Аналогичная работа была проведена нами по развитию сюжетной игры «Транспорт». С этой целью мы организовали следующие формы и методы работы: занятия, наблюдения, целевые прогулки, дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривание картин, совместные игры со взрослым. Так, нами были проведены занятия на темы: «Прогулка по городу» с целью уточнить и расширить знания детей о транспорте, приучать детей к культуре поведения в транспорте; «Улица полна неожиданностей» с целью: расширить представление детей о правилах поведения на улице и во дворе; «Труд шофера» с целью познакомить детей с трудовыми действиями шофера, его простейших отношений с другими людьми; о помощи , которую оказывают машины людям, создавать целостное представление о труде шофера; «Транспорт специального назначения» - это занятие проводилось с целью закрепить знания детей о машинах специального назначения («скорая помощь», пожарная машина, мусоровоз).
Во время прогулок с детьми были проведены целевые наблюдения, целью которых было уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых, легковых автомобилей.
Было также проведено знакомство детей с «островком безопасности». Детям разъяснялось значение этого островка, закреплялись знания о двухстороннем движении, сигналах светофора.
В своей работе мы использовали дидактические игры: « Соберем машину» и «Трамвай». Первую игру проводили с целью закрепления частей машины, вторую – с целью закрепления особенностей передвижения разного транспорта. Для создания у детей образов для передачи их в играх им были прочитаны литературные произведения С. Михалкова «Моя улица», «Светофор», «Бездельник светофор» и С. Маршака «Милиционер».
В группе воспитатели вместе с детьми сделали макет улицы, приобрели маленькие машинки, человечков, домашних животных. На этом содержании и материале разворачивались режиссерские игры, где персонажами игры становились шоферы разных машин, а также животные. Приведем примеры:
«В игре Данила С. катал по макету машину «скорой помощи», увидел маленькую игрушку кошку, взял ее в игру. Во время игры ребенок сопровождал игровые действия словами : «Доктор едет к больному, а кошка дорогу перебегала …З-з-з –тормоз… «Где эта кошка?».. . А кошка за дом спряталась…». Для того чтобы помочь ребенку ввести еще несколько персонажей в игру, воспитатель взяла человечка и предложила ему: « Давай я, как будто, буду милиционером и буду следить за порядком на дороге, чтобы шоферы и пешеходы не нарушали правила дорожного движения».
Данила С.: - Пешеходов у нас нет.
Воспитатель: - Даня, давай возьмем из строителя кирпичики, и это будут у нас пешеходы. Ведь их должно быть много.
Мальчик быстро идет к корзине со строителем и приносит шесть кубиков.
Воспитатель: - Давай, разделим с тобой персонажей…»
Игра разворачивалась по сюжету, придуманному ребенком совместно с воспитателем.
Приведем другой пример, где воспитатель объединяла детей для совместных игр и обучала ролевым действиям.
« Воспитатель внесла в группу новую игрушку «бензоколонку». Привлекла внимание Антона Т. и Максима Ч.: - Мальчики, давайте поиграем с вами в «Транспорт». Я буду пешеходами, а вы кем хотите быть?
Максим Ч.: - Я буду милиционером.
Антон Т.: - Я не знаю.
Воспитатель: - Нам нужен еще бензозаправщик и шоферы для машин.
Антон Т.: - Тогда я буду шофером. (Берет две машинки: «скорую помощь» и автомобиль)
Максим Ч.: - А я тогда буду машины заправлять.
Воспитатель: - Ты можешь быть милиционером и бензозаправщиком.
Взаимодействия в игре проходили по инициативе воспитателя, она ставила перед детьми игровые задачи:
Воспитатель: - Товарищ милиционер, нам надо дорогу перейти, а светофор не работает. Помогите нам.
Максим Ч. ставит своего милиционера перед машиной Антона Т.: - Стоп.
Проходите. Путь открыт…
Воспитатель ставит у дороги пешехода: - Остановите машину, подвезите меня домой.
Антон Т. : - Садитесь.
Воспитатель: - Кажется, у Вас кончается бензин…»
Данная игры способствовали формированию игровых умений детей, так как дети мысленно ставили себя на место конкретных персонажей и действовали за них, смотрели на события с различных позиций, учились действовать во взаимодействии с взрослым и сверстниками.
Для формирования ролевого поведения в совместных играх в рамках конкретного сюжета воспитатель брала на себя разные роли, например: «пассажира», которую по ходу игры меняла на роль «милиционера» или «слесаря» в зависимости от того, как сам ребенок развивал сюжет. Так, в игре с Вовой А. воспитатель предложила: « Давай мы как будто нарушили правило движение, очень быстро ехали, и нас остановил милиционер». Мальчик ответил: «Нет, лучше пусть у машины отвалилось колесо». Воспитатель: «Хорошо, тогда я буду слесарь»…
Совместная игра с взрослым строилась также как и в первой сюжетной игре по двум направлениям: у воспитателя сначала были дополнительные роли, у ребенка – основная, затем воспитатель выполняла основную роль «шофера», а ребенок выполнял роли «пассажира», «милиционера», «слесаря».
