Учитель и ученики успешно создают интерактивные картыпо истории, применяемые как при изучении нового, так и на повторительно-обобщающих уроках. Возможно конструирование урока на основе материалов исторической игры "Современники", "Аванта" или программы PowerPoint из пакета MicrosoftOffice.
Программа PowerPoint дает возможность использовать ресурсы в таких формах представления как тексты, слайды, видео - и аудиофрагменты, диаграммы, таблицы, звуковые сигналы, показывающие переход от одного вида работы к другому. Компьютерные презентации в этой программе позволяют создать слайд-фильм урока, подобрав нужные исторические карты, схемы, иллюстрации и таблицы, подготовить раскадровку, содержащую информацию по персоналиям, хронологии и картографии, терминам и понятиям, привлекая информацию из электронного словаря. Этот опорный конспект ученики применяют при подготовке полученного задания, обращаясь к слайд-фильму в классе по локальной сети или дома, пользуясь сайтом школы или учителя, размещенными в Интернете. Они готовят рассказы по коллажу, по слайдам.
Интересные рекомендации по работе с электронным диафильмом дает А.В. Чернов. Учитель с учащимися становятся разработчиками поурочных пакетов презентаций трех видов:
компьютерные презентации;
программы для повторительно-обобщающих уроков;
компьютерный диафильм с элементами анимации.
Как правило, на подготовку одной презентации с применением отрывков из мультимедийных энциклопедий, средств графики и анимации, аудиосредств уходит около трех часов времени.
Применение компьютерного диафильма на уроке дает возможность в нужной последовательности вводить, снимать, передвигать фрагменты кадров, представленных в виде слайдов. Так, на первом слайде появляется тема урока, на втором - пункт за пунктом отображается план изучения нового материала, на третьем - выдвигается проблемная задача урока, на последующих - раскрывается основное содержание урока, представленного на слайдах с кратким учебным текстом базовых знаний и изобразительного ряда - иллюстраций с картин известных художников, диаграмм.
Учитель предлагает ученикам назвать причины события или явления, а по ходу беседы или в качестве ее итога выводит по пунктам или сразу текст соответствующего слайда. На следующем слайде при выяснении территориальных потерь ученики видят как воины переходят границу, как полки выдвигаются для сражения, как передвигаются фигурки военных во время боевых действий. Так применяя условно-графическую анимацию учитель формирует у учащихся представление о ходе боевых действий.
При закреплении используется лента времени и иллюстрации: вызванному ученику надо совместить дату с соответствующим изображением, работая за компьютером в режиме редактирования слайдов. Затем класс решает кроссворд: на экране появляется вопрос, ученики дают на него ответ, вносят его в сетку кроссворда.
Данная разработка трансформируется под любой тип урока, поскольку учитель может снимать и добавлять слайды, менять их содержание, применять дополнительные виды графики, вводить новые приемы учебной деятельности. При создании слайдов особое внимание обращается на логику изложения материала. Так возникают и складываются возможности проектной деятельности учащихся по созданию собственных программ.
Ю.В. Кушнерёва предложила семиклассникам во втором полугодии разработать на уроках учебные проекты-презентации по теме: "Раннее Средневековье: мифы и повседневная жизнь". Такую работу позволяли провести кабинеты истории и информатики, оборудованные компьютерами, сканерами, мультимедийными проекторами, а также наличие необходимого программного обеспечения: Word, Twain, PhotoShop, PowerPoint.
На первом организационном занятии ученикам выдается макет слайдов и шаблон оформления со следующим наполнением слайдов:
заглавие, автор материалов;
историческая справка по вопросу;
3-8) сюжеты проектов;
9) отражения содержания мифов в литературе, живописи, музыке, кинофильмах;
список книг, сайтов, всей использованной информации;
сведения об авторе презентации.
На первом уроке формируются рабочие группы и распределяются задания между учениками.
Учебная деятельность на последующих уроках организуется и проводится следующим образом:
уроки 2-3 - работа в группах по обработке собранного материала и поиску нового, включая Интернет;
урок 4 - обобщение и систематизация материалов, их анализ, выставление оценки за проделанную работу, корректировка планов предстоящей деятельности;
уроки 5-6 - разработка презентации на основе собранных материалов;
урок 7 - представление и обсуждение первой презентации;
уроки 8-9 - представление и обсуждение остальных презентаций,
запись основного в тетради, формулирование заданий для самостоятельной работы;
урок 10 - самостоятельная работа, итоговое выставление оценок.
