Смекни!
smekni.com

Дистанционные технологии в образовании (стр. 14 из 29)

Телеобучение, по всей вероятности, способствует общению в рамках группы, поэтому некоторые разрабатываемые методики предполагают произвольное переключение фрактальных уровней в процессе группового взаимодействия. Например, обычной практикой в процессе телеобучения является постановка перед каждым из телецентров задачи, которая требует выхода группы на несколько минут из режима телеконференции. В этот момент фрактальный уровень переключается с большой курсовой сети на сеть небольшой группы по месту расположения отдельного центра телеконференции. Но и на этом уровне за каждым обучаемым сохраняется право взять на себя какую-то часть решений задачи. В этом случае фрактальный уровень переключается уже на сеть индивидуума. После выполнения индивидуальной задачи каждым из учащихся они снова собираются вместе, чтобы синтезировать общее решение поставленной проблемы в целом, переходя, таким образом, опять на групповой уровень. Телеконференция снова вступает во взаимодействие со всеми центрами, вышедшими на связь по окончании индивидуальной работы, что означает повторное переключение на уровень курсовой сети. Каждый центр в отдельности вызывается для отчета о проделанной работе. Для этого, например, каждая группа должна написать на виртуальной общей доске свой вариант ответа, сделав соответствующую пометку для идентификации автора сообщения. В дальнейшем представленная информация оценивается, защищается и модифицируется при участии других центров. По мере того как каждый центр вписывает свой вариант решения, на виртуальной доске выстраивается последовательность пунктов, отражающих идеи каждого участника сети. В последующем каждому центру не составит труда создать для себя копию информации, содержащейся на доске. Телеконференция способствует развитию децентрализованного, направленного на учащегося демократического подхода к обучению, в отличие от традиционного иерархического подхода, все еще господствующего в обычном классе. Если при проведении аудиторного занятия учитель не может овладеть вниманием учеников, его беспокойство нарастает, по мере того как отдельные учащиеся начинают переговариваться друг с другом. В действительности они просто переключаются на другие фрактальные уровни. И, тем не менее это расценивается как нарушение дисциплины. Учитель пытается привлечь внимание всех учеников в классе одновременно и во что бы то ни стало старается удержать их на этом фрактальном уровне. В телеклассе преподаватель может даже и не подозревать, что отдельные группы переключились на другой фрактальный уровень и беседуют между собой. Для обычного учителя было бы настоящим потрясением, заехав в небольшой групповой центр, увидеть, как учащиеся разливаютчай и по ходу теледискуссии критикуют выступающих, которые кажутся им глупыми, неинтересными или говорящими не по теме.

В обычном классе преподаватель начинает изучение новой "темы со всем классом одновременно и в конце занятия дает задание, для того чтобы убедиться, насколько ученики усвоили содержание урока. В телеобучении действует другая модель: ознакомление с материалом урока по большей части происходит асинхронно, до начала телеконференции. Таким образом, ученики получают возможность разобраться в предмете и попробовать выполнить задания до того, как они придут в телекласс, который используется для того, чтобы подвести итог и суммировать полученные знания, а не инициировать изучение темы. Иными словами, телеобучение имеет тенденцию делать то же, что происходит в обычном классе, только наоборот.

Постепенно исчезают количественные ограничения числа центров телеконференции, которые могут объединяться в рамках одного телекурса. В то же время основой телеобучения является взаимодействие, но если в часовой конференции участвуют 30 человек, то время, выделяемое каждому из них для выступления, составляет всего-навсего 2 минуты. Эту проблему можно решить следующим образом. Если распределить эти 30 человек на 6 небольших телецентров и позволить им время от времени работать самостоятельно, то они получат возможность общения в рамках своей группы, а взаимодействие на уровне курса могут осуществлять в это время представители каждой из этих 6 групп. Другими словами, телецентры переключатся с индивидуального уровня на уровень сети телекласса.

Теоретически можно предположить возможность того, что группа центров телеконференции выбирает один из них в качестве представителя для более широкого обсуждения темы на уровне сети, объединяющей несколько курсов, или на международном уровне. В этом случае группы телецентров становятся узлами в обширных курсовых сетях. П. Россман в своей книге “Формирование всемирного электронного университета” описывает несколько вариантов создания такого университета. Он пишет о телевизионных классах, где известные деятели науки и культуры будут рассказывать о достижениях в конкретных отраслях знаний, а за этим последует двустороннее аудиообсуждение, в котором могут принять участие все подключившиеся к сети обучаемые. Далее он рассматривает концепцию виртуального класса, которую разработали М. Турофф и Р. Хилтц, основанную на компьютерных системах связи. Россман пишет и о третьем варианте телекласса, в котором сочетаются “лучите черты виртуального класса, организованного на основе компьютерных сетей, и интерактивного телевидения, использующего как компьютерные сети, так и собственно телевидение”. Он называет это всемирной лекционной аудиторией. Россман также отмечает возникновение “ситуационных классов”, которые оснащены аппаратурой, программным обеспечением и информацией, необходимыми для широкомасштабного электронного обучения.

