Смекни!
smekni.com

Формирование представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры (стр. 9 из 14)

- с высоким уровнем - 2 детей, что составляет 10%

- со средним уровнем – 12 детей, что составляет 60 %.

- с низким уровнем – 6 детей, что составляет 30%.

Гистограмма 5

Анализируя показатели, выяснилось, что в группе 10% детей с высоким уровнем сформированности представлений о создании и изменении предметов человеком, 60 % детей со средним уровнем и 30% детей с низким уровнем.

В результате мы видим, что в данной группе у детей преобладает средний уровень сформированности представлений о создании и изменении предметов человеком.


2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории создания предметного мира

Игра - это присущий только детям способ познания мира и совершенствования своих усилий. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка, например, потребность развлечься, выплеснуть накопившуюся энергию, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир. По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» — возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка.

Мы предполагаем, что представления о создании и изменении предметов человеком могут быть сформированы через определенную работу в условиях специального обучения носящего целенаправленный характер средствами дидактической игры. В дидактической игре нас, прежде всего, привлекает то, что в ней дети не только получают определенный объем знаний, но и учатся владеть этими знаниями, «вооружаются навыками умственной работы». В игре репрезентируются, исполняются, проигрываются различные ситуации, фантастические проекты, переживания, состояния. В игровой форме достигается наибольшая возможность для их «варьирования и перекомбинирования». Творческие возможности в игре превращаются в способности.

Исходя из вышесказанного, мы выделили основную цель формирующего этапа эксперимента:

- провести опытно – экспериментальную работу по формированию у детей представлений о создании и изменении предметов человеком посредством дидактических игр.

После анализа комплексной программы, по которой ведется воспитательно – образовательная работа с детьми данного ДОУ, перед нами стояла задача разработать комплекс дидактических игр, направленных на формирование представлений о создании и преобразовании предметов человеком.

Разрабатывая комплекс дидактических игр, мы исходили из педагогических условий, реализация которых определяет эффективность использования данного вида игр в педагогическом процессе:

- соответствие содержания дидактических игр возрасту и индивидуальным особенностям детей;

- рациональное включение дидактических игр в педагогический процесс;

- формирование у детей эмоционально – положительного отношения к окружающему и к дидактической игре;

- освоение педагогом организации и методики проведения дидактических игр;

- в игре должны быть соединены обучающая задача, игровая форма, наличие готового содержания, правил и предполагаемый результат.

В основе формирования представлений по объекту рукотворного мира лежат следующие мыслительные шаги:

· Выбирается объект и определяется его функция.

· Рассматриваются основные составляющие этого объекта способствующие выполнению функции.

· Находится группа или класс рассматриваемого объекта, а так же место его функционирования.

· Объект и его функция рассматривается в прошлом.

· Объект и его функция рассматривается в будущем.

Предложенные нами игры представлены тремя блоками:

I блок - игры, в которых ребенок получал информацию об истории создания и изменения человеком предметов – информационный блок;

II блок - игры на установление логической последовательности изменения человеком предметов (развитие способности устанавливать причинно – следственные связи между потребностями человека и совершенствованием создаваемых им предметов) - логический блок;

III блок - игры на преобразование предметов – блок преобразования.

Дидактические игры проводились 2-3 раза в неделю и включались в различные формы и методы работы с детьми (на занятиях, в индивидуальную деятельность, в совместную деятельность).

В работе использовались игры, которые проводились не только на этапе ознакомления нового материала, но и на этапах закрепления, повторения, обобщения. В ходе исследования были выявлены методические возможности включения игровой деятельности как на этапе подготовки ознакомления с новым материалом, так и непосредственно в ходе изучения нового.

Для формирования представлений о создании и изменении предметов человеком нами были выделены три группы предметов:

1. Предметы, облегчающие труд в быту:

- Пылесос,

- Плита,

- Стиральная машина,

2. Предметы, удовлетворяющие потребности, необходимые для жизни человека (транспорт):

- Автомобиль,

- Самолет,

- Корабль,

3. Предметы, облегчающие труд на производстве:

- Счетные машины.

Для того чтобы дети получили информацию об истории предметов, мы использовали игры - путешествия.

Например, протокол проведения игры - путешествие в прошлое пылесоса.

Воспитатель предложила детям отправиться в путешествие по времени. Но для того, чтобы узнать, куда они отправятся дети должны были отгадать загадки.

