Именно такое понимание и определение эмоций является наиболее распространённым и наиболее устоявшимся в психологической литературе. «Эмоция – особая субъективная форма существования и развития потребностей» (С.Л. Рубинштейн) [8 ; 14].
Таким образом, определение эмоций даётся через указание функции, которая ими выполняется а именно – через функцию субъективной представленности потребностей (т.е. за эмоциями стоят потребности).
Однако можно встретить и другие определения эмоций, хотя и близкие к только что данному, но отражающие их иные функции.
Например, с точки зрения В. К. Вилюнаса, основу эмоционального явления составляет «особое переживание субъектом отдельных элементов образа, придающее им целевую характеристику и побуждающее субъекта к целенаправленной деятельности» [8; 14].
Известно, что совокупность явлений, отвечающих за целенаправленность поведения, определяется как мотивация в широком смысле слова. Значит, по В. К. Вилюнасу, реальное проявление эмоций обозначает одновременно актуализацию у человека мотивационных отношений и побуждений, т. е. проявлений пристрастного и направленного поведения. Другими словами, эмоции указывают: нужно приближаться, стремиться, достигать или же, наоборот, прятаться, отступать, избегать. В самой краткой формулировке В. К. Вилюнаса: «Эмоции — субъективный носитель мотивации поведения» — подчеркивается, таким образом, одна из важнейших функций эмоций. И в этой своей функции эмоции являются важнейшим психологическим механизмом психической регуляции поведения, особенно на ранних этапах развития.
Таким образом, определения эмоциональных явлений даются через те или иные функции, которые, по мнению исследователя, ими выполняются. Эти функции разные и их достаточно много (побудительная, оценочная, смыслообразующая, подкрепляющая и т.д.). Частично они повторяются у разных авторов.
Единственное, в чемсходятся все исследователии ученые, состоит втом, что эмоции мгновенноохватывают весь организм и вовлекают в своюработу практическивсе системы тела и психики. Такаяособенность эмоций, которая научным языком часто обозначается какинтегративность, объединяет всефункциичеловеческого существав единый поведенческий акт.
Общепринятовыделять триуровня, где себя проявляют иосознаютсячеловеком эмоции:
а)чистовнутреннее, психическое иличувственноепереживание илиосознание эмоций;
б) процессы, происходящие в результате работы эмоций в физиологических системах: нервной, эндокринной, дыхательной, кровеносной, пищеварительной;
в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций, проявляющиеся в мимике, жестикуляции, в особой динамике движений или в позах тела.
Многие исследователи природы эмоций единодушны во мнении, что эмоции возникают сразу за актуализацией мотива и работают до момента его рациональной оценки разумом.
Все люди стремятся достичь эмоционального благополучия – счастья. «Счастье – это не реальное состояние. Изначально обретение счастья приписывалось живыми мертвым; в наши дни счастье взрослыми приписывается детям, а детьми - взрослым» (Томас Зас, психоаналитик)[1; 6].
Современные психологи и социологи считают, что единых и чётких для большинства людей критериев счастья не существует. Каждый человек может быть счастлив по разной причине и поэтому сегодня гораздо больше счастливых людей можно встретить среди пестрого населения бедной Индии, чем, в случае их поиска в рядах экономически благополучного среднего класса Скандинавии. Тут абсолютно верны прекрасные слова Ивана Тургенева: «Счастье, как здоровье, когда его не замечаешь, значит, оно есть». Так же совершенно безотказно срабатывает формула российского сатирика Михаила Задорнова – счастлив не тот, у кого много, а тот, кому хватает…
1.2. Понятие «чувство»
Слово «чувство» заимствовано из старославянского. Слово «чути» встречается во многих славянских языках в значении слушать, чуять, понимать,чувствовать.
Несмотря на то, что чувства являются, по своей сути, специфическим обобщением эмоций, их выделяют как самостоятельное понятие, так как они обладают особенностями, не присущими эмоциям самим по себе.
Чу́вство — эмоциональный процесс человека, выражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам.
Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к другим людям, общению с ними, к явлениям действительности [6; 5].
Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта. Возникновение и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений (иначе говоря «эмоциональных констант») и основывается на опыте взаимодействия с объектом. В связи с тем, что этот опыт может быть противоречивым (иметь как позитивные, так и негативные эпизоды), чувства по отношению к большинству объектов чаще всего амбивалентны (двойственны).