В сюжетно-ролевой игре «Транспорт» мы использовали крупные мягкие модули, а также крупный строитель, стулья. Иногда было достаточно одного стула, руль был воображаемым, но дети с удовольствием и долго играли.
С детьми , у которых был низкий уровень развития игровых умений (III подгруппа), проводилась работа по формированию ролевых действий, а также приобщению детей к взаимодействию со сверстниками.
На основании наблюдений за самостоятельными играми Вики Ф. и проведенного анализа мы сделали вывод, что девочка редко играет в сюжетные игры, игровые замыслы однообразные, в играх использовала только знакомые действия и повторяла их многократно. Во взаимодействие с взрослыми и со сверстниками не вступала. Исходя из этого, мы поставили своей задачей – сформировать умение у Вики Ф. использовать в сюжетных играх разнообразные игровые действия, принимать роль, а также активизировать на взаимодействие в играх с взрослым и сверстниками.
Так, например, в игре «дочки-матери» Вика Ф. лишь укачивала куклу и сидела на стульчике. Заметив это, воспитательница сказала: « Что это у тебя дочка все спит да спит? Наверное, ее пора вывести погулять?» Но Вика продолжала сидеть. Тогда воспитательница предложила ей погулять вместе, взяв на себя роль другой «мамы»: « Вот моя дочка, ее зовут Катя. А как Вашу дочку зовут?». Девочка ответила: «Кристина». Воспитатель, поддерживая ролевую беседу, предложила погулять вместе, а потом отвести «дочек» в «детский сад», который организовали Настя Г. и Вероника М..
Для того, чтобы научить Вику Ф. ставить разнообразные игровые задачи, воспитатели предлагали девочке в играх разнообразные игровые задачи в косвенной формулировке. Например, обращались к ней с такими ситуациями: «Вся одежда у твоей дочки уже испачкалась. Что же делать?»… «Твоя дочка скоро, наверное, проснется и захочет есть. Ты ей приготовила уже завтрак?». Таким образом, Вика Ф. ставила сама себе игровую задачу: «Я постираю, а ей пока одену другую»… «Я ей сейчас кашу сварю».
В следующий раз, чтобы вовлечь Вику Ф. во взаимодействие, воспитатель предложила ей: «Давай с тобой поиграем в «семью». Ты будешь «мама», а я – «дочка». Как будто мы с тобой утром собираемся идти в детский сад». Воспитатель активизировала девочку вопросами: « Мама, а что мы будем завтракать?.. Что мне надеть в детский сад?.. Мама, мой быстрей посуду, а то мы опоздаем в детский сад…и т.д.». Вика вступала во взаимодействие с педагогом, в игре возникала ролевая беседа, но она была невыразительна. Девочка отвечала на вопросы, поставленные воспитателем по ходу игры: «Да»… «Хорошо»… «Готово». Вика Ф. ролевые действия выполняла, но они были невыразительны. Затем воспитатель поменяла себе роль: «Теперь я как будто «бабушка», а ты вернулась с работы»…
Так проводилось несколько серий игр на разных сюжетах. В результате Вика Ф. стала участвовать в совместных играх со сверстниками, но взаимодействие в игре было кратковременным: Вика быстро выходила из игры, роли всегда были дополнительные: пациент в «больнице», ребенок в «детском саду», дочка в «семье». Нами была намечена дальнейшая работа по формированию ролевого поведения у Вики Ф..
Федя Б., которого мы также условно отнесли к низкому уровню (III подгруппе), часто строил из крупного строительного материала разные постройки, в совместных играх с детьми не участвовал. Воспитатель, учитывая его интерес к строительным играм, предложила построить ему самолет. «Федя, давай ты будешь пилот, а я пассажир. Мне надо улететь в другой город, у моей подруги день рождения». Федя подумал, что-то вспоминая, и сказал: «А билет у Вас есть?» «Да»,- воспитатель показала лист бумаги. «Садитесь». В процессе совместной игры воспитатель для того, чтобы помочь ребенку совершать игровые действия, соответствующие предложенной роли, а также сопровождать их ролевыми высказываниями, задавала мальчику вопросы. Например, «А как Вы поднимете самолет в воздух?.. Хватит нам горючего, чтобы долететь до места? Вы заправили горючим самолет?.. и т.д.». Затем воспитатель привлекла к игре Алешу М.: «Алеша, будешь пассажиром? Смотри, какой самолет и пилот высокого класса.» Алеша согласился и, принимая участие в игре, помогал в развитии содержания: « Давайте, у нас будет тренировочный самолет и мы будем прыгать с парашютами». Сюжет этой игры мальчики повторяли и на следующий день. Воспитатель вовлекла в игру еще нескольких детей. Затем воспитатель проводила аналогичную работу, но на другом сюжете. Таким образом, воспитатель способствовала формированию ролевых действий у Феди Б., которые стали более выразительными, сопровождающимися ролевыми высказываниями, а главное мальчик стал чаще вступать во взаимодействие со сверстниками в сюжетных играх.