Уровень 4: Виртуальное учебное заведение

Уровни виртуального класса работают синхронно, но взаимодействие между учащимся и виртуальным учебным заведением носит в основном асинхронный характер. Обучающийся является узлом по отношению к сети виртуальных учебных заведений. Само учебное заведение также можно представить в виде сети, состоящей из телеадминистрации, служб телеподдержки, телебиблиотеки и академических отделов. Каждое из этих подразделений, в свою очередь, располагает своей системой фрактальных уровней. Например, телебиблиотека может быть представлена в виде сети собраний сочинений, а те, в свою очередь, в виде сети отдельных томов, том — в виде сети глав, глава — в виде сети параграфов и т.д. Учащийся в своем стремлении получить определенную порцию знания переключается с одного уровня библиотеки на другой.

В настоящий момент для телеобучаемого существует возможность поиска информации и знания, в основном на уровне библиотечного каталога, используемого для поиска заглавии книг и статей. Становится возможным перегрузить статьи и компьютер учащегося. Тем не менее время, когда обучаемым сможет пользоваться всеми фрактальными уровнями телебиблиотеки так же, как он сейчас пользуется обычной библиотекой, еще не настало. Естественно, доступ к виртуальному учебному заведению открыт для всех желающих. Студент сможет ознакомиться с содержанием индивидуальной курсовой программы, абитуриент — получить доступ к службе телеадминистрации для изучения каталога предлагаемых курсов и получить любую информацию по интересующему его вопросу, вплоть до списка индивидуальных требований к поступающему. Всеобъемлющая многоуровневая система телеобучения, представленная в виде виртуальной школы, университета, колледжа и т. п., будет таким образом, существовать на синхронном и асинхронном уровнях. Асинхронный уровень будет в основном отвечать за обеспечение доступа к комплексной системе интегрированных баз данных. Это уровень оси “проблема—знание”. Поскольку работа в такой системе не зависит от времени и пространства, то появляется возможность создания глобальной системы баз данных на уровне виртуальных учебных заведений. Более того, инвестиции в накапливание знания и материалов для курсов обучения обеспечат привлечение больших количеств обучаемых.

Синхронный уровень — это уровень оси “учитель—ученик”. Этот уровень развивается вместе с технологией телеконференции, позволяющей преподавателям и учащимся находить те фрактальные уровни, на которых работа с различными аспектами оси “проблема—знание” представляется наиболее эффективной. Динамические возможности малой группы получают на этом уровне новое применение в процессе обучения. И интересно, что, хотя отдельные обучаемые также могут принимать участие в телеклассе, всё же популярностью пользуются собрания небольших групп людей в центрах телеконференции с целью последующего участия в телеклассе в качестве группы. Может быть, причиной служит экономия, которой удается достичь при совместном использовании компьютерного модема и линий связи, но эти встречи также удовлетворяют и социальные потребности образования. Будет обидно, если и обучение, и преподавание станут в реальной действительности чисто индивидуальным занятием.

Как бы обучение по переписке, образовательное телевидение и компьютерное обучение ни компенсировали, ни пополняли и дополняли традиционные методы просвещения, основанные на общении в классе, всё же формируется новый подход к образованию, воплощенный в виде телеобучения. Он предоставляет учащемуся новые возможности, расширяет набор доступных для обучаемого фрактальных уровней, создает новые социальные модели обучения с помощью других людей. Это не есть совершенствование педагогической теории, по, скорее, процесс самоорганизации системы обучения, происходящий в условиях новой технологической среды.

4.8 Киберпространство

В 1986 г. У. Гибсон написал книгу “Нейромансер” (нейрофантазер — Пер.) — историю в стиле научной фантастики, герой которой включается в глобальную компьютерную сеть сетей связи, называемую киберпространством. Идея создания этого виртуального телемира захватила в свое время воображение миллионов людей по всему свету. Теперь эти фантазеры пользуются услугами сети Интернет. Интернет — это уже реальная суперсеть, стремительно растущая и в некоторых аспектах принимающая вид гибсоновского киберпространства. Приверженцы Интернета считают его изменчивой формой такого пространства, в котором сами они являются кибернавтами, исследующими новый мир. Некоторые разработки в области распределенных мультимедийных систем, в частности информационный ландшафт “Гипер-Джи”, представляющий собой графическое выражение данных и позволяющий пользователю “летать” над ним в поисках выступающих над “местностью” информационных конструкций, по-видимому, приближаются к идее Гибсона о киберпространстве как о мире информации в мультимедийной среде.