Чувства могут иметь различные уровни конкретности - от непосредственных чувств к реальному объекту, до чувств, относящихся к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны с разными по форме обобщениями объекта чувств. Существенную роль в формировании и развитии наиболее обобщённых чувств имеют социальные институты, социальная символика, поддерживающая их устойчивость, некоторые обряды и социальные акты. Как эмоции, чувства имеют свое развитие и, хотя существуют свои биологически обусловленные основания, являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания.
1.3. Понятие «аффект»
Очень часто в профессиональном языке психологов и психиатров, как и в академической литературе по психологии используется термин «аффект», и в большинстве случаев такое слово является синонимом термина эмоция. Термин аффект, введён нидерландским философом 17-го века Спинозой и он считается родоначальником учения об аффектах. Через сто пятьдесят лет после Спинозы, Иммануил Кант в своей антропологии называет аффекты болезнями души.
А.Леонтьев высказывается об аффектах следующим образом: «К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффектами называют сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания. При неспособности субъекта найти удовлетворительный выход из опасных, травмирующих, подчас внезапно появляющихся ситуаций, возникает особый вид эмоциональных реакций – аффекты. Они навязывают человеку стереотипные действия «аварийного» и эволюционно сложившегося разрешения ситуации – бегство, оцепенение, агрессия, слезы, истерика и пр. Но стереотипные реакции не могут быть одинаково пригодными для современных условий очень сложной жизни и оказываются полезными лишь для разрешения узкого круга стандартных и достаточно простых ситуационных схем» [1; 72].
Итак, аффектом принято называть яркую, мощную трудно контролируемую с уровня трезвого рассудка, и чаще всего коротко живущую эмоцию.
2. История изучения проблемы эмоциональной сферы
История изучения эмоций в российской психологии пережила периоды взлёта и падения – большого интереса и фундаментальных трудов в конце 19 - начале 20 века и почти полного забвения проблемы внутреннего мира человека, игнорирования роли эмоциональных процессов. Ещё в 19 веке психиатр И. А. Сикорский писал в своей книге «Воспитание в возрасте первого детства»: «Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок), и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону душевной жизни» [15; 28].
Однако в 1914 г. психолог Н. Н. Ланге называет эмоции «Золушкой психологии», считая, что они незаслуженно обойдены вниманием исследователей в пользу «сестёр» - мышления и воли. Возможно, причиной такого отношения к эмоциям являлись трудности, возникшие с их экспериментальным изучением.
В 1924 г. в книге «Психология детства» психолог и педагог, богослов и философ В. В. Зеньковский отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их значению в развитии ребёнка: «Вопреки обычному порядку в изложении психической жизни ребёнка в течении раннего детства (по Зеньковскому это первые 7 лет жизни) мы выдвинем на первый план изучение эмоциональной жизни его в это время, исходя из указанного уже принципа, что эмоциональная сфера имеет в это время центральное значение в системе психических сил» [7; 123].
Примерно в то же время, в 1926 г., психолог Л. С. Выготский писал в «Педагогической психологии»: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. И здесь, и там человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы» [5;123].
Спустя около пятидесяти лет, в 70-е гг., А.В. Запорожец в одной из своих работ, посвящённых изучению эмоций у детей дошкольного возраста, напомнит о сравнении эмоций с Золушкой, сделанном Н. Н. Ланге, и отметит весьма ограниченные результаты работ в этой области. Более того, он подчеркнёт, что для психологических исследований эмоций характерна потеря предмета изучения. Замечая, что «психология без учения об эмоциях не много стоит».
Некоторые традиции, сложившиеся в подходах к изучению проблемы эмоцийсложившиесяв 60-80-е гг. (из трудов Л. И. Божович, Я. Рейковского и др.):
1) Ссылки на незначительное число исследований в этой области
2) Ссылки на теоретическую неразработанность проблемы
3) Ссылки на оторванность многих исследований в области эмоций от запросов практики обучения, воспитания, жизни в целом
Одно из обстоятельств, препятствующих развёртыванию психологических исследований эмоций на всех этапах, заключается в самой природе эмоциональных процессов, заявляющих о себе противоречием между мнимой ясностью и доступностью эмоциональной сферы для научного изучения, с одной стороны, и разочаровывающими результатами такого изучения, с другой.