Пыль увижу - заворчу,

Заворчу и проглочу!

Дети: Пылесос.

Педагог: Вы правильно отгадали загадки, и сегодня мы с вами отправимся путешествовать в прошлое пылесоса. Но прежде, чем мы отправимся в прошлое пылесоса, давайте внимательно рассмотрим современный пылесос.

Дети рассматривали пылесос.

Педагог: Это электрический прибор?

Дети: Да.

Педагог: Почему?

Валерия К.: У него есть шнур.

Марина О.: Его включают в розетку.

Педагог: Из каких частей состоит пылесос?

Илья Б.: У него есть шланг и щетка.

Аня П.: Есть шнур, трубки

Катя П.: Есть насадки.

Педагог: А куда собирается пыль?

Илья М: Наш пылесос собирает пыль в мешочек

Илья Б.: А у нас нет мешочка, пыль собирается просто в коробку пылесоса.

Педагог: Для чего придумал человек пылесос? Что можно делать пылесосом?

Валерия К.: для того чтобы убирать мусор с паласа.

Дима Д.: Моя бабуля красила потолок пылесосом, когда делала ремонт.

Антон П.: Можно чистить мебель.

Педагог: Вот какой удобный пылесос придумал человек. Ну а теперь пора отправляться в путешествие, чтобы узнать о прошлом пылесоса.

Давным-давно, когда еще не было пылесоса, люди выбивали пыль палкой, самой обыкновенной палкой. Удобно это было?

Альбина. В: Нет, потому что надо ковер выносить на улицу и вешать.

Аня П.: Пыль летит на человека, когда выбиваешь.

Педагог: Правильно, и вот люди придумали веник. Что удобнее веник или палка?

Альбина. В: Конечно веник потому, что ковер не надо выносить на улицу.

Педагог: Но человеку, веник тоже не очень нравился хоть он и лучше палки, и он придумал щетку с длинной ручкой. Чем щетка удобнее веника?

Илья Б.: Не надо наклоняться.

Педагог: Но щетка, как и веник, поднимала пыль, а пыль садилась на мебель и все вещи, и это человеку не очень нравилось, тогда он придумал пылесос. Чем он удобнее веника и щетки?

Алина П.: Не поднимает пыль.

Марина П.: убирает сразу и пыль и мусор.

Педагог: Правильно, сейчас есть пылесосы, которые не только «глотают» пыль но и моют полы, окна. Вот до чего додумался человек, что бы ему было легче.

По каждой группе предметов проводилась обобщающая игра-путешествие, с целью научить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов, подвести к пониманию того, что человек стремился с помощью этих предметов облегчить себе жизнь.

После того как дети получали информацию об истории предмета через игры-путешествия организовывались игры второго – логического блока.

Были проведены следующие игры.

Игра «Чудесный экран». Игру проводили индивидуально и не большими подгруппами.

Для проведения этой игры был изготовлен «чудесный экран». Этот экран универсальный и по нему может рассматриваться любой предмет.

Для игры так же были изготовлены карточки со схематическим изображением предмета, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.

Игровое действие - составление «чудесного экрана».

Протокол проведение игры с Сашей Л., Антоном П., Димой Д.

Педагог: мы сейчас будем заполнять «чудесный экран». Рассмотрим самолет. Для чего нужен самолет?

Саша Л., чтоб на нем люди летали

Антон П., он перевозит пассажиров.

Дети ставят карточку в центральное окошко экрана.

Педагог: Из чего состоит самолет?

Дети выбирают нужные карточки, определяют составные части предмета. На первых этапах проведения игры дети затруднялись самостоятельно правильно называть части, поэтому необходимую помощь оказывал взрослый: подсказывал названия частей.

Саша Л.: Штурвал, сиденья для людей.

Антон П.: Двигатель с горючим, колес.

Дима Д.: Системы управления.

Педагог: Где работает самолет?

Дима Д.: На небе, в воздухе.

Педагог: А где еще он бывает?

Саша Л.: В аэропорту.

Педагог: Каким был самолет в прошлом?

Саша Л. Выбрал аэроплан.

Антон П.: Человек с крыльями за спиной

Дима Д.: Дирижабль.

Педагог: Каким будет самолет в будущем?

Саша Л. Очень быстрыми

Антон П.: ему не надо будет разгоняться, он будет взлетать с места.