План: Дети отправляются в гости к царице Экономике.
1. Рассматривание денег и рассказ воспитателя об истории их появления
2. Дидактическая игра "Магазин". Объяснение понятия "цена"
3. Решение задач:
- Муха нашла пятикопеечную монету. Самовар стоит три копейки. Сколько копеек сдачи должна получить муха?
- Какими монетами ей могут дать сдачу?
4. Разгадывание кроссворда:
1. Особый товар, на который можно обменять любой другой товар.
2. Количество денег, которое надо заплатить за товар.
Сюжетно-ролевая игра "Магазин"
Цель: Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания об экономических понятиях. Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Закреплять умение соотносить товар с определенным количеством денег, решать простые задачи на вычитание и сложение в пределах 10. Формировать взаимоотношения сотрудничества. Воспитывать культуру речевого общения. Предварительная работа: рассматривание картины "Продавец", экскурсия в магазин, беседа "Мы были в магазине" (вычленение ролей), поделка материалов с детьми (чеки, касса, "деньги", ценники), встреча с продавцом магазина. Материал: касса, товары, "деньги", чеки, машина, строительный материал. Роли: продавцы, кассир, покупатели, контролер, шофер.
Краткое описание: воспитатель объявляет, что построен новый магазин. Шофер привозит товар, продавцы принимают товар, размещают его в магазине по отделам. Контролер проверяет правильность цены товара.
Анализ игры.
Констатирующий этап. Цель: развивать умение играть в коллективе, помогать друг другу в затруднительных ситуациях, договариваться о ходе игры.
Задачи: учить выбирать из множества единичное, находить возможное правильное решение в коллективном осуществлении замысла и сюжета.
Формирующий этап. Цель: Формировать представления о профессиях, о ресурсах и способах их использования.
Задачи: познакомить с новыми понятиями, показать их взаимозависимость.
Контрольный этап. Цель: выявить уровень экономических знаний детей.
Задачи: уточнить понятия, упражнять детей в правильном использовании терминов.
Октябрь
Занятие 1.
Тема: Чтение "Истории Мухи-Цокотухи".
Цель: Развивать у детей интерес к экономическим знаниям. Познакомить с экономическими терминами: бюджет, выгода, экономия. Продолжать учить строить пространственную модель сказки. Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Развивать любознательность.
План: 1. Чтение "Истории Мухи-Цокотухи" 2. Беседа по сказке с объяснением терминов "бюджет", "экономия", "выгода". 3. Составление пространственной модели "Истории..."
Занятие 2.
Тема: Знакомство с профессией бухгалтера.
Цель: Закрепить знания об экономических терминах "выгода", "экономия", "бюджет". Дать представление о работе бухгалтера. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова. Воспитывать любознательность, усидчивость.
План:
1. Воспитатель просит детей объяснить значение терминов "бюджет", "экономия", выгода". В случае затруднения помогает детям, обобщает ответы и читает главы из книги И. Шведовой "Экономическая азбука для детей и взрослых" ("Бюджет", "Выгода").
2. Дидактическая игра с мячом "Назови правильно" (на закрепление обобщающих понятий).
3. Рассказ воспитателя о работе бухгалтера с показом иллюстраций, оборудования (счеты, калькулятор, компьютер).
4. Дидактическая игра "Подбери однокоренное слово" (экономия, бюджет, бухгалтер, компьютер, выгода).
Сюжетно-ролевая игра "Круиз"
Цель: Закрепить в игре экономические понятия "бюджет", "экономия", "выгода", "заработная плата", "затраты", знания о природно-климатических зонах (тропики, пустыня, горы). Продолжать учить выполнять роли в соответствии с сюжетом, используя атрибуты и строительный материал. Развивать творческое воображение. Воспитывать культуру речевого общения.
Предварительная работа: Подготовка экскурсоводов, рассматривание схем кораблей. Материал: атрибуты для игр "Моряки", "Буфет", крупный строительный материал. Роли: капитан и команда корабля, группа туристов и руководитель группы, кассир, продавец буфета, экскурсоводы, строители.
Краткое описание: в начале игры все получают некоторое количество денег. Выбираются строители. Они строят корабль по схеме и получают зарплату. Выбирается команда корабля. Воспитатель предлагает отправиться в круиз. Набирается группа туристов, воспитатель берет на себя роль руководителя группы. На корабле организуется буфет. На остановках проводятся платные экскурсии, где экскурсоводы знакомят с особенностями данной местности.
Анализ игры.
Констатирующий этап. Цель: учить организовывать предметно-игровую среду и ролевое взаимодействие с учетом темы игры.
Задачи: ориентировать детей на тематику игровых сюжетов с экономическим содержанием, учить адекватно действовать в ходе игры.
Формирующий этап. Цель: расширять представления детей о профессиях.
Задачи: воспитывать умение разумно тратить деньги, рассчитывать на свои возможности, осознавая связь «труд-деньги-продукт».
Контрольный этап. Цель: выявить уровень экономических познаний в результате игры.
Задачи: расширять словарный запас детей, подвести к пониманию зависимости товара и услуги от качества.
2.3. Сюжетно-дидактические игры с экономическим содержанием.
Поиск оптимальных путей решения проблемы экономического воспитания дошкольников привел к использованию игровых технологий.
