СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИКА НХТ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК
1.1 Педагогика НХТ как наука
1.2 Значение педагогики НХТ
1.3 Условия планирования обучающих программ по НХТ
ГЛАВА II. ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГИКИ НХТ
2.1 Специфика построения обучающих программ по декоративно - прикладному творчеству
2.2 Принципы построения обучающих программ по декоративно - прикладному творчеству
2.3 Пример построения обучающей программы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Возникновению педагогики НХТ предшествовал многовековой опыт собирания (записи) произведений фольклора и обработки их в творчестве писателей, драматургов, композиторов разных стран. Научному интересу к фольклору в Европе способствовала деятельность просветителей 18 в. В России традиции просветительства по-новому возродились в фольклористической концепции революционных демократов 19 в. Изучение народного творчества стимулировалось развитием романтизма, в русле которого появляется особое направление фольклора - мифологическая школа (братья В. и Я.Гримм). В 19 - начале 20 вв. основными направлениями мирового фольклора были: миграционная теория (теория заимствований - Т.Бенфей), антропологическая школа («самозарождения сюжетов теория» - Э.Б.Тайлор), этнопсихологическая школа (В.Вундт), географо-историческая (финская) школа (Ю. и К.Круны). Крупнейшие представители фольклористики в России: А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев, А.Н.Веселовский, П.В.Киреевский, А.Н.Пыпин и др. В 20 в. особенно распространено социологическое изучение фольклора, которое в России оформилось в так называемую историческую школу (В.Ф.Миллер). Идеалистические тенденции в фольклористике 20 в. в наибольшей степени выражены в психоаналитических, неомифологических и магически-ритуалистических школах западно-европейской и американской фольклористики. С середины 1950-х гг. характерным направлением мировой фольклористики оказался структурализм (К.Леви-Строс) [19, с 2].
Диалектико-материалистическое изучение фольклора, берущее начало в трудах классиков марксизма, разрабатывалось П.Лафаргом, Ф.Мерингом, А Грамши, Г.В.Плехановым, А.В.Луначарским, М.Горьким, многими советскими фольклористами, зарубежными исследователями-марксистами. Среди основоположников - М.К.Азадовский, В.М.Жирмунский, К.В.Квитка, Б.В.Асафьев, В.Я.Пропп, Б.М. и Ю.М.Соколовы.
Народная педагогика, народное воспитание, народная мудрость, традиционная культура воспитания составляют мощный пласт человеческой деятельности, знаний и культуры. Эта сфера духовно-нравственной деятельности и творческих созидательных исканий человека необычайно многозначно объясняет смысл слова «культура» — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Народ несет в себе концентрированный духовный заряд многих поколений, который накапливается веками[5, с. 36].
В современном многообразном мире, в том числе и в многонациональных государствах педагогика имеет возможность решать вопрос об изучении и использовании культурного наследия прошлого, введении в практику воспитательных систем народных традиций. Культурное наследие каждого народа содержит огромный опыт воспитания, прогрессивные идеи становления развития личности, которые способствуют обогащению мировой педагогической мысли.
Статус народного художественного творчества, представление о его состоянии, путях сохранения и развития всегда находится в числе актуальных задач общества. Одной из основных задач народного художественного творчества является воспитание личности творца, профессионала и художника, способного вобрать в себя богатейший опыт, накопленный прошлыми поколениями.
Существенное значение для педагогического проектирования в народном художественном творчестве имеет реализация выявленных общих закономерностей в теории воспитания и обучения, внедрение которых повышает эффективность всей системы образования, создает предпосылки для разработки новых направлений в решении современных педагогических задач, что отражено в исследованиях Б.Г.Ананьева, Р.Асадуллина, Б.М.Бим-Бад, М.Я.Боброва, А.А.Вербицкого, Л.В.Занкова, А.П.Леднева, В.А.Сластенина, П.И.Пидкасистого.
Объект исследования – педагогика народного художественного творчества.
Предмет исследования – принципы построения обучающих программ по НХТ
Цель работы – выявит основные принципы построения обучающих программ по декоративно прикладному творчеству; изучить примеры построения обучающих программ по НХТ.
Задачи работы:
- провести анализ и обобщение источников по теме исследования;
- определить специфику педагогики НХТ;
- выделить основные тенденции и факторы развития педагогики НХТ на современном этапе.
Методы исследования – анализ и обобщение источников по проблеме исследования.
