Смекни!
smekni.com

Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет (стр. 8 из 10)

• есть отступление отреальной окраски;

• цвет предметовпередан не верно;

Анализ процессадеятельности.

1. Характер лепки.

В соответствии спроведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерийвключает четыре группы показателей:

а) характер лепки:

• по частям

• из целого куска

• комбинированнымспособам

б) технические приемы

2. Регуляциядеятельности.

В этом критериивыделены три группы показателей для более детальной характеристики отношениядетей к деятельности:

а) отношение к оценкевзрослого:

• адекватно реагируетна замечания взрослого, стремится исправить ошибки, не точности;

• эмоциональнореагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы увеличивается,при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

• безразличен к оценкевзрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком,созданного им изображения:

• адекватна;

• неадекватна(завышенная, заниженная);

• отсутствует;

в) эмоциональноеотношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенокотносится:

• к предложенномузаданию;

• к процессудеятельности;

• к продуктусобственной деятельности.

3. Уровеньсамостоятельности:

• выполняет задания самостоятельно,без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

• требуетсянезначительная помощь, с вопросами к взрослым обращается редко;

• необходима поддержкаи стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослым необращается.

4. Творчество:

• самостоятельностьзамысла;

• оригинальностьизображения;

• стремление к наиболееполному раскрытию замысла.

Оценка детских работ покритерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, акачественный характер и дается в описательной форме.

По всем другимкритериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которыхпо три показателя, оценка дастся по трехбалльной системе: первый (по месту закритерием) - 3 балла, второй - 2 балла, третий — 1 балл.

Например, критерий«передача формы»:

• форма передана точно- 3 балла;

• есть незначительныеискажения - 2 балла;

• искажениязначительные, форма не удалась - 1 балл.

Все оценки показателейпо каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов,которое может получить ребенок — 45 баллов, низшее - 15 баллов, промежуточноечисло может быть разным:

оно зависит от того,какие оценки по каждому показателю получил каждый ребенок. На основе набраннойсуммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительнойдеятельностью, для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить списокдетей в последовательности от высшего числа набранных ребенком баллов к низшему.

№ п/п Имя ребенка Форма Строение предмета Пропорции разные способы лепки Композиция Передача движения выразительность самостоятельность замысла оригинальность изображения Общее число баллов
1.    Настя С. 3 2 2 3 2 2 14
2.    Алина М. 2 2 2 2 2 1 11
3.    Богдан Ш. 2 3 2 3 2 2 14
4.    Кирилл П. 2 2 2 2 2 1 11
5.    Валя Н. 3 3 3 3 3 2 17
6.    Вова Т. 2 2 2 2 2 1 11
7.    Лера П. 2 2 2 2 2 1 11
8.    Таня Л. 3 3 3 3 3 2 17
9.    Антон Р. 2 2 2 3 1 1 11
10.    Диана М. 2 3 2 2 2 3 14
11.    Севиль Г. 2 2 2 2 2 1 11
12.    Сережа С. 2 2 2 2 2 2 12
13.    Диана Б. 2 3 2 3 2 2 14
14.    Дарина К. 3 3 3 2 3 2 16
15.    Никита Ш. 2 3 1 2 2 2 12

После проведенногозанятия в старшей группе на тему «Веселые человечки» (предметная лепка) мыпровели анализ по отобранным критериям и зафиксировали все в таблице.

По всем критериям, имеющимодну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя,оценка дается по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) - 3балла, второй - 2 балла, третий — 1 балл.

Например, критерий«передача формы»:

• форма передана точно- 3 балла;

• есть незначительныеискажения - 2 балла;

• искажениязначительные, форма не удалась - 1 балл.

В соответствии скритериями определились уровни творчества детей:

1. высокий уровень;

2. средний уровень;

3. низкий уровень.

В следующей таблицепоказано процентное соотношение детей к каждому уровню развития творчества(приложение №7).


