Смекни!
smekni.com

Развитие творческих способностей младшего школьника на уроке чтения (стр. 5 из 7)

Обработка данных. Выявлялась степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливался тип решения задач на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок - голова и т.д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Коэффициент оригинальности находился по следующей формуле:

Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей.

Таким образом, выясняется уровень оригинальности всего класса в целом, а не каждого учащегося. [6, с.31]

В исследуемой группе на констатирующем этапе он равнялся двум, много это или мало можно узнать только после проведения следующих этапов эксперимента и обобщения результатов.

На основе изученных теоретических подходов передовых трудов педагогов и психологов к решению проблемы повышения интереса к урокам чтения у младших школьников, было сделано предположение о том, что творческие способности, которые ребёнок может применить на уроке, способствуют повышению интереса к данному предмету. Но для того чтобы развивались творческие способности, необходимо наличие на уроке приёмов их развития. С целью апробации таких приёмов в 1 "б" классе проводился формирующий эксперимент. Суть его заключалась в том, что явления и процессы изучались в строго контролируемых условиях. В процедуре исследования проводились уроки чтения в соответствии с календарно-тематическим планом учителя, на каждом уроке детям предлагались различные творческие задания. В таком случае был изменен один фактор при неизменности и контролируемости других. Даты, темы и соответствующие им творческие задания отражены в календарном плане эксперимента. Эксперимент проводился на определённом отрезке времени. Так же во время формирующего эксперимента проводилось педагогическое наблюдение.

Наблюдение - это целенаправленное систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов наблюдения. Оно является важным и наиболее распространённым видом сбора информации. Наблюдение позволяет получить "срез" знаний о наблюдаемом явлении или процессе в его динамике. В результате наблюдения можно сделать вывод о том, есть ли положительная динамика.

Наблюдались в данном исследовании активность учащегося на уроке и качество выполнения творческих заданий. Это позволило пронаблюдать выполнение творческих заданий и выяснить появляется ли у младшего школьника интерес к чтению. Все результаты наблюдения заносились в протоколы.

По истечении формирующего эксперимента проводился контрольный, при котором исследование проводится в двух группах для сравнения их результатов. Эти классы повторно тестировались и анкетировались. Результаты сравнивались с результатами констатирующего эксперимента.

Таким образом, было отобрано четыре методики: анкетирование, тест на определение уровня креативности, тест на вычисление коэффициента оригинальности и педагогическое наблюдение. Предполагается, что выбранные методики позволят ответить на поставленные в исследовании вопросы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что условия для проведения эксперимента положительные, методика эксперимента составлена, рабочие материалы подготовлены. Можно приступать к проведению эксперимента.

2.2 Апробация эффективных приёмов развития творческих способностей в начальной школе

Этот этап исследования включает работу по развитию воображения, оригинальности и креативности, рассчитан на подключение творческого потенциала ребёнка. Апробация приемов развития творческих способностей учащихся проводилась в 1 "б" классе, в соответствии с календарно-тематическим планом учителя по литературному чтению. К данному исследованию с целью планомерного внедрения заданий и контроля над их выполнением, был составлен календарный план эксперимента (таблица№3).

Таблица№3

Календарный план эксперимента

Дата Тема урока Экспериментальная работа
13.04.09 Констатирующий эксперимент (анкетирование, тестирование.)
Формирующий экспериментЗадания:
14.04.09 М. Коршунов "Дом в Черёмушках." (отрывок). Творческий пересказ (придумать продолжение повести).
16.04.09 Г. Граубин "Окно". Графическое рисование (создать иллюстрацию).
20.04.09 Б. Заходер "Мохнатая азбука". Словесное рисование (описать внешность южного ктототама).
22.04.09 М. Коршунов "Рисунок с натуры" Творческий пересказ (от лица кошки).
27.04.09 Е. Чарушин "Томкины сны" Чтение по ролям.
29.04.09 В. Вересаев "Братишка" Озаглавливание.
5.05.09 Ю. Коваль "Дик и черника" Пантомима.
Контрольный эксперимент повторное анкетирование и тестирование).
Анализ и обобщение результатов. Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

