Больной оказывается в большом затруднении, если мнимые и реальные образы вступают в отношения антагонизма и обладают равной силой влияния на поведение. При таком «раздвоении» личности пациент как бы существует в двух «измерениях» сразу, в ситуации конфликта сознательного и бессознательного.
Душевнобольной, особенно страдающий шизофренией или маниакально-депрессивным психозом, может верить, что он – посланник небес, и постоянно слышать голос Бога, говорящего с ним. Он может чувствовать нежное прикосновения ангельской руки. Эти сенсорные впечатления, которые исходят изнутри психики, воспринимаются как подлинные, действительно существующие стимулы, исходящие извне. Повторяющиеся галлюцинации душевнобольного могут создавать целый фантастический мир, предназначенный для того, чтобы приспособить внутренний эмоциональный конфликт к реальности. К менее тяжелым случаям относятся галлюцинации, обычно слуховые или зрительные, которые возникают у здоровых людей в периоды глубоких эмоциональных переживаний.
Галлюцинации могут быть обманом любого из пяти основных чувств, т.е. они бывают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и галлюцинации общего чувства (переживание происходящих внутри организма необычных процессов, ощущения от присутствия в организме посторонних предметов и т.п.).
Если пациент слышит голоса – это слуховые галлюцинации; если видит умерших – зрительные. Больной паранойей, постоянно ощущающий, что в комнате пахнет ядовитыми газами, проникающими сквозь стену, страдает обонятельными галлюцинациями. Человек, который жалуется, что преследователи поражают его электрическими разрядами, испытывает тактильные галлюцинации. У больного, ощущающего, что в его пищу подмешан яд, вкусовые галлюцинации. Возможны и галлюцинации, возникающие вне какого-то определенного сенсорного поля. Так, пациенту может казаться, что у него из какой-то точки на голове изливается вода. Тактильные (осязательные) галлюцинации связаны с ощущением прикосновений, обычно неприятных. Например, кокаинисты часто жалуются на ощущение бегающих под кожей насекомых. В состоянии делирия, обычно вследствие алкогольного отравления, больным часто видятся различные маленькие существа. В этом случае пациент описывает нормальный объект, уменьшенный до микроскопических пропорций. Когда больной жалуется, что какие-то части тела находятся не там, где должны быть, а в каком-то другом месте, говорят о психомоторных галлюцинациях. Гипнагогические галлюцинации возникают у психически здоровых людей в момент между бодрствованием и сном. Так, засыпающий за рулем водитель, едущий поздно ночью, может вдруг резко нажать на тормоза, потому что ему с полной отчетливостью кажется, что он видит человека, выбегающего на дорогу перед автомобилем.
Грезы.
Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. Грезы, в отличие от галлюцинаций, – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.
В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека. Так, школьник, не готовясь к занятиям и получая неудовлетворительные отметки, может создать себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где ему все удается, где ему все завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.
Грезы – это явление, стоящее на границе с патологией и легко соскальзывающее в патологию. В грезах речь идет о том, что мы как бы душевно отдыхаем. Это картина, которую мы себе создаем, совершенно пренебрегая ее реальностью, исполнимостью, иногда даже сознательно этим пренебрегаем. Например, был человек, который, занимая ответственный пост, очень уставал. И вот как он отдыхал: запирал дверь кабинета, закрывал глаза и представлял себе невысокий берег реки под ярким солнцем, покрытый виноградом. Он ходит по этому винограднику и пробует разные сорта винограда. Так продолжалось 15-20 минут. Затем грезы заканчивались, и он возвращался к суровой действительности.
Всем людям свойственно грезить о чем то радостном, приятном, заманчивом. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.
Сновидения.
Теперь перейдем к сновидениям. Сновидения - субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительной модальности, регулярно возникающие во время сна - преимущественно в фазе сна быстрого (парадоксального); психический процесс в периоде сна, сопровождающийся зрительными образами. Проблема сновидений – проблема не только психологическая. В свое время толкование снов имело большое официальное значение. В античной Греции и Риме никакие государственные решения не принимались без предварительного толкования сновидений. Считалось, что это – предвидение будущего. Но в то же время издавна известно, что со сновидениями связана масса предрассудков. Мы находим целый ряд попыток дать «рациональное» объяснение снов.
