Смекни!
smekni.com

Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных обучающих программ (стр. 1 из 3)

Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных обучающих программ

Реферат по специальности для поступления в аспирантуру

Нижневартовск, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы воспитания «интереса к музыке» у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие и структура «интереса к музыке» у старших дошкольников

1.2 Проблема «интереса» в контексте музыкального воспитания старших дошкольников

Глава II. Изучение возможностей применения компьютерных обучающих программ (КОП) с целью развития интереса к музыке

2.1 Значение и анализ возможностей КОП в формировании интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста.

2.2 Анализ компьютерных образовательных программ, применяемых в настоящее время

2.3 Опыт использования КОП в дошкольных образовательных учреждениях г. Нижневартовск

Заключение

Литература


Введение

В последние годы в современном обществе наблюдается активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. Резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Развитие научно – технического прогресса давно стали причиной обучения детей, прежде всего умениям читать, писать и считать, а не делать и чувствовать. Эта тревога связана с представлением взрослых о будущем их детей, считающих, что их детям предстоит жить в обществе, требующем высокой квалификации. С этой тенденцией связано стремление, в первую очередь дать детям конкретные знания, а не развивать в них способность чувствовать, не ординарно мыслить, творить.

Такая ориентация постепенно подменяет эстетическое развитие умственным воспитанием и художественным образованием, компрометируя и ограничивая интегративные возможности общего и эстетического развития ребенка. Обойти сенсорно – чувственный опыт невозможно, но педагогическая установка на развитие мышления, социальный престиж интеллекта и научного знания превратили его во вторичную ценность. Радость восприятия мира во всем его умственным многообразии, непосредственность реакции, эмоциональная открытость и доброжелательность в условиях современной социально - культурной нормы продолжают рассматриваться как детскость или глупость, которую надо преодолевать с возрастом.

Сегодня принято говорить, что главный недостаток нашего воспитания с 30-х гг.- бездуховность. Но это его парадоксальный результат, а не исходный принцип. Идеология – это духовная, а не материальная категория. И приоритет идеологии – это приоритет духовности. Это же и давняя традиция русской культуры (близкой по модели европейской, старой, а не американской, новой культуре).

Обратившись к истории, мы увидим, что в семьях аристократов уделялось огромное значение эстетическому воспитанию детей. Светское образование подразумевало не только овладение иностранными языками, грамотой, другими науками, но и предполагало обучению игре на музыкальном инструменте, формирование знаний о композиторах, художниках, разнообразных направлениях в живописи. Именно такое образование способствовало развитию духовной и разносторонней личности.

Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно – технических проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через столетия, и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.

Очень немногие знают о том, что музыкальное и эстетическое воспитание малышей не менее важно, чем изучение языков и арифметики. Занятия музыкой развивают воображение, творческое мышление и память, делают ребенка более восприимчивым к получению любых других знаний.

Анализ раздела образовательных программ, определяющих содержание музыкального воспитания дошкольников в детском саду, показал, что задача развития интереса к музыке у детей в настоящее время приобретает особо значимый характер. Современная ситуация в обществе, культуре, науке требует переориентации целей дошкольного образования на освоение детьми общечеловеческой культуры. Во многих программах дошкольного образования подчеркивается необходимость формирования ценностного отношения к окружающему миру средствами музыкального искусства. В контексте переосмысления некоторых аспектов социально – культурного развития общества и места в нем личности возникает возможность и необходимость по – новому рассмотреть ряд проблем, связанных с музыкальным воспитанием детей дошкольного возраста, и в частности, проблему интереса к музыке.

Система музыкального образования является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на становление гармоничной личности и развитие творческой индивидуальности и креативного мышления. Безусловно, она должна чутко реагировать на все изменения происходящие в современном обществе, искать новые методы и подходы в решении целей и задач музыкального развития детей переход к личностно – ориентированной модели воспитания предполагает качественное улучшение музыкального воспитания, обновления его содержания, методов, путей достижения целей.