Творческий пересказ (М. Коршунов "Дом в Черёмушках"). При чтении рассказа дети выяснили (с помощью учителя) что это отрывок из повести, а значит, у истории должно быть продолжение. Учащимся было предложено придумать продолжение рассказа, т.е. побывать в роли автора. Данное задание предполагает развитие воображения детей, которое, в свою очередь, играет большую роль в творческом воспитании личности. Для активизации фантазии детей была проведена предварительная беседа, в которой учащиеся высказали свои предположения о дальнейших событиях, но связать их в один связный рассказ получилось лишь у одной ученицы (Ольги Бобровской). В результате её творчества главные герои отмыли оранжевую краску, хотели есть арбуз, но так и не достали его из колодца. Остальные дети повторяли затем тоже самое, изменив лишь последовательность событий и реплики героев. С данным заданием класс справился частично, одна ученица полностью (приложение 2).

В целом этот вид деятельности показал, что детям пока ещё трудно подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.

Графическое рисование (Г. Граубин "Окно"). В этом задании детям было необходимо не только изобразить действия, описанные в стихотворении, но и создать оригинальный образ. Рисование одно из любимых занятий детей и это задание вызвало у них интерес. В стихотворении говорится о том, как мама мыла окна и ей помогали дети. Рисунки детей были интересны тем, что большинство учащихся изобразили не действие (женщину и детей, моющих окна), а само окно, в котором видны руки героев. (приложение 3) Возможно, это связанно с отсутствием у детей навыков изображения человека (выбрали более лёгкий путь), но решение можно назвать оригинальным. В каждом рисунке детей присутствовали различные элементы, но сюжет оставался общим. Можно предположить, что автор хотел передать именно этот образ. Лишь две ученицы (Лиза Шинкаренко и Люда Антропова) изобразили просто окно. Возможно, на такой путь их натолкнуло название произведения, воображение они не подключили.

Словесное рисование (Б. Заходер "Мохнатая азбука"). В стихотворении "Мохнатая азбука" автор к букве ю не смог подобрать животное и придумал южного ктототама. По ходу чтения детям было предложено описать, как могло бы выглядеть это животное. Учащиеся описывали животное, как кого-то похожего на обезьяну, лошадь, с большим хвостом или клыками, т.е. в описании присутствовали черты знакомых детям животных. Создать описание животного, которое не было бы похоже ни на какое другое детям было очень сложно. С учётом сложности в протоколах было зафиксировано, что задание выполнено (приложение 4).

Творческий пересказ (М. Коршунов "Рисунок с натуры"). Учащиеся 1 "Б" с простым пересказом справлялись без затруднений, предполагалось, что и творческий пересказ не вызовет трудностей, но без подготовительной работы нельзя было обойтись, т.к. такой тип пересказа давался детям впервые. В качестве подготовительной работы было проведено первичное восприятие текста, затем учащиеся самостоятельно его прочитали и при повторном чтении читали от лица кошки. Затем дети рассказали историю так, как могла бы её рассказать кошка. Предположение подтвердилось, дети справились с заданием. Один из учащихся (Вова Зуев) добавил, что возможно кошка обиделась на братьев, когда они назвали её портрет "колбасой с рогами". Это высказывание вызвало эмоциональный отклик у класса, что подтверждает влияние творчества, как своего собственного, так и творче5ства чужого, на психоэмоциональное состояние детей.

Чтение по ролям (Е. Чарушин "Томкины сны"). Чтение по ролям требует от детей внимательного прочтения, значит, развивает ни только творческие возможности, но и внимание ребёнка. Перед тем как дети начали читать по ролям, они выяснили и отметили в учебнике реплики героев. Благодаря этому с данным заданием справились все учащиеся. К тому же оно вызвало у них интерес, многие были активны.