Смекни!
smekni.com

Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (стр. 5 из 13)

Обдумывая систему занятий по теме, учитель определяет соотношение часов, отводимых на комментированное чтение и на обобщающие уроки. Работе над текстом (в том числе и урокам комментированного чтения) уделяется основное внимание в системе занятий по художественному произведению.

Заранее решается и вопрос о взаимосвязи уроков комментированного чтения. Если произведение велико по объему и на чтение его отводится ряд уроков, надо построить их так, чтобы они были тесно связаны между собой, взаимно обусловлены. Каждый последующий урок комментированного чтения является новым этапом изучения текста, раскрывает новые черты героев, особенности языка и композиции произведения или расширяет наблюдения, сделанные на предшествующих уроках. Необходимо постоянно возвращаться к ранее сделанным наблюдениям, проводить сопоставления, устанавливать связи.

Комментированное чтение входит как составной элемент в обзорную лекцию, в ходе этой лекции дается значительная часть комментариев.

При изучении повести «Капитанская дочка» обзорная лекция и комментированное чтение фрагментов произведения строятся так, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному чтению и вызвать у них интерес к произведению, желание прочитать его. Работа над произведением, изучаемым обзорно, органически сочетается с работой по внеклассному чтению.

Остановимся на соотношении самостоятельного домашнего чтения и комментированного чтения в классе. В одних случаях самостоятельное чтение предваряет чтение в классе (если произведение изучается «по проблемам» или обзорно), а в других случаях комментированное чтение предшествует самостоятельному. В восьмом классе такого рода последовательность (комментированное чтение – самостоятельное) должна стать правилом, в котором лучше избегать исключений. Работа над текстом начинается со вступительной беседы и уроков комментированного чтения. После того как прошли уроки чтения в классе, учащиеся продолжают читать текст дома. Таким образом, у учащихся развивается умение без помощи учителя разбираться в прочитанном, и далее можно предоставлять им всё большую и большую самостоятельность.

В дальнейшем эффективно на уроках заслушивать сообщения учащихся о прочитанных дома главах, комментарий к которым они готовят сами.

Учитель предварительно продумывает, как комментировать те части произведения, которые не читаются в классе, ведь нередко и они нуждаются в пояснениях. Отдельные сведения учитель даёт до чтения: либо проводя вступительную беседу, либо определяя домашнее задание. Некоторый материал разъясняется на последующих уроках в процессе пересказа и анализа текста, прочитанного самостоятельно.

Важно как можно раньше приучить школьников спрашивать учителя о значении непонятных слов: незнакомых имен, названий и т.д., учить школьников пользоваться сносками в хрестоматии, а в дальнейшем – комментариями в конце книги, толковыми и энциклопедическими словарями (всё это – навыки, необходимые в практической жизни, их необходимо развивать постепенно и последовательно). Тренировочные работы со словарём могут быть предложены учащимся в качестве специальных заданий на уроке и дома, учить школьников при самостоятельном чтении отмечать (выписывать или подчеркивать) непонятные слова и спрашивать учителя об их значениях.

Давая задание самостоятельно прочитать то или иное произведение или отдельные главы, учитель предлагает ряд вопросов, над которыми ученикам рекомендуется подумать. Это дает возможность применить в самостоятельной работе над текстом навыки анализа художественного произведения, которые прививаются учащимся на уроках.

В процессе беседы по прочитанному материалу продолжается работа с комментированием: даётся комментарий, касающийся идейно-стилевых особенностей произведения, сопровождаемый чтением отрывков из главы; попутно поясняется значение того, что непонятно учащимся. Так, из главы III («Крепость») повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» читается описание Белогорской крепости. В этом описании ряд слов и понятий требует пояснения (военные звания, устаревшие названия предметов быта).

Таким образом, главы, которые учащиеся читают самостоятельно, комментируются различными способами, и учителю необходимо заранее продумать, как он осуществит их комментирование.

В ходе работы обнаруживаются проблемы, связанные с комментированием текста.

Урок комментированного чтения, как правило, начинается с определения темы и цели урока, после чего учитель приступает к проверке домашнего задания. На уроках, где предстоит читать и комментировать очень большой текст, связь с предыдущим уроком устанавливается путём проведения беглого фронтального опроса по основным вопросам, которые нужно вспомнить для восприятия нового материала. Если проводится подряд несколько уроков комментированного чтения, полезно проверить, как усвоен учащимися текст, прокомментированный на предыдущих уроках, как поняты самостоятельно прочитанные главы и т.д.

