняют команды, чем достигается постижение начала логического мышления (педагог переводит зрительные образы в понятия и поправляет действия детей по уговору, как “тепло” или ”холодно”);

· Дети отворачиваются или зажмуриваются, а педагог выполняет одну или несколько оригамных операций, после чего дети с большим или меньшем затруднением отгадывают, что было сделано;

· Дети получают задание изготовить фигурки по готовой фигурке (с разрешением ее развернуть) [4;16].

Формы игр для некоторых фигурок могут требовать определенных знаний, умений и навыков (тогда игра может получаться и радовать результатом).

Дидактическими принципами использования искусства оригами как средства развития творческих способностей учащихся начальных классов являются: - «знания - фундамент творчества». Творческая деятельность не может выходить за пределы имеющихся у ученика знаний; - целенаправленность обучения. Формирование новых знаний, умений и навыков должно проходить постепенно и целенаправленно; - тщательный отбор учебного, материала для развития творчества; - принцип многократности; - фронтальное приобщение школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт; - постоянный контроль учителя за работой ученика [21;200].

Таким образом, занятие оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус и самое главное – творческие способности.

В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.

Оригами тесно связано с творчеством детей. Сначала это всегда спонтанный (самопроизвольный) акт.

На уроках оригами используются упражнения для развития творческих способностей, детям предлагаются: схемы с пропущенными условными знаками или умышленно внесенными ошибками, задачи на комбинирование приемов.

1.3 Формы организации уроков трудового обучения посредством техники оригами

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Что же такое «формы организации обучения», какова их сущность?

В современной дидактике сложилось парадоксальная ситуация. Исследователи отмечают (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов и др.), что даже специалисты в области дидактики затрудняются сказать, что такое форма организации учебной работы и чем она отличается от метода обучения. В традиционной дидактике форма как бы оторвалась от содержания, так как определяется по внешним в отношении содержания образования признакам. Так в одном из учебных пособий указано, что формы отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы: «Латинское слово форма означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления» [11;7]. По мнению И. М. Чередова, форма организации обучения – это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса.

В. К. Дьяченко считает, что понятие «форма организации обучения», как и другие понятия дидактики может быть научно обосновано лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение – это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт (в том числе и опыт творческой деятельности), накопленные человечеством». [27;353].

Общение происходит между взаимодействующими преподавателем и учащимися. В зависимости от структуры учебного общения В. К. Дьяченко классифицирует общие формы на индивидуальные, парные, групповые, коллективные.

Понятие «организация» в «Философской энциклопедии» трактуется как «упорядочение, налаживание, привидение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположение соотношение частей какого либо объекта». Обучение может происходить только тогда, когда оно каким-то образом организовано. Оно происходит и существует, прежде всего, в определённых формах его организации. Организационные формы обучения составляют материальную основу обучения [10;400].

Итак, форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие, экскурсия и другие) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у школьников системные знания и личностные качества. Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала детьми различных возрастных групп. Содержание науки и возрастные особенности школьников требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм [14;121]. Существуют различные классификации форм организации учебного процесса, но все они сводятся к структуре учебного общения или дидактическим целям и задачам. Все формы можно разделить на общие и конкретные.А.Сластёнин даёт следующую классификацию форм обучения, в зависимости от структуры педагогического процесса. Достоинством этой классификации является определение места проведения процесса обучения, чего нет в других классификациях [23;270]. Распространёнными являются классификации В. К. Дьяченко и И. М. Чередова, основанные на структуре учебного общения.(См. таблица №1, 2). На протяжении длительного времени в педагогической литературе было общепринятым деление всех организационных форм на: 1. Общеклассные или фронтальные учебные занятия;

2. Групповые (бригадные или звеньевые);

3. Индивидуальные. В первом случае учитель одновременно работает со всеми учащимися класса, во втором – в классе работает несколько групп учащихся и каждую небольшую группку обучает кто-то из учеников, в третьем – каждый ученик выполняет работу индивидуально, без чьей-либо помощи. Такая классификация является неполной. Во-первых, отсутствуют парные и коллективные учебные занятия. Во-вторых, в классификации члены деления не исключают друг друга, так фронтальные занятия являются частным случаем групповых. Остаётся неясным признак по которому производится такое деление, обычно это признак одинаковости или неодинаковости заданий. Если в классе все учащиеся выполняют одну и ту же работу, то такие занятия следовало бы считать фронтальными, но в действительности каждый ученик на этих занятиях работает индивидуально, обособленно друг от друга, даже без помощи учителя. То же самое можно сказать и о занятиях, на которых производится контрольная работа. А если на уроке самостоятельная работа по карточкам – одни ученики имеют одинаковые задания, а другие разные? Получается, что в классе проводится групповая работа, на самом деле все ученики работают индивидуально (ученики изолированы друг от друга). А если ученики работают в группах, но все группы имеют одинаковые задания? Это не фронтальная работа, а групповая. Следовательно, такое деление форм обучения является неправильным, неполным. Мы будем придерживаться классификации В. К. Дьяченко, она устраняет данные недочёты [14;130].

Таблица №1. Общие формы учебной работы (В. К. Дьяченко)

Индивидуальная Парная Групповая Коллективная
Обособленная учебная работа, без контакта с другими людьми.(ученик-книга, ученик-тетрадь). Работа внутри одной обособленной пары, участники пары постоянные, один говорит, один слушает.(ученик-ученик, учитель-ученик). Одного говорящего слушает либо несколько человек (бригадные, звеньевые занятия), либо весь класс (общеклассные занятия).(ученик-ученики). Каждый ученик по очереди работает с разными членами коллектива и наоборот, все работают с каждым учеником.(ученик-ученики, ученики-ученики).
Таблица №2. Общие формы учебной работы учащихся (И. М. Чередов)
Фронтальная Групповая Индивидуальная
Управление учебной деятельностью всего класса при его работе над единой задачей при достаточно жёстком контроле учителя. Сотрудничество в малых группах на принципах самоуправления с менее жёстким контролем учителя:ЗвеньевыеБригадныеКооперированно-групповыеДифференцированно-групповые. Самостоятельность ученика при максимальном проявлении его инициативы с учётом степени целеустремлённости, работоспособности, интересов, склонностей:ИндивидуализированныеИндивидуализированно-групповые.

Таблица №3. Сравнение общих форм обучения

Название формы Достоинства Недостатки
Индивидуальная Самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль. Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведёт к списыванию, подсказкам, отсутствие социальной активности школьников.
Групповая Взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования. Слабого ученика можно поставить в пассивное положение, работать могут только лидеры, а остальные списывать.
Парная Учащиеся дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга, эта работа эффективна на непродолжительное время (5-7 мин.), повышается качество выполненной работы, исчезает страх за ошибки перед учителем. Возникает опасность ложного товарищества, невозможно объективно оценить уровень знаний учащихся, нарушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности.
Коллективная Каждый ученик попеременно является то учеником, то учителем, повышается ответственность за свои знания перед коллективом, активизируется познавательная деятельность учащихся, развивается инициативность, коммуникабельность, трудолюбие учеников. Неумение некоторыми учителями профессионально организовать данную форму, недостаточность времени на уроках, несформированность коллектива приведёт к нежелательному результату: обратившимся за помощью говорят «Сам учи, что тут сложного».

В паре необходимо уметь: