Смекни!
smekni.com

Роль станции юных натуралистов в расширении экологического образовательного пространства школьников (стр. 5 из 12)

3. Наличие парка, водоемов, живого уголка, метеорологической станции, плодово-ягодного сада, парка, питомников, животных и так далее дает возможность проведения экскурсий по очень многим темам школьного курса естествознания.

4. Учащиеся приобретают умения и навыки по выращиванию растений и уходу за животными.

5. При широком развертывании работы кружков юных натуралистов у юннатов развиваются навыки к самостоятельной работе, наблюдению, сравнению, умению делать выводы и обобщать; они осваивают технику постановки эксперимента, осваивают работу со справочниками, книгами, что формирует дисциплинированность, трудолюбие, сознательное отношение к своему долгу, то есть обеспечивается трудовое воспитание учащихся.

6. Результаты работы юннатов широко используют дошкольные учреждения, летом детские площадки и лагеря.

7. Под руководством станции в увязке с районным домом пионера и школьника проводятся в общерайонном масштабе юннатские мероприятия: «День леса», «День птиц», «Неделя сада», слеты, выставки.


Глава 2. Расширение экологического образовательного пространства школьников в учреждениях дополнительного образования

2.1 Образовательное пространство: теоретико-методологический аспект

Крупный вклад в научное осмысление данной проблемы внесли К.Д.Ушинский, В.И.Вернадский, И.Я.Яковлев, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко и другие.

Создание государственной системы образования тесно связано с именами: К.Н. Вентцеля, А.У. Зеленко, Е.Н. Медынского, С.Т. Шацкого и других.

Исследованием специфики деятельности учреждений дополнительного образования занимались Г.П. Буданова, М.Б. Коваль, С.А. Шмаков.

Различным аспектом проблемы экологического образования учащихся посвящены исследования Н.И. Пономаревой, В.Н. Тихомирова, Л.В. Егоровой, М.В. Емельяновой, Б.Т. Лихачева и др.

Значительный опыт разработки проблем экологического образования накоплен за два десятилетия коллективом лаборатории экологического образования Института общеобразовательных школ РАО и Проблемного Совета по экологическому образованию РАО (И.Д.Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, Л.П. Салеева и другие).

Вопросы подготовки учителя к руководству экологическим образованием школьников раскрываются в исследованиях З.В.Артамоновой, С.Н. Глазачева, В.А. Сластенина, Г.Д. Филатовой и другие.

В сентябре 2003 года Россия подписала Болонскую конвенцию по высшему образованию, взяв на себя обязательства присоединиться к процессу создания в Европе единого образовательного пространства.

Научное понятие «образовательное пространство» не сложилось, не сформировано, не определено. Оно отсутствует в Британской энциклопедии, международной энциклопедии образования, Философском энциклопедическом словаре, Педагогическом словаре, Словаре русского языка в 17 томах и т.д.

«Образовательное пространство» стало встречаться как оборот в педагогической среде в конце 80-х годов, вошло в доктринальные документы (3-н об Образовании, проект Федеральной программы образования в России), встречается в педагогических журналах как метафора сохранения федерального единства в образовании и преодоление центробежных сил в образовании. Единое образовательное пространство даже в географическом представлении по всей территории России – вещь довольно условная.

Определяя подходы к рассмотрению образовательного пространства, имеет смысл прежде всего разобраться с самим термином «пространство».

Известные философы Аристотель, Демокрит, Платон рассматривали пространство как неподвижное вместилище реально существующих материальных объектов.

В понимании К.Маркса пространство – это одна из форм существования материи.

Ньютон считал, что пространство абсолютно и независимо от находящихся в нем вещей.

Г.В.Гегель и Ф.Энгельс были противниками этой концепции и утверждали, что «… основные формы всякого бытия суть пространство и время; бытие вне времени есть такая же бессмыслица, как и бытие вне пространства».

Эту теорию поддерживали Н.И.Лобачевский, А. Энштейн, И. Кант.

Пространство является, таким образом, абсолютной абстракцией, за ним нет больше ничего, к чему его можно было бы возводить. А потому суть пространства можно выявить только из него самого.

Процесс выявления сути образовательного пространства осуществляется на основе и благодаря наличию существующего исходного и нерасчлененного чувства пространственности. В связи с этим пространство рассматривается как результат деятельности субъекта, ее продукт, представляющий собой расчленение единого чувства пространственности.

Такой подход к пониманию пространственности позволяет рассматривать пространство не просто как пространство тел (например, физическое пространство), а как пространство процессов и связанных с ними понятий, взятых вместе с их практической реализацией и осмыслением.

В рассмотрении понятия «пространство» происходит реализация установок, которые И.Г.Шендрик условно разделяет на 3 группы: объектные, субъектные и деятельностные. При объектной установке на рассмотрение пространства, оно предстает как некая картина мира, понимаемая как совокупность внешних объектов. В соответствии с субъектной установкой, мир становится представленностью чувств и мыслей человека