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИКА НХТ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК
1.1 Педагогика НХТ как наука
Педагогика НХТ является частью современной педагогической науки, вобравшей в себя все лучшее из ее опыта; изучает способы воспитательного воздействия на личность средствами народного художественного творчества.
Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понимание значимости культуры.
Выделение в качестве первоочередной задачи восстановления механизмов преемственности в воспитании культуры заметно повышает роль традиций народного художественного творчества и как методологической основы, и как содержательной базы реализации разрабатываемых программ художественного воспитания подрастающего поколения. При этом важно подчеркнуть, что традиции местных национальных, этнических культур являются определяющими.
Специфика осуществления связи поколений в плане преемственности народной культуры заключается в воспитании культурной средой, через глубокое «погружение» в культурные отношения, наработанные и закрепленные многовековой историей общественного развития[12, с. 134]. Атмосфера многообразных культурных традиций всегда окружала человека с первых дней жизни и завершала весь его жизненный цикл. При этом народная культура выступала как синкретичная, соединяющая в единое целое всю совокупность материально-духовных связей человека с окружающим миром и неразрывно слитая со всеми сторонами его духовной и предметно-практической деятельности. В этих условиях воздействие на различные сферы сознания формирующейся личности происходило естественным путем, без диктата и навязывания, осуществлялось самой жизнью.
По мере развития эмоционально-чувственного восприятия мира ребенок познавал все более широкие грани народного искусства, приобретал необходимые знания, умения и навыки творческого самовыражения. Ко времени осознанного отношения к действительности его память была заполнена разнообразными художественными впечатлениями, образами, представлениями. Подобное воспитание давало не только разностороннюю комплексную ориентацию в культурной сфере, но и открывало простор для проявления индивидуальных интересов, склонностей, способностей. Так постепенно в сознании человека складывался культурный иммунитет, основанный на традициях определенной культуры (этнической, национальной, классовой) и органично соответствующий определенной фазе исторического и социально-экономического развития общества[12, с. 138].
Не менее важен и содержательный пласт народной культуры, опирающийся на многовековые традиции практического преобразования окружающей действительности, развития духовной культуры и языка конкретного народа с его национальной и этнической спецификой и самобытностью. Понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности через познание национального характера, непреходящих нравственных и культурных ценностей - наиболее эффективный путь полноценного художественного воспитания личности, формирования его эстетических вкусов и нравственных норм.
Синкретизм народной культуры также предполагает взаимодействие всего спектра чувств и эмоций человека в неразрывной связи с его конкретной предметно-практической и духовной деятельностью. Наблюдение обрядов и праздничных действий в народной культуре позволяет достаточно объективно проследить эту взаимосвязь. Ни один из жанров народного художественного творчества, включая декоративно-прикладное, не выступает в качестве самостоятельного, изолированного и завершенного, а составляет органичную часть единого целостного явления, действа, обряда. При этом в качестве направленных факторов эмоционально-чувственного воздействия на человека выступают не только духовные элементы художественного творчества, но и весь составляющий его комплекс, включающий среди прочего, и предметно-материальные атрибуты культуры (оформление, одежду, утварь, национальную кухню и т.д.). Комплексная организация народной культуры предусматривает свободное вхождение и самовыражение любого участника какого-либо обряда или действия, раскрепощение его творческого потенциала согласно личным интересам и способностям.
1.2 Значение педагогики НХТ
Одним из реальных путей осуществления массового художественного воспитания детей является возрождение механизмов преемственности народной культуры. На ранних этапах развития ребенка, связанных с эмоционально-чувственным познанием мира, главное место необходимо отвести традициям художественного синкретизма. Неоценимую помощь в его внедрении могли бы оказать местные фольклорные коллективы: базой же его действия могут стать детские сады и младшие классы общеобразовательных школ. Культурно-эстетическое развитие и художественное воспитание дошкольников и младших школьников по возможности должны включать всю полноту психологических связей с окружающим миром, мобилизующих все органы чувств ребенка. На более поздних этапах жизни система детского художественного воспитания может базироваться на интегративных связях искусств, направленных на создание качественно нового уровня духовной культуры, не сводимой к простой сумме отдельных его видов. Объединяющим же началом в художественном воспитании различных возрастных групп подрастающего поколения должна стать, как и в народной культуре, художественно-творческая деятельность, реализующая интересы и способности каждого её участника.