Одним из таких путей является использование информационно – коммуникативных технологий, дающий возможность решить назревающую проблему одностороннего развития человечества и позволяющий совместить эстетическую нагрузку музыкального образования с неоспоримыми возможностями и преимуществами, которые дает нам современная вычислительная техника.

Говоря об использовании и совершенствовании педагогических технологий, имеется в виду также информационные технологии, т.е. технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации. Полученный в результате объем знаний не всегда предполагает анализ, дедукцию. Но в то же время, обогащая опыт, расширяя кругозор, сподвигает на изучение, узнавание, познание; формирует своеобразный взгляд на те или иные процессы. Ведь, как известно, никакой учебно – воспитательный процесс не мыслим без формирования определенного объема знаний.

Целью данной работы является изучение возможностей использования компьютерных обучающих программ в процессе воспитания интереса к музыке старших дошкольников.

Цель работы потребовала решение следующих задач:

-изучить сущность понятия «интерес к музыке», его структуру у детей старшего дошкольного возраста;

-проанализировать компьютерные обучающие программы, используемые в ДОУ в настоящее время, с целью воспитания интереса к музыке.


I. Теоретические основы проблемы воспитания «интереса к музыке» у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие и структура «интереса к музыке» у старших дошкольников

Изучение проблемы интереса целесообразно начать с анализа различных определений, данных в научной литературе. В "Словаре русского языка" С.И.Ожегова фигурируют четыре значения этого понятия. Первое связывает интерес с проявлением внимания к привлекательным или значительным явлениям. В других значениях интерес выступает как занимательность, нужда, потребность или выгода. Словарь "Психология" и «Российская педагогическая энциклопедия» трактуют понятие "интерес" с точки зрения познавательной направленности личности, как форму проявления познавательной потребности, предполагающей осознание целей деятельности. Интерес выступает наиболее существенным стимулом приобретения знаний, расширения кругозора и способствует более полному и глубокому отражению действительности.

Существование разных точек зрения на содержание понятия "интерес" зависит от круга изучаемых проблем и явлений. О самых разнообразных толкованиях интереса писали М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Н.Г.Морозова. Они указывали, что понятие "интерес" охватывает большое количество процессов, имеющих кроме общих черт, много отличительных, специфических. Отмечено частое смешивание трактовок интереса с любопытством, любознательностью, занимательностью. Такая путаница в понятиях происходит, по мнению исследователей, из-за того, что при изучении и объяснении такого многогранного качества как интерес делается акцент на одной из его сторон, чаще познавательной.

В теории обучения интерес рассматривается как условие успешности педагогической работы (Л.И.Божович, А.В.Запорожец, MU Т.С.Комарова, Н.Г.Морозова, В.А.Сухомлинский, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Г.И.Щукина и другие). Ученые отмечают огромное влияние интереса на качество учения, а плохое усвоение знаний напрямую связывают с отсутствием интереса и неумением педагогов его пробудить. Интерес рассматривается как наиболее сильный стимул познавательной деятельности детей. Известный российский психолог С.Л.Рубинштейн писал, что интерес является как предпосылкой, так и результатом обучения. Интерес служит средством повышения эффективности педагогической работы с одной стороны и главной целью и задачей обучения с другой. В трудах Т.С.Комаровой подчеркивается, что интерес способствует возникновению творческих проявлений ребенка и стимулирует развитие навыков художественной деятельности.

Музыкальный интерес представляет собой "осознанную потребность", то есть осознанное отношение человека к музыкальной культуре. Это отношение становится чертой личности, превращается в ценность для человека. Интересы лежат в основе духовных ценностей человеческого сознания. "Интерес есть стремление к определенной деятельности. По самой своей природе он динамичен, активен, отсутствие деятельности и интерес - это полное противоречие", - писал П.Ф. Каптерев.

1.2 Проблема «интереса» в контексте музыкального воспитания старших дошкольников