Уровни %
Высокий уровень 20
Средний уровень 40
Низкий уровень 40

Результатыконстатирующего эксперимента показали, что у детей старшей группы не достаточносформированы умения наблюдать, использовать разные способы лепки, проявлятьфантазию, творческую активность.

3.2 Формирующийэксперимент

Исходя изконстатирующего эксперимента, мы поставили задачу провести формирующийэксперимент, который включает в себя цикл занятий по лепке, но не изтрадиционного материала, а из соленого теста, предусматривающий формирование удетей творчества.

Для проведенияформирующего эксперимента группа была поделена на подгруппы (контрольная иэкспериментальная) были отобраны дети старшей группы МДОУ «Детский сад общеразвивающеговида «Светлячок» (8 человек).

На занятиях по лепкесоздавались условия для формирования творчества:

·         созданиенеобычной, новой обстановки;

·         созданиеблагоприятной атмосферы (дидактические игры, слушание музыки, стихи, беседы);

·         детямбыл предложен новый вид материала для лепки – соленое тесто;

·         новыепроблемные ситуации;

·         неповторяющиесязадания;

·         учетвозможностей и интересов каждого ребенка;

Цель: создать условияна занятиях по лепке для формирования у детей творчества.

Задачи:

- предложить материал кзанятиям по лепке для формирования творчества;

- составить и провестицикл занятий по лепке из соленого теста;

- включить в занятияусловия, методы и приемы, способствующие формированию творчества.

Формирующий экспериментпроходил в четыре этапа

Тема занятий Программное содержание Методы и приемы проведения
Этап №1 «Осенний натюрморт» (приложение №2) • Учить детей создавать объемные композиции (натюрморты) из соленого теста • Использовать приемы раскатывания, сплющивания, оттягивания краев •развивать композиционные умения •Учить достигать наилучшего результата • Беседа «Что такое натюрморт?» • Художественное слово • Сообщение детям занятия • Игровой прием • Мотивация детей к самостоятельной работе • Совместный анализ и просмотр детских изделий • Натюрморт из соленого теста.
Этап № 2 «Звонкие колокольчики» (приложение №3) • Учить создавать объемные поделки из соленого теста • Развивать эстетическое восприятие формы • Учить передавать форму колокольчика • Лепить полые формы • Наносить рельефный узор на поверхность предмета • Повышать сенсорную чувствительность • Развивать воображение, общую умелость • Беседа о предстоящем празднике «Новый год» • Распределение работы между детьми • Объяснение и показ лепки • Создание атмосферы творчества • Учить пользоваться стекой (наносить рисунок) • Анализ детских работ • Использование изделий для украшения группы
Этап № 3 «Снежный кролик» (приложение №4) • Совершенствовать технику раскатывания небольшого комка • Показать изменение формы сплющиванием, закручиванием • Поддерживать интерес к поиску способов лепки • Повышать сенсор. чувствительность • Общую ручную умелость • Мелкую моторику рук • Художественное слово • Рассматривание кролика в уголке «Живой природы» • Беседа • Рассказы детей • Создание творческой атмосферы • Сообщение детям темы занятия • Показ и объяснение выполнение работы • Мотивация детей к самостоятельной работе • Помощь, подсказка • Совместный анализ детских работ
Этап №4 «Крямнямчики» (приложение №5) • Продолжать освоение рельефной лепки • Создавать уплощенные фигурки • Украшать изделия • Ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм • Развивать комбинаторские способности • Совершенствовать умение оформлять поделки • Учить работать по замыслу • активизировать приемы декорирования лепных образов. • Художественное слово • Предварительная работа • Сообщение темы занятий •Показ и объяснение выполнение работы • Помощь и подсказки • Создание благоприятных условий для творчества детей • Создание сюжета из вылепленных изделий • Анализ детских работ, совместный просмотр. ·           Использование выполненных работ в игровой деятельности

Данныйэксперимент показал, что под влиянием наблюдений, рассматривания игрушек,иллюстраций, а также наглядных методов, дети лепили предметы своих замыслов;использовали различные способы лепки. У пяти детей из восьми выразительныйобраз в лепке, т.е. эти дети более склоны к творчеству.