Каждый ученик представляет свою часть работы, рассказывает, какой вклад он внес в общее дело. При оценке учитываются качество и форма представления материала; форма его устного изложения (собственный рассказ или чтение с экрана); умение сделать пояснения, разъяснить сущность содержания; точность и емкость ответов на вопросы присутствующих на презентации.
Анализ проектного исследования позволил выявить успехи и неудачи этого вида учебной деятельности. Прежде всего повысилась активность учеников, возрос их интерес к истории, значительнее, совершеннее стали умения в области истории и информатики. К типичным ошибкам можно отнести стремление учащихся включить в проект все многообразие собранной информации, не отдавая отчета в ее научной сложности и трудности для учеников класса. Ну и, конечно, особенно на первом этапе, презентации были перегружены спецэффектами.
Как показывает практика, не реально осуществление компьютерной проектной деятельности в младшем и среднем возрасте, поэтому здесь учителя сориентированы на презентации иного характера. При подготовке к уроку-презентации в 5 классе учитель С. Доценко использовал размещенную на компакт-диске "Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия", из которой взял необходимый для раскрытия темы текст, изобразительный и графический материал. Презентация представляет собой наглядный ряд, позволяющий разнообразить рассказ учителя, сделав его интересным и познавательным, а также организовать обсуждение цепочки взаимосвязанных вопросов. Основу содержания урока составляют слайды с текстом и графикой, видео - и аудиоматериалами, используемыми комплексно. Вся презентация состоит из 17 слайдов, разбитых на части в соответствии с планом урока. Компоновка материала презентации для учителя и учащихся служит своеобразной формой опорного конспекта.
По ходу урока на экран в соответствии с планом выводится нужный материал, вопросы и задания. В ходе представления урока-презентации новый материал чередуется с вопросами и заданиями по повторению ранее изученного. В начале изучения нового демонстрируется заставка - слайд-фильм с картинами из жизни Древнего Египта в сопровождении музыки на тему египетских мотивов. Вслед за этим появляется слайд с изображением пирамид... В конце урока по новому материалу в игровой форме проводится небольшая викторина, после чего учитель подводит итог урока, оценивает работу учеников класса.
На базе системы "Магистр. Doc" разработан банк данных из 200 заданий по истории Древнего мира для тренинга и контроля знаний учащихся: на первом кадре дается само задание, на втором - консультационный материал по выполнению, подсказка, на третьем - ответ, правильное решение. Обращение к подсказке фиксируется и учитель получает информацию об уровне подготовленности ученика, о недочетах в его знаниях. На основе этой программы ученики работают в компьютерном классе. Они вводят с клавиатуры слова, символы, перемещают мышью фрагменты графиков, схем, таблиц, заполняют пропуски, убирают лишнее, выбирают позиции аргументации принятого решения, действия.
Как уже отмечалось, работа с мультимедийной гипертекстовой системой, в частности в программе PowerPoint, позволяет выбирать пути изучения материала с помощью интенсивного визуального ряда, создать нужный для данного урока слайд-фильм, дополнить его музыкальным сопровождением, звуковыми сигналами, показывающими переход от одного видеоряда к другому. В процессе работы учитель легко может стирать или вводить новые абзацы, видеоизображения, рисунки; оформлять переход одних фрагментов к другим.
Изображение выводится как на монитор компьютера, так и на большой экран, помещенный рядом с классной доской. Деятельность учителя объединяется с изобразительным рядом на экране, раскрывая и дополняя его информацию визуальными образами и задавая определенный темп и ритм уроку. Визуальное погружение привносит элемент солидарности всех участвующих в работе, связанных общим делом, что организует и дисциплинирует учащихся. Такое обучение позволяет активно воспринимать информацию, благодаря тем ассоциациям, которые возникают в чередовании зрительных образов. Практическую пользу этот метод работы, как и любой другой, дает при систематическом его применении.
Программа визуального погружения служит планом урока, регулируя наиболее оптимальный объем информации. При ее разработке отбираются основные факты и даты, важнейшие события, явления и процессы, термины и понятия. Перед учителем стоит задача максимально содержательно раскрыть тему урока, не перегружая его второстепенным материалом. Такое погружение в прошлое создает у учеников четкое представление о содержательном своеобразии исторических событий, их последовательности и динамике, значимости в рамках определенного периода.