Смекни!
smekni.com

Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога (стр. 12 из 21)

Для получения профессионального уровня информационной компетентности необходимо создать условия для обучения квалификационной работе на ПК. Вполне очевидно, что студент должен иметь навыки работы с самым современным оборудованием и программным обеспечением (соответствующим его будущей профессиональной деятельности).

Важно вовлекать студентов в самостоятельную работу с элементами научно-исследовательской деятельности с активным использованием возможностей информационных технологий.

Требуется также обеспечить выполнение принципа преемственности и последовательности. Необходимо сотрудничество учителей средней школы, преподавателей педучилища.

Для реализации индивидуальных образовательных траекторий в учебных планах следует предусмотреть дисциплины по выбору, связанные с информационным блоком, учитывающие степень подготовленности и выводящие обучаемого на заданный уровень информационной компетентности.

Применяемые информационные технологии должны подчиняться принципу технической адекватности, т.е. в процессе обучения необходимо поддерживать технические и программные средства на современном уровне. Имеющийся информационный ресурс должен эффективно и рационально использоваться.


КОНСПЕКТ УРОКА ПО НАРОДОВЕДЕНИЮ

ПО ТЕМЕ «РУССКОЕ ЗАСТОЛЬЕ»

Преподаватель

Баева Г.И.

Тема: Русское застолье

Цель: дать студентам конкретное представление о русском застолье, столе; добиться осознанного восприятия материала; оценить уровень подготовленности к занятиям; вызвать интерес к теме и содержанию урока; развивать самостоятельность при отборе материала; воспитывать положительное отношение к прошлому нашей Родины.

Форма проведения: устный журнал.

Эпиграф к року: «Зная свое прошлое, можно жить в будущем».

Материал к уроку: картина русской избы, страницы журнала «Русское застолье», «Графское застолье», «Поэтическая», «Художественная», «Музыкальная», «Пословицы», «Этикет»; выставка книг, иллюстрации застолья, посуда, хлеб, соль; грамзаписи: «Славься, славься!», «Дубинушка», «Во кузнеце».

Ход урока

Есть у нас урок такой:

Игры, шутки, тары-бары,

Песни, конкурсы, забавы.

Все пришло из старины,

Из далекой глубины.

Мы колядовать ходили,

Хоровод весной водили.

А в крестьянской-то избе

Знаем что теперь и где.

Где святилка, где светлица,

Для чего служил рушник.

Кто ложится на палати.

Кто с ухватом у печи

Вынимал чугун горячий

Да ржаные калачи.

У входа в «избу» гостей встречает Хозяюшка.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Звучит песня «Во кузнеце»

Подходит к печи, обращаясь к ней, произносит:

Ой, ты, печка – сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси.

I. Слово учителя.

- Вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на уроке

Нынче к нам на урок

Поутру невесть откуда,

Глянь, прислали сундучок –

Вот узнать бы что таится,

В сундучке старинном том!

Может в нем таится клад

И сокровища лежат?

Гляньте: грамотка на нем!

Мы сейчас ее прочтем!

Разворачиваем «грамотку» и читаем.

Здесь, дружок, таится клад

И сокровища лежат,

А какие, угадай,

Но сундук не открывай.

А взгляни скорей на крышку,

Коли есть чуть-чуть умишка,

И смекалки хоть на грош,

Надпись здесь ты разберешь!

Надпись хитрая гласит

Что сундук в себе таит.

е ь л о т с а з е о к с с у р

- Кое-кто немного разочаровался! Вы, наверное, ждали может золотых, камней драгоценных, а тут …

И все же можно утверждать, что это величайшее сокровище, из тех, которые имел человек. Чтобы понять это перенесемся на сотни лет назад. Вы помните как у Антуане де Сент-Экзюпери в сказке «Маленький принц»?

- Лучше приходите всегда в один и тот же час, - попросил Лис … - нужно соблюдать обряды.

- А что такое обряды? – спросил маленький принц

- Это тоже нечто давно забытое, - объяснил Лис.

- Нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие.

II.Сообщение темы и цели урока.

Да, сегодня мы поговорим о том, какие обряды русского застолья существовали, как и чем питались наши предки, какие правила соблюдались при приеме пищи. Для этого перелистаем страницы устного журнала.

1.Словарная работа.