Приёмы опроса желательно разнообразить. Можно проводить уплотнённый или фронтальный опрос в письменной и устной форме (запись цитат на доске, письменные ответы на вопросы по тексту, чтение цитат и отрывков, выученных наизусть, запись плана произведения, главы и т.д.). Эффективно написание учащимися сочинения-миниатюры, которое может быть не только итоговой проверочной работой, но и одним из видов анализа текста. Ученикам предлагается использовать текст произведения в процессе создания сочинения. Такой вид работы проводится после того, как текст был прокомментирован в классе, или с целью проверки навыков самостоятельного чтения и комментирования. Приёмы опроса на одном уроке могут быть многообразными.

Например, проводится опрос на уроке комментированного чтения второй главы повести «Капитанская дочка» (встреча с Пугачёвым). Вначале учитель ведет беседу с классом по материалу первой главы, прокомментированной на предыдущем уроке, звучат следующие вопросы: «О чём мы узнали из первой главы повести? С какими действующими лицами познакомились?».

Многих вопросов мы коснемся бегло, лишь с целью закрепления в памяти наиболее ярких эпизодов прочитанной главы. Внимание останавливаем на образе главного героя, Петра Гринёва (его портрет, общественное положение, вкусы, интересы, привычки, особенности речи, манеры поведения, приёмы обхождения с людьми, отношение к нему новых знакомых). Разбор и комментирование второй главы послужит продолжением беседы, начатой в начале урока: выясняется, что нового дает вторая глава для характеристики Савельича, как раскрывается в ней образ Петра Гринёва.

Опрос на уроках комментированного чтения органически связывается с новым материалом, подводит к его восприятию и способствует установлению связи новых глав с уже прочитанными главами произведения. Такая система работы обеспечивает целостность восприятия учащимися художественного текста.

Следующий этап урока – комментированное чтение нового текста.

Основное условие, от соблюдения которого зависит качество урока, – текст должен быть прочитан с максимальной выразительностью, так, чтобы произведение взволновало, захватило учащихся, вызвало у них соответствующие переживания. Чтение текста – реплик героев, раздумий автора и т.д.– может многое раскрыть с такой полнотой и эмоциональной силой, что и комментарии будут излишни. Но логические рассуждения, следующие за ярким, волнующим чтением текста, зачастую не только не способствуют его пониманию, но убивают эмоцию, разрушают очарование, вызванное звучащим художественным словом.

Степень эмоционального воздействия комментированного чтения впрямую зависит от выразительности чтения текста и умения сочетать чтение с анализом прочитанного. При подготовке к уроку опытные учителя уделяют большое внимание выразительному чтению.

Нередко возникает вопрос: кто должен читать текст вслух, учитель или учащиеся? Читать должен тот, кто может хорошо, выразительно подать материал: в первую очередь – учитель. Но если в классе есть ученики, умеющие хорошо читать, то и они после соответствующей подготовки могут прочитать текст.

Во время чтения в классе книги учеников закрыты и взоры обращены на учителя, так как, следя по книге, учащиеся нередко забегают вперед, отвлекаются и перестают слушать учителя, голос которого им лишь мешает.

Не только голос читающего, но и выражение его лица, его жесты имеют значение для укрепления контакта читающего, автора произведения и слушателей. А читать всегда надо так, словно ты и сам впервые читаешь произведение и вместе с ребятами им восторгаешься.

Для того чтобы работа на уроке комментированного чтения была целенаправленной, важно не только учителю, но и учащимся знать, какие задачи стоят перед ними на уроках. Чёткость постановки задачи способствует активизации мышления учащихся и лучшему усвоению материала. Комментируя произведение или часть его, учителя часто ставят перед классом вначале урока вопросы, над решением которых рекомендуется подумать в процессе чтения.

Слушая чтение, учащиеся знают, на чём надо зафиксировать внимание, что подмечать, и при комментировании текста им легче найти нужный материал. Предварительных вопросов не должно быть много, формулировать их нужно чётко. Что касается степени трудности предварительных вопросов, то среди них могут быть и более легкие, и более трудные, рассчитанные на активизацию мышления учеников.

Одна из основных задач учителя на уроках учебного комментирования – пробудить мысль учащихся, научить их, читая, слушая, думать, наблюдать, подмечать то, что незаметно неопытному читателю, заставить их мысль напряженно работать.