56. Поддьяков Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка // Тезисы докладов Всесоюзной конференции «Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология». – М., 1982.
57. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у детей // Вопросы психологии. – 1990. – №1.
58. Проблемы дошкольного образования на современном этапе. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов (7-11 апреля 2003г.)/ Под ред. О.В. Дыбиной, Н.Н. Лазаревой. – Тольятти.: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2003.
59. Пьянкова Л. О детских садах Монтессори // Дошкольное воспитание. - 1994.- №11.
60. Райбекас А.Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. – Томск, 1977.
61. Ребенок в мире поиска. Программа и методические рекомендации к ней / О.В. Дыбина, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина и др. / Под ред. О.В. Дыбиной. – Тольятти: «Фонд развития через образование», 2001.
62. Самостоятельная художественная деятельность в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980.
63. Сенсорное воспитание в детском саду // Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.В. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981.
64. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы). Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982.
65. Тихомирова О.А. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1995.
66. Тойнби А.Дж. постижение истории. – М., 1991.
67. Трельч Э. Историзм и его проблемы. – М.: Юрист, 1994.
68. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 1976.
69. Уемов А.И. Вещи, свойства, отношения. – М., 1963.
70. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохиной. – М., Просвещение, 1988.
71. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1991.
72. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976.
73. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т 10. – М., 1950.
74. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Академия, 1999.
75. Шпет Г.Г. История как предмет логики // Историко – философский ежегодник – 88. – М., 1988.
76. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
77. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.
Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании
1. Балакирев Илья
2. Бубнов Денис
3. Никитина Оля
4. Вирясова Альбина
5. Леонтьев Саша
6. Коновалова Валерия
7. Попова Аня
8. Петрова Катя
9. Демидов Дима
10. Пущин Антон
11. Волкова Ирина
12. Сергеева Настя
13. Меньшиков Илья
14. Петренко Алина
15. Позднякова Марина
16. Фадеев Данил
17. Султанов Миша
18. Ломова Катя
19. Орлова Марина
20. Чепудаев Дима
Приложение 2
Игры – путешествия
План - конспект игры « Путешествие в прошлое пылесоса»
Цель: Развить умение ориентироваться в прошлом предметов, заменивших пылесос; научить понимать назначение пылесоса; объяснить детям, что человек создает разные предметы для облегчения труда в быту.
1. Загадывание загадки
Пыль увижу - заворчу,
Заворчу и проглочу!
2. Рассматривание пылесоса
3. Беседа.
Вопросы
- Для чего нам пылесос?
- Как он чистит ковер?
- Как вы думаете легко работать пылесосом?
- Это электрический прибор? Почему?
- А всегда ли был пылесос?
4. Рассказ воспитателя об истории появления пылесоса.
5. Дидактическая игра «Чего не хватает»
6. Кроссворд «Подбери слово».
План – конспект игры « Путешествие в прошлое плиты»
Цель: Познакомить детей с историей создания современной плиты, с процессом ее преобразования человеком; активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.
В течение игры дети путешествуют во времени на ковре-самолете. Дети попадают в разные времена:
1. В прошлое, где готовят на костре.
2. Где готовят на печке.
3. Где готовят на керосинке.
4. Где готовят на газовой плите.
5. Где готовят на электрической плите.
6. Дидактическая игра «Соедини по точкам».
План – конспект игры «Путешествие в прошлое автомобиля»
Цель: Научить понимать назначение и функции автомобиля; закрепить умение выделять некоторые особенности предмета (форму, части, размеры), определять материал (металл, стекло) и его признаки; научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (езда) и строением, понимать, что человек создает автомобили для облегчения передвижения людей; развить ретроспективный взгляд на автомобиль (ориентироваться в прошлом).
1. Загадывание загадки.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
Два блестящих огонька.
- Рассказ об истории появления машины.
- Дидактическая игра « Как называется эта машина?»
- Дидактическая игра « Дорисуй рисунок»
План – конспект игры «Путешествие в прошлое самолета»
Цель: Научить понимать назначение и функции самолета; закрепить умение выделять некоторые особенности предметов (форму, части, размеры) и определять материал и его признаки; научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (летать) и формой (обтекаемая), понимать, что человек создает самолеты для облегчения жизнедеятельности; развить ретроспективный взгляд на самолет (ориентироваться в прошлом).
В течении игры дети путешествуют во времени одновременно педагог рассказывает об истории создания.
1. Человек с крыльями.
2. Аэроплан.
3. Самолет
- Как можно использовать самолеты?
- Виды самолетов и их назначение
4. Изготовление бумажных самолетов.
План – конспект игры «Путешествие в прошлое кораблей»
Цель: Научить понимать назначение и функции корабля; закрепить умение определять некоторые особенности предметов (форму, части, размеры) и материалы (дерево, металл, пластмасса, стекло); научить понимать, что человек создает корабли для облегчения жизнедеятельности; развить ретроспективный взгляд на корабль.
1. В течении игры дети находятся в музеи на выставке. Воспитатель экскурсовод рассказывает о картине.
2. Дидактическая игра « Сложи картинку»
3. Загадывание загадок.
Цель: Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развить ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.
1. В течение игры дети находятся в музеи на выставке . Воспитатель экскурсовод рассказывает об экспонатах.
2. Дидактическая игра «Теремок»
3. Дидактическая игра «Светофор»
Приложение 3
Цель:Научить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов, облегчающих труд в быту мам и бабушек; подвести к пониманию того, что человек стремился с помощью этих предметов облегчить свой труд.
1. Дидактическая игра «Чем заменил человек этот предмет»
2. Беседа с детьми.
3. Дидактическая игра «Раньше - позже».
4. Дидактическая игра «Чудесный экран».
План – конспект игры «Путешествие в прошлое транспорта».
Цель: Развить ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем наземного, водного, воздушного транспорта.
1. Беседа
- На чем мы ездим сейчас по земле, по воде, в воздухе?
- Как называется транспорт, который передвигается по земле, по воде, в воздухе?
2. Рассматривание иллюстраций в книге С. Михалкова «От кареты до ракеты».
3. Дидактическая игра «Что было — что будет».
Игры на установление логических связей.
«Раньше - позже».
Цель: закрепить знания детей о порядке появления предметов рукотворного мира.
Ход игры: Ведущий называет предмет, а дети говорят, что было до этого, или что будет после.
Примечание: Для наглядности можно использовать ось времени, где видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.
«Волшебный светофор»
Цель: знания детей о назначении предметов, развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.
Ход игры: Вывешивают схему предмета.
Если педагог показывает круг красного цвета – дет должны рассказать, для чего нужен этот предмет.
Круг зеленого цвета - чем был этот предмет в прошлом.
Круг желтого цвета - какой он будет в будущем.
«Теремок».
Цель: Активизировать мыслительную деятельность, закрепить ориентирование в разных видах предметов и понимать необходимость многообразия предметов, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес к рукотворному миру.
Ход игры: Детям раздаются предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?».
В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня».
Примечание: В игре «Теремок» могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Игру можно посвящать только одной какой-то теме или брать несколько тем.
«Паровозик».
Цель: закрепить знания детей о последовательности появления предметов рукотворного мира.
Ход игры: Карточки с изображением одного объекта в разные временные периоды раздаются играющим. Выстраивается «поезд времени».
«Чудесный экран».
Цель: закрепить понимание детей о назначении предмета, закрепить умения определять составные части, развивать умение ориентироваться в прошлом, настоящем и будущем предметов, активизировать мыслительную деятельность.