Слово застолье в словаре обозначено как – праздничный стол, угощение, еда. А любая трапеза предполагает и определенные правила поведения человека.

Что такое этикет? Этикет – это слово французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От французского названия карточек «этикеток» и произошло слово «этикет».

2.Сообщение студентов.

а) Я хочу сказать, что со временем правила хорошего поведения изменялись, но многие неизменны с глубокой древности. С Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства. Столовые приборы были в почете уже у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось очень большим достоинством, важным элементом культуры поведения.

б) В книге для юношества «Юности честное зерцало» или «Показания к житейскому обхождению», изданной при Петре I вслед за азбукой и арифметикой излагались правила, как сидеть за столом и управляться с ножом и вилкой, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомым. «Над ествою не чавкай как свинья и головы не чеши, не проглотя куска не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже».

в) Правил поведения очень много, попробуй их все запомнить!

г) На самом деле есть одно простое правило: человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим людям.

Итак, что же ели наши предки, какой у них был стол? Из чего состояло застолье?

Русская кухня вполне была национальная, т.е. основывались на обычае, а не на искусстве. Русские ели хлеб преимущественно ржаной. Пшеничная мука употреблялась редко на просфоры и калачи, которые для простого народа были лакомством в праздничные дни – от этого и пословица: Калачом не заманишь.

До конца XVII столетия русские не знали другой огородной земли, кроме простой капусты, чеснока, лука, огурцов, редьки. Салата наши предки не сеяли и не ели. Русские в старину не ели ни телятины, ни зайчатины, ни голубиного мяса, ни раков, ни вообще ничего, что само по себе умирало: также они считали нечистыми всех животных, которые были убиваемые женщинами.

Еда наших предков была крайне неприхотливая: обыкновенною пищею простого народа был ржаной и яичный хлеб с чесноком, или ячменная каша. Щи составляли уже роскошное кушанье и даже больше того, если в них была ржаное свиное сало.

В военное время в войсках пища была – сухари и толокно. По свидетельству иностранных посланников – нечистота и еще более чесночный и луковый запах делали их почти несъедобными, при том почти все кушанья приправлены были конопляным маслом или испорченным коровьем. В старину коровье масло приготавливалось в печах и без соли, от этого оно скоро горкло.

Вот каким был русский народный стол. Этим питалась беднота, простой народ.

Вот какая история произошла с картофелем, который царь Пётр привез в Россию из Голландии. Это сейчас картофель – любимая русская еда, «второй хлеб», а в XVIII веке крестьяне встретили новый овощ в штыки. Тогда царь велел засадить картофелем один огород и выставил вокруг него одних часовых. Все решили, что в огороде растет какой-то чудо-овощ, иначе зачем бы его так охраняли? Ночью некоторые смельчаки пробирались на царский участок и воровали картофель, а потом высаживали у себя в огороде. Вот так и прижился этот полезный овощ в нашей стране.

г) Когда и сколько раз в день нужно принимать пищу, что подавать на первое, что на второе, как вести себя за столом – ответы на эти вопросы у каждого народа свои. Для наших предков было характерно благоговейное и экономичное отношение к еде. В крестьянском хозяйстве существовала безотказная технология использования продуктов питания. Режим питания русских людей складывался под влиянием самых разных факторов – экономических, религиозных. Имели значение и возможные запреты на еду – это посты. Их, как правило, соблюдали основная масса народа очень строго. Самый голодный считался Петровский пост. В это время заготовленные впрок овощи уже заканчивались, даже кислая капуста – палочка-выручалочка – была на исходе. Вот и перебивались луком да квасом.

Согласно этому поверью петровский пост введен был по просьбе баб, для скопа масла. Если б молоко съедалось в это голодное время, то масла не скопить бы. Стол крестьянских семей был скромнее и однообразнее, чем у горожан. Щи, каша, черный хлеб, чай – вот, пожалуй, и все разносолы.

Из описаний исследователей можно предположить такое крестьянское застолье.

5 часов – чай с хлебом, лепешкой.

9 часов – то же.

12 часов – редька с квасом, иногда рыба, хлеб.

5 часов – чай с хлебом.

9 часов – остатки обеда.

На столе в русской избе постоянно лежал хлеб, а рядом соль. Думается, что этим хозяева хотели показать свое гостеприимство или на случай если в дом зайдет странник.