Среди разных видов игр особую значимость приобретают сюжетно-дидактические игры экономической направленности. Для экономического воспитания особенно важно развивающее воздействие сюжетно-дидактических игр: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, сопереживания, умения планировать, брать роль, сотрудничать, оценивать ситуацию, быть терпеливым, находчивым, настойчивым. Сюжетно-дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполняя все правила действия в соответствующей обстановке. Этого можно достигнуть при соблюдении следующих условий организации сюжетно-дидактических игр:
1. Отбор знаний для игр;
2. Ознакомление с доступной деятельностью взрослых через наглядность;
3. Отображение экономического содержания в сюжете и содержании игры;
4. Обогащение игры по тематике, сюжету, ролям, взаимоотношениям;
5. Совместное изготовление атрибутов для игр;
6. Участие воспитателя в игре;
7. Создание игровой проблемной ситуации.
Развитие сюжетно-дидактической игры идет поэтапно:
1 этап – Сюжетно-дидактическая игра – воспитатель в ведущей роли.
2 этап – Сюжетно-дидактическая игра – воспитатель во второстепенной роли.
3 этап – Самодеятельная сюжетно-дидактическая игра. Воспитатель-наблюдатель.
Система сюжетно-дидактических игр позволяет заложить основы базиса личностной культуры дошкольников с приоритетом экономического развития через интегрирование разных видов деятельности. [28]
Качество игры детей во многом определяется их информированностью о сфере жизни, отражаемой в игре. В связи с этим важно большое внимание уделять средствам обогащения сюжета при разработке игровых технологий.
Практика работы показывает, что наиболее целесообразной является следующая структура технологической карты сюжетно-дидактической игры:
1. Тема, задачи игры.
2. Роли, содержание сюжета.
3. Средства обогащения сюжета.
3.1. Занятия, дидактические игры.
3.2. Литература, беседы.
3.3. Наблюдение, демонстрация.
3.4. Предметно-игровая среда.
Так сюжетно-дидактическая игра помогает сделать экономику понятной через моделирование реальных жизненных ситуаций: купля-продажа, производство и сбыт продукции и др.
Соответственно, данную методическую систему можно внедрять в любых ДОУ общеобразовательного типа и использовать в семье.
Цель: Закрепить знания о возникновении металлических денег, о валютах разных стран, с помощью системного оператора узнать, что служило деньгами для древних людей, стимулировать активность детей.[21]
1. Организация: Дети вокруг воспитателя.
Идет обсуждение — что такое музей, для чего он нужен, что в нем хранится? Переход в музей.
2. Организация: Дети подходят к выставке вместе с воспитателем.
На столах лежат разные деньги — бумажные, металлические, разных стран и достоинств. Рассматривание экспонатов.
— А теперь немного порассуждаем.
Организация: дети садятся на стульчики
Возьмем 1 рубль. Какие еще деньги есть в обращении, из чего состоит рубль?
(копейки)
Рублями пользуются в нашей стране, а в других странах какие деньги? (доллар, марка, франк)
Как называются деньги других стран? (валюта)
Теперь поиграем.
3. Организация: дети в кругу
Игра. Кому передам денежку, тот называет какую-нибудь валюту (доллар, рубль, франк, марка, йена, гривна, юань, фунт стерлингов, лира...)
4. Организация: дети садятся на стульчики
А раньше деньги были такими же, как сегодня, или нет? Для того, чтобы узнать, мы должны слетать в прошлое, к первобытным людям. Пристегнули ремни. Полетели. 5, 4, 3, 2, 1. Пуск. А пока мы летим, закроем глаза и расслабимся. Мы приземлились около пещеры первобытного человека..
У первобытных людей был металл или бумага, чтобы изготавливать деньги? А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. Ведь, если мне нужна шкура — сколько яиц я должна за нее отдать? 5, 10 или 100? Хозяин шкуры хочет больше, а я хочу меньше. Кто прав? Вот так спорили каждый раз. Даже ругались. И пришли к выводу, что нужны деньги. У одних деньгами сначала были животные — у кого больше овец, коров, коз, тот и богаче. Другие стали расплачиваться шкурками зверьков (белок, зайцев, кротов, куниц). Те, кто жили около моря, расплачивались бусинками-жемчужинами или ракушками. Кто жил в горах — расплачивался камушками или стеклышками. И только в десятом веке появились металлические деньги.
Организация: дети встают и рассматривают экспонаты музея.
доллар марка франкживотныежемчужинки рублькамушки копейкиОрганизация: дети садятся на стульчики
А теперь нам пора возвращаться назад. Пристегнули ремни. 5, 4, 3, 2, 1. Пуск. Полетели.
5. Современные деньги всегда удобны? А в будущем деньги сохранятся или их чем-нибудь заменятся? (чековые книжки, карточки, СТБ-кард)
Вопрос: характеры у денег разные или одинаковые?
6. Организация: каждый ребенок выступает перед другими
Задание: каждый вытаскивает листочек, на котором написано название валюты. Изобрази валюту.
7. Организация: взаимопроверка за столами
Два человека работают у доски (соедини стрелками валюту и страну). В это время дети работают в парах (решают примеры). Друг другу говорят ответ. Потом проверяют задание у доски.
8. Организация: продуктивная деятельность