Смекни!
smekni.com

Формы организации уроков оригами как средство развития творческих способностей младших школьников (стр. 7 из 11)

– общаться, не мешая другим (говорить вполголоса);

– слушать, не перебивая друг друга;

– слышать собеседника;

– отстаивать собственную точку зрения;

– задавать вопросы друг другу на понимание, отвечать на них;

– выражать свои чувства и мысли;

– быть терпимым друг другу;

– благодарить друг друга за работу [27;369].

Как правило, на уроках трудового обучения в школе дети выполняют оригами индивидуально. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих композиций, где объединяются работы всех детей класса. Детей радуют коллективные работы. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа [13;85].

Коллективная конструктивная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

Важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации трудовой деятельности, является то, что детям младшего школьного возраста очень нравятся такого рода работы. Во- первых, потому, что каждый чувствуют себя сопричастным к полученному общему продукту, и это безусловно радует детей; во-вторых, как правило, результат получается более впечатляющими, эмоционально гораздо сильнее затрагивающими детей. При этом коллективная форма работы не снижает значимости деятельности каждого ребенка, не нивелирует индивидуальные усилия каждого. Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результат; чем лучше ребенок выполнит свою часть работы, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция.

Желательно, чтобы коллективной работе предшествовал подготовительный этап, который позволил бы детям углубить собственные знания по теме будущей работы, позволил бы сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственных работах. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы и другое.

Основной этап, этап выполнения работы, включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель – не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективного творчества условия для творческого взаимодействия детей.

Условно можно выделить третий, заключительный этап. Этот период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненную детьми композицию лучше всего на несколько дней оставить в классе. Она не раз привлечет внимание детей, станет объектом самых разных разговоров, дискуссий, игр, рождения новых творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной работы [13;87].

Таким образом, форма организации обучения – это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса.

Форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

В педагогической литературе общепринятым является деление всех организационных форм на общеклассные или фронтальные учебные занятия; коллективные; групповые (бригадные или звеньевые); индивидуальные.

На уроках трудового обучения с использованием техники оригами возможно применение таких форм организации уроков, как коллективная, групповая, парная и индивидуальная работы.

Творческие способности – это создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между игрой и учебой.

Использование оригами в учебно-воспитательном процессе – на уроках трудового обучения приносит не только радость участникам процесса, но и повышает результативность обучения. На уроках оригами используются упражнения для развития творческих способностей, детям предлагаются: схемы с попущенными условными знаками или умышленно внесенными ошибками, задачи на комбинирование приемов.


Глава 2. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях педагогического эксперимента

2.1 Выявление уровня развития творческих способностей у учащихся 2-го класса

База исследования: СОШ №1 п.г.т. Ленино, 2-А класс (количество учащихся 17 человек). Классный руководитель Красильникова Наталья Алексеевна.

Цель исследования: определить уровень развития творческих способностей учащихся 2-А класса.

Задачи данного этапа:

· Провести беседу с учителями;

· Провести тестирование учащихся 2-А класса;

· Проанализировать программу трудового обучения на развитие творческих способностей.

При беседе с учителями начальных классов им были поставлены следующие вопросы:

- Что Вы используете на уроках трудового обучения для развития творческих способностей младших школьников?

- Какие формы организации уроков Вы используете?

Из беседы можно сделать следующие выводы:

· На уроках трудового обучения учителя начальных классов используют чаще коллективную и индивидуальную формы организации работы, реже - групповую и парную.

· Для развития творческих способностей используют игровые формы уроков, занимательные упражнения (например, нарисовать несуществующее животное) и другое.

Проведение теста Гилфорда и Торренса.

Большинство современных тестов являются модификацией тестов Гилфорда и Торренса. 1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Нами для определения уровня творческих способностей был взят фактор беглости ответов. Отметим несколько моментов, связанных с процедурой проведения тестов. Тесты можно проводить как индивидуально, так и в группе. Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называют занятиями. Часто эти занятия проводятся в игровой форме. В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы просим испытуемых предложить как можно больше разнообразных ответов на наши вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой. Время проведения процедуры — около 40 минут.