Приемы обучения,используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детейс изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным. Приёмылепки из теста те же, что и при лепке из пластилина. Дошкольники работают ссоленым тестом в основном вне групповых занятий.
Организовывая ту илииную деятельность по развитию творчества, необходимо изучить литературу иматериалы для определения программы обучения. В данном случае по лепке из соленоготеста с детьми 5-6 лет, была использована программа «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.
Программа носитразвивающий характер – обучение способствует эстетическому, нравственному,интеллектуальному развитию детей.
2.4Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет
Методика проведениязанятий по лепке из соленого теста мало отличается от лепки из такихтрадиционных материалов как пластилин и глина. Тем самым говоря о методикелепки из соленого теста можно говорить о методике лепки из пластилина и глины.Различие будет заключаться лишь в том, что лепка из соленого теста предполагаетизготовление поделок не в трехмерном изображении (хотя это и возможно, прииспользовании каркасов), а в двумерном изображении, что в лепке из соленоготеста более распространено, например, изображение панно, плоскостных фигур,брелоков и т.д.
Содержание занятий встаршей группе все более усложняется. Дети 5—6 лет делают разнообразныефигурки, создают несложные сюжеты, лепят предметы и в декоративном плане.
Общепедагогическиепринципы, обусловленные единством учебно-воспитательногопространства ГОУ: принцип культуросообразности:
· построениеи/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётомрегиональных культурных традиций; принцип сезонности: построение и/иликорректировка познавательного содержания программы с учётом природных иклиматических особенностей данной местности в данный момент времени;
· принципсистематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задачэстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному»,«от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному инезнакомому»;
· принципцикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепеннымусложнение и расширением от возраста к возрасту;
· принципоптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; принцип развивающегохарактера художественного образования; принцип природосообразности: постановкаи/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом«природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей; принцип интереса:построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей идетского сообщества (группы детей) в целом.
Специфическиепринципы, обусловленные особенностями художественно-эстетическойдеятельности:
· принципэстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
· принципкультурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности,в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
· принципвзаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
· принципинтеграции различных видов изобразительного искусства и художественнойдеятельности;
· принципэстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человекадумающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
· принципобогащения сенсорно-чувственного опыта;
· принципорганизации тематического пространства (информационного поля) - основы дляразвития образных представлений;
· принципвзаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий,направленных на создание выразительного художественного образа;
· принципестественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния,сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Впрограмме художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки»сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективногохудожественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
· формированиеэстетического отношения и художественных способностей в активной творческойдеятельности детей;
· созданиеразвивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественномутруду и самостоятельного детского творчества;
· ознакомлениедетей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусствав среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Эстетическоеотношение ребенка к окружающему миру являет собой систему его индивидуальных, избирательныхсвязей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. Вэстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное(красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность,посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также коценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетическийкомпонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньевструктуры личности в целом.
Дляболее чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детейк окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплексвзаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модельпоможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развитиядетей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Модельэстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый изкоторых, в свою очередь, является многосторонним явлением.
1.Способность эмоционального переживания.
Ребёнокне только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бысоучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением.Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных ииндивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационнойустановки на активное участие в художественной деятельности. Эмоционально-эстетическоепереживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных егопроявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересови предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическаянаправленность.
2.Способностьк активному усвоению художественного опыта (эстетическойапперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию иэкспериментированию (поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный опытпередаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности.Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства,начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этойоснове у ребёнка формируются практические художественные умения и в результате- складывается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать,что наиболее важными в эстетическом опыте являются способности, которыепозволяют ребёнку самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и освоенноепод руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия исамостоятельно применять в творческих ситуациях.
3.Специфическиехудожественные и творческие способности (восприятие,исполнительство и творчество).
Вэстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная.Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладениядетьми обобщёнными (типичными) и самостоятельными способами художественнойдеятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественнойдеятельности.
Методыэстетического воспитания:
· методпробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даромсопереживания;
· методпобуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное вокружающем мире;
· методэстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия,масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должныбыть самоценны, как чистый эстетический факт».);
· методсенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей кхудожественной культуре);
· методэстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формированиеэстетического вкуса;
· методразнообразной художественной практики;
· методсотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
· методнетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес кхудожественной деятельности;
· методэвристических и поисковых ситуаций.
Интеграцияразных видов изобразительного искусства и художественной деятельностидетей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальныйкомпонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент)обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетическихспособностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальнымивозможностями.