6. «Рок-н-ролл». Музыка веселого, радостного характера, быстрая. Песня, под которую дети только танцевали. Но, танцуя, дети не только выполняли движения, но и подпевали слова (хотя от них этого не требовалось). Даже дети, которые редко улыбались, не очень любят выполнять какие-то задания на занятии, во время танца были чрезмерно эмоциональны.
7. «Бравые солдаты». Песня бодрая, маршевая, подвижная. Текст понятен детям. Исполнялась детьми с удовольствием. И особый эмоциональный всплеск появлялся во время исполнения повторяющихся слов, когда нужно было маршировать: у детей менялась мимика (сразу начинали улыбаться) и дети пытались петь громче, переходя на крик (забывая, что нужно все-таки петь).
8. «Почему медведь зимой спит». При первом прослушивании песни, дети сидели неподвижно, так как не могли понять, о чем песня. После того, как были показаны иллюстрации к песне, было объяснено содержание, дети, слушая песню, улыбались и подпевали.
9. «Курочка - рябушечка». Песня диалог. Песню слушали в записи: вокал и фортепиано и оркестровое исполнение без пения. Текст очень простой. И хотя произведение только слушалось, дети его очень быстро выучили и подпевали.
10. «Веселые ладошки» муз. и сл. Макшанцевой. Песня –игра выполняется сидя на полу и состоит из двух частей: первая часть неторопливая, нужно хлопать ритмично чередуя хлопки в ладоши перед собой и по коленям; вторая часть более подвижная и нужно шлепать по ковру «а теперь скорей-скорей надо шлепать веселей». Наибольшее оживление вызывает вторая часть, когда надо «шлепать» по ковру.
На контрольном этапе были даны неизвестные детям музыкальные произведения:
1.«Поезд» Песня веселого характера, подвижная, текст доступен пониманию детей. Вступление песни напоминает движение поезда. Во время слушания у детей менялась мимика и пантомимика (дети пытались изобразить руками движение поезда).
2.«Два кота» Песня шутливого характера, подвижная. Оживление вызвала третья часть песни, когда пение сопровождалось движениями по тексту песни: «а еще четыре глаза» (показываются глаза), «четыре уха»(ладони рук поднимаются вверх, изображая ушки), «четверо усов» и самый конец песни, когда нужно выкрикнуть «всё» и одновременно поднять руки вверх.
3.«Веселая. Грустная». Две пьесы контрастного характера. Вторая часть (грустная) не вызвала у детей почти никакой мимики.
4.«Смелый наездник». Музыка стремительного характера в оркестровом исполнении и в исполнении фортепиано. Детям называлось произведение, объясняется, кто такой наездник, показывается иллюстрация. Дети в сравнение слушании пьесу в разном исполнении: исполнение в оркестровом варианте вызвало наибольшее изменение в мимике и пантомимике.
5.«Пешки-Ложки». Песня веселого, радостного, шутливого характера; подвижная. Детям было рассказано о чем песня, показаны иллюстрации. После этого дана запись песни: у детей изменилась мимика, при повторении припева песни у детей появилась вокальная мимика.
6.«Кашалотик». Песня шутливого характера, звучит в довольно быстром темпе, исполняет детский хоровой коллектив. Перед слушанием детям называется песня, показывается картинка кашалота. Наибольшее оживление вызвал припев песни: дети подпевали повторяющиеся слова, изменяется пантомимика.
7. «Буги-вуги». Песня-танец подвижного характера. Исполнение происходит по показу взрослого. Сильное оживление вызвал припев песни-танца, когда нужно было крикнуть «о кей» и поднять руки вверх: изменение мимики и много лишних движений (дети в круг сходились не шагом, а бегом).
Эмоциональное проявление детей на музыкальные произведения представлены также в виде таблицы (см. приложение № 1,2).
ВЫВОД
Мои наблюдения свидетельствуют о том, что дети с удовольствием слушают музыку разного характера, но эмоциональнее реагируют и запоминают музыку веселого, подвижного характера, с доступным пониманию названием и содержанием музыкальные произведения. На ритмичную музыку (танцевальную, маршевую) они реагируют непроизвольными движениями. Дети с удовольствием двигаются под музыку. Ее настроение и характер определяют характер движений, эмоционально окрашивают их. На музыку в исполнении оркестра, в современной обработке, на народную музыку, а также хорошо знакомую музыку дети реагируют с теми же эмоциями.
Важен практический метод в развитии музыкального восприятия. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.
Видный музыкант-психолог Б. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). Мои наблюдения также это подтверждают.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асеева В. Элементы психогимнастики и аутотренинга на музыкальных занятиях// дош. воспитание, 1997.- № 12.- С. 115
2. Анисимова В.П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры// Музыкальная палитра, 2006.- № 4.- - С. 3-7
3. Буренина А. Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка// Обруч, 1999.-№ 4.- С.40
4. Беляева – Экземплярская С.Н. Музыкальное переживание в дошкольном возрасте. Сборник работ физиолого-психологической секции. Труды Гос ин-та музыкальной науки. Вып. 1 М., С. 70
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., просвещение, 1967.-415 с. с нот.
