Объектом исследованияявляется развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследованияявляется лепка из соленого теста как средство развития детского творчества встаршем дошкольном возрасте
Цель работы– охарактеризовать лепку из соленого теста, как средство развития детскоготворчества у детей старшего дошкольного возраста.
Для достиженияпоставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Наоснове анализа литературы изучить теоретические исследования детскоготворчества в работах психологов и педагогов.
2. Охарактеризоватьтворчество детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотретьусловия для развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
4. Охарактеризоватьлепку из соленого теста как средство развития детского творчества.
5. Рассмотретьзначение лепки из соленого теста для всестороннего развития дошкольников.
6. Проанализироватьсодержание и методику обучения детей лепке из соленого теста.
7. Изучитьразвитие творчества посредствам лепки из соленого теста.
Методы исследованияиспользовались следующие:
1. Анализпсихолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирическоенаблюдение над педагогическим процессом;
3. Систематизацияи классификация материалов исследования в аспекте рассматриваемой проблемы.
Практическая значимостьработы заключается в том, что практические методы и приемы исследования могутбыть использованы воспитателями ДОУ для усовершенствованиявоспитательно-образовательного процесса по художественному восприятию разныхвидов искусства, развитию детского изобразительного творчества в лепке.
Глава 1. Развитиедетского творчества в работах психологов и педагогов
1.1 Теоретические исследованиядетского творчества в работах психологов и педагогов
Понятие«творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребеноксоздает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел,самостоятельно находя средство для его воплощения.
Говоряо формировании детского творчества, необходимо остановиться на вопросе о том,когда, с какого возраста следует развивать творчество детей. Психологи называютразличные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развиватьтворчество необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находитподтверждение в физиологии.
Делов том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первыегоды жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомическихсвязей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы ужесуществующих структур, так и от того, насколько стимулируется средойобразование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшейчувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших иширочайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для началаразвития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинаютразвиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы иусловия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чемближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.
Еслисозревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идутсинхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим извозможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок можетстать способным, талантливым и гениальным.
Однаковозможности развития способностей, достигнув максимума в "момент"созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, тоесть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенокне занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинаютутрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.
БорисПавлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развитиятворчества детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание ВозможностейЭффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особеннонегативно влияет на развитие творчества. Разрыв во времени между моментомсозревания структур, необходимых для формирования творчества и началомцеленаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению ихразвития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развитиятворчества. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградациивозможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей,так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущенывозможности эффективного развития творчества. И малое количество в обществелюдей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишьочень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творчества.
Спсихологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодомдля развития творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайнолюбознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Иродители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их вразличные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Анакопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческойдеятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышлениеболее взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно болеенезависимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детствотакже является сензитивным периодом для развития творческого воображения.
Творчество предполагаетобъединение известных действий в новые операции и получение нового продукта.
Под творческойдеятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которойсоздается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления,приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение кдействительности.
Классики дошкольнойпедагогики (А.П. Усова, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина и др.) в своих работахписали, что «творчество» характеризуется двумя показателями. Оно должнопредставлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию.Конечно, о полном соответствии детского творчества этим критериям не приходитсяговорить, однако его общественно-педагогическая ценность очевидна.
Чтобы понятьсвоеобразие и выделить особенности детской изобразительной деятельности итворчества, необходимо отметить особенности изобразительной деятельностивзрослых. Как правило, процессу творчества предшествует длительный периоднакопления впечатлений об окружающем мире. Это период восприятия, наблюдения,анализа явлений, событий, осознание собственного отношения к ним. Личноеотношение к миру – непременное условие творческого процесса. Таким образом,окружающий мир и деятельность человека служит источником идей и замыслов.Примерная структура зрелой творческой изобразительной деятельности выглядитследующим образом (Г.Г. Григорьева):
- появление замысла,представление результата работы, некоторых способов её воплощения;
- «вынашиваниезамысла», то есть дальнейшая разработка содержания, поиск художественной формы.Идет интенсивная работа воображения;
- «исполнение,реализация замысла», активная работа воображения, представления уточняются,дополняются, обогащаются, детализируются;
- окончательная оценкаполученного результата и его доработка, если в том есть необходимость.
Процесс творчества удошкольника своеобразен. Основой для возникновения творческих замыслов являетсяокружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах,людях.
Исследователи детскоготворчества (Л.С. Выготский, Г.В. Лубанская, Н.А. Ветлугина и др.) подчёркивалиего реалистическую основу. Процесс общения дошкольника с миром отражается и визобразительной деятельности. Этап появления замысла характерен длядеятельности дошкольника, но развивается замысел в процессе исполнительскойчасти деятельности. Это объясняется проявлением игровой тенденции в развитиидеятельности. Смысл рисования для ребенка – играть, ему интересен процессдеятельности, а не результат как условие, средство осуществления с игрой.
Л.С. Выготский обращалвнимание на сходство любого вида детской деятельности с игрой. Потребностьрассказывать о переживаемом изобразительным языком, понятным окружающим,появляется у ребенка позднее. Умение вынашивать замысел художественного образаформируется под влиянием взрослых в процессах обучения. Наиболее яркопредставлен в детском творчестве этап одновременного развития и исполнениязамысла. Ребенок, как правило, сопровождает рисунок речью, а порой и планируетего с помощью речи. В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, но онне связан с доработкой образа.
Следовательно, вдеятельности дошкольника есть все этапы, но они быстротечны, а вынашивание иреализация замысла совмещены. Развивая детскую изобразительную деятельностьнеобходимо учитывать её особенности, в частности последовательность исвоеобразие этапов творческого процесса.
Из теории и практикипедагогики известно, что компонентами детского творчества являются: активность,самостоятельность, инициатива, воображение.