Во времена, которые мы могли бы назвать преднаучными, люди не затруднялись в объяснении сновидения. Вспоминая его по пробуждении, они смотрели на него как на хорошее или дурное предзнаменование со стороны высших божественных или демонических сил. Были в городах (да и в истории тоже) личности, которые умело разгадывали сновидения и предсказывали, что ждет обладателя этого сновидения. Интересно, что в некоторых странах счастливое сновидение считалось ценностью и его можно было продать. С расцветом естественнонаучного мышления вся эта остроумная мифология превратилась в психологию, и в настоящее время лишь весьма немногие из образованных людей сомневаются в том, что сновидение является продуктом психической деятельности самого видящего сон.
Но с отпадением мифологической гипотезы, сновидение стало нуждаться в объяснении. Условия возникновения сновидений, отношение последних к душевной жизни во время бодрствования, зависимость их от внешних раздражений во время сна, многие чуждые бодрствующему сознанию странности содержания сновидения, несовпадение между его образами и связанными с ними аффектами, наконец, быстрая смена картин в сновидении и способ их смещения, искажения и даже выпадения из памяти наяву - все эти и другие проблемы уже много сотен лет ждут удовлетворительного решения. На первом плане стоит вопрос о значении сновидений - вопрос, имеющий двоякий смысл: во-первых, дело идет о выяснении психического значения сновидения, связи его с другими душевными процессами и его биологической функции; во-вторых, желательно знать, возможно ли толковать сновидения и имеет ли каждый элемент его содержания какой-нибудь “смысл”, как мы привыкли это находить в других психических актах.
В оценке сновидения можно заметить три направления. Одно из них, которое является как бы отзвуком господствовавшей прежде переоценки сновидения, находит себе выражение у некоторых философов, которые кладут в основу сновидения особенное состояние душевной деятельности, рассматриваемое ими даже как более высокая ступень в развитии духа; так, например, Шуберт утверждает, будто сновидение является освобождением духа от гнета внешней природы, освобождением души из оков чувственного мира. Другие мыслители не идут так далеко, но твердо держатся того мнения, что сновидения по существу своему проистекают от психических возбуждений и тех душевных сил, которые в течение дня не могут свободно проявляться (фантазия во сне - Шернер, Фолькельт). Многие наблюдатели приписывают сновидению способность к особо усиленной деятельности - по крайней мере в некоторых сферах, например в области памяти.
В противоположность этому мнению, большинство авторов-врачей придерживаются того взгляда, что сновидение едва ли заслуживает названия психического проявления; по их мнению, побудителями сновидения являются исключительно чувственные и телесные раздражения, либо приходящие к спящему извне, либо случайно возникающие в нем самом; содержание сна, следовательно, имеет не больше смысла и значения, чем, например, звуки, вызываемые десятью пальцами несведущего в музыке человека, когда они пробегают по клавишам инструмента. Сновидение, согласно этому воззрению, нужно рассматривать как “телесный, во всех случаях бесполезный и во многих - болезненный процесс”(Бинц). Все особенности сновидений объясняются бессвязной и вызванной физиологическими раздражениями работой отдельных или отдельных групп клеток погруженного в сон мозга. Мало считаясь с этим мнением науки и не интересуясь вопросом об источниках сновидения, народная молва, по-видимому, твердо верит в то, что сон все-таки имеет смысл предзнаменования, сущность которого может быть раскрыта посредством какого-либо толкования. Применяемый с этой целью метод толкования заключается в том, что вспоминаемое содержание сновидения замещается другим содержанием - либо по частям на основании твердо установленного ключа, либо все содержание сновидения целиком заменяется каким-либо другим целым, по отношению к которому первое является символом. Серьезные люди обыкновенно смеются над этими стараниями:“сны - это пена морская”.