6. Кенеман А.В. музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в советском детском саду. Автореферат канд. дисс. М., 1955.
7. Костина Э. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка// дош. воспитание 2006.- № 11.- С.71
8. Костина Э. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка// дош. воспитание 2006.- № 12.- С.74
9. Крутецкий В.А. психология: учебник для учащихся пед. училищ.- 2-е изд., переребот. и доп.- М.: Просвещение, 1986.-336 с.
10. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека// дош. воспитание, 2003.- № 2.- С. 13-20
11. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1997
12. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: в двух частях М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997.-ч.1.-608 с.: нот
13. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: в двух частях М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997.-ч.2.-400 с.: нот
14. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. фак-ов дошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 240 с.
15. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.- 368 с.
16. Тарасова К., Рубан Т. Дети слушают музыку // Детский сад со всех сторон, -2002.- № 23 (107).- С. 9
17. Фрейд Зигмунд. Поэт и фантазия. Современная книга по эстетике. Антология, пер. с анг., под ред. А. Егорова., Иностр. Лит., 1957. – 18с.
18. Якупова М., Надеждина Е. Настроение «в варежках»// Обруч, 2002. - № 3.- С.23-26
Приложение 1
название | исполнение | темп | характер | Эмоциональное проявления детей (Уровни) | |||||
быстрое | неторопливое | Веселое, Радостное, бодрое | грустное | сердитое | Высокий | Средний | Низкий | ||
Пляска лесных зверей | Фонограмма (синтезатор) | + | + | + | |||||
Я с листочками хожу | Фонограмма (синтезатор) | + | + | + | |||||
Козел | Фортепиано оркестр | + | + | + | + | ||||
Ежик | фортепиано | + | + | + | |||||
Наша мама | Фонограмма (синтезатор) | + | + | + | |||||
Про бабушку | Фонограмма (синтезатор) | + | + | + | |||||
Курочка рябушечка | Фортепиано оркестр | + | + | + | + | ||||
Рок-н ролл | фонограмма | + | + | ++ | |||||
Бравые солдаты | Фонограмма (синтезатор) | + | + | + | |||||
Почему медведь зимой спит | Оркестр-хоровое. исполнение | + | + | + | |||||
Веселые ладошки | фортепиано | + | + | ++ |
Приложение 2
Незнакомые произведения
Названиемузыкального произведения | исполнение | темп | характер | Эмоциональное проявления детей(уровни) | ||||
быстрое | неторопливое | Веселое,Радостное, бодрое | грустное | высокий | средний | низкий | ||
Смелый наездник | Фортепианооркестр | + | + | + | + | |||
Два кота | фонограмма | + | + | + | ||||
Поезд | Фонограмма(синтезатор) | + | + | + | ||||
Веселая. грустная | фортепиано | + | + | + | + | + | + | |
Пешки-ложки | Фонограмма(синтезатор+хоровое пение) | + | + | + | ||||
Кашалотик | Фонограмма(синтезатор+хоровое пение) | + | + | + | ||||
Буги-вуги | Фонограмма(синтезатор) | + | + | ++ |
Приложение № 3
СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ | ДЕКАБРЬ | |
Слушание музыки | Муз. Г. Лобачева сл. нар. «Курочка-рябушечка»Муз Некрасовой «Козел» | П. Чайковский «Утренняя молитва»П. Чайковский «Камаринская» | Д. Кабалевский «Грустный дождик»«Первые снежинки» песня из к/ф «Джентльмены удачи» | «Маленькой елочке холодно зимой» «Как на тоненький ледок» рнп (вокальное и инструментальное исполнение) |
Пение | Парцхаладзе «Песенка про дождик»Распевка «Дождик» | Муз. Насауленко Сл. Сидоровой «Вот и лето кончилось…»» | Распевка «Листики летят»,«дождик льет с утра опять» (кол. № 30 стр 6)«Песня ежика» муз и сл. Е.В. Машечковой (кол. № 23 стр. 24) | Распевка «На полянку, на лужок» |
Музыкально-ритмическая деятельность | Танец с зонтикамиМуз. Костенко песня –танец «Я с листочками хожу» | Муз. Костенко песня –танец «Я с листочками хожу»«У оленя дом большой» песня – игра | «Песня ежика» муз и сл. Е.В. Машечковой (кол. № 23 стр. 24)Танец пингвинов | Муз. и сл. Юдиной «Пляска лесных зверей» песня-танецТанец со снежинками |
Приложение № 4