По мнению В.Д.Семенова, «социальная педагогика, или педагогика среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания».
Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах.
Социальная педагогика является основой для отраслей педагогики, которые представляют отрасли социальной педагогики.
- дошкольную педагогику,
- педагогику школы,
- педагогику профессионального образования,
- воспитания в закрытых учреждениях,
- детских и юношеских организациях,
- педагогику клубной работы,
- педагогику среды,
- военную педагогику,
- производственную педагогику,
- педагогику временных объединений,
- педагогику социальной работы.
Каждое из этих направлений социальной педагогики имеют свои особенности, свои методы и может рассматриваться как самостоятельное направление.
Социальная педагогика «вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической социальной психологией, психологией управления».
Она включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе.
Поэтому в условиях кризисного состояния общества она выступает ведущей отраслью знаний.
Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, то есть сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.
Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой, убедится в своей исключительности, уникальности как человека и быть ответственным за свою жизнь. Гуманизм социального воспитателя проявляется в том, чтобы принимать человека, его поступки без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации.
В современных условиях социальная педагогика – это самостоятельный раздел педагогики, где сложилась особая методика социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию.
Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.
Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.
Гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга. Задача социального работника состоит в том, чтобы стимулировать физические, нравственные и духовные силы ребенка, помогать ему самому воспитывать в себе качества приемлемые обществом: постоянное самосовершенствование, умение организовать себя.
Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.
Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества) следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.
Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях.
Эта система социального воспитания, существующая в современных условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.
Социальная педагогика – не новый раздел в педагогики, а сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского воспитания, поэтому прежде чем рассмотреть практику современного социального воспитания, следует обратиться к истории семейного воспитания, к отечественным историческим и литературным памятникам воспитания в семье, заботы государства о детях-сиротах и вдовах, к памятникам народной педагогики, воспитании христианина, к истории общественного воспитания, благотворительности.
Современное состояние отечественной социальной педагогики характеризуется многообразием подходов к определению её сущности, целей и задач. Социальную педагогику понимают как одну из функций или направлений социальной работы (И.А. Зимняя), теоретический базис профессии «социальная работа» (В.Г. Бочарова), часть общей педагогики, фокусирующей внимание на проблемах социального воспитания (А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Б.З. Вульфов и другие). Одна из причин данного явления заключается в недостаточной исследованности объективных причин и источников формирования социально-педагогических подходов, особенностей их реализации в конкретных социокультурных условиях.
При определении понятия «социальная педагогика» мы исходим из необходимости рассмотрения последнего в двух аспектах: с одной стороны, социальная педагогика – это глобальное явление, присущее обществу изначально, в качестве процесса воспитания человека обществом в интересах социума; а с другой, – это самостоятельная область научно-педагогического знания, исследующего воспитательный потенциал общества, активизирующего деятельность разнообразных общественных воспитательных систем в их взаимосвязи.
Развитие идеи и становление социально-педагогической науки в России шло в органичном общемировом, педагогическом контексте, обладая при этом несомненными особенностями. Вопросы социального воспитания для отечественных педагогов всегда оставались в числе наиболее актуальных, что определялось особенностями социокультурного развития России: свойствами национального характера, формируемого всем патриархально-православным, общинным образом жизнедеятельности; своеобразием отечественной культурной (прежде всего философской) традиции, ориентированной на нравственное совершенствование человека в поисках Добра и обретение гармонии индивидуального и коллективного; многовековым опытом воспитания, отражавшимся в педагогических традициях, которые были направлены на подготовку молодого поколения к жизни в общине, а также – традициями призрения и благотворительности; многочисленными попытками отечественных педагогов решить проблему взаимоотношений личности и общества в воспитании: социально-педагогические проекты И.И. Бецкого; идея взаимоответственности общества и педагогического дела у Н.И. Пирогова; обращение к проблеме взаимосвязи педагогики с социокультурным фоном у К.Д. Ушинского; требование социокультуросообразности школы во взглядах Л.Н. Толстого и так далее.
Идеи социальной педагогики нашли сторонников в демократических слоях общества практически всех стран Европы. Так, эти идеи и идеи прагматизма вобрало в себя и трансформировало педагогическое направление, возникшее в Германии в результате резкого недовольства формализмом и пассивностью старой школы и получившее название трудовой школы. Пауль Наторп, который внес немалый вклад в развитие социальной педагогики, в своей программе говорит о самоусовершенствования общества, пораженного различными формами социальной аномии (преступность, распад семьи, алкоголизм и так далее). Для того чтобы помочь детям (подросткам), попавшим в трудную жизненную ситуацию социальный педагог должен владеть профессиональными знаниями: знать педагогику и психологию, физиологию развития ребенка и методику воспитательной работы. Эти знания помогут педагогу изучить ребенка, проанализировать его поведение. Изучая ребенка, следует обратить внимание в первую очередь, на круг его общения будет ли он совместим в группе, куда его определяют. Социальный педагог должен уметь организовывать, деятельность и сотрудничество детей.
Об этом Наторп говорил еще в XIX веке, в его работах, если перевести их на язык проблем современного российского общества, оставляя за скобками множество интересных деталей или отошедших в прошлое исторических подробностей, речь идет о формировании навыков самоорганизации общества, так необходимых в наши дни.
По мнению Наторпа социальная педагогика должна охватывать все социальные уровни, — начиная с семьи и заканчивая государством, ибо «целью государства является воспитание к высшей человечности, а целью воспитания — образование истинного государства, государства идеи».
«Социальная педагогика» Пауля Наторпа положила начало развитию очень нужной и актуальной для нашего времени науки, так как для формирования здорового общества нужны специалисты, умеющие справиться с непредвиденными жизненными ситуациями и способные помочь окружающим преодолеть трудности, сохранить себя и оставаться полноценными членами общества на любом этапе его развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арнольдов А.С. Живой мир социальной педагогики. – М., 1996.
2. Басов Н.Ф. История социальной педагогики: Учебное пособие для студентов ВУЗов/Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе//Воспитание школьников. 1994. №1.
4. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. – М., 1998.
5. Горячев М.Д. Социальная педагогика. Хрестоматия. – Самара, 1996.
6. Колобов О.А. Социальная педагогика как профессия. – Нижний Новгород, 1996.
7. Куличенко Р.М. Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов и России. – М., 1998.
8. Мальковская И.А. Детство: социально-культурная традиция //Социологические исследования. 1995. №4.
9. Маслова Н.Ф. Книга социального педагога. – Орел, 1994.
10. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.
11. Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. Спб., 1911.
12. Наторп П. Философия как основа педагогики/Пер. с нем. Спб., 1910.
13. Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Под ред. Бадя. – М., 1998.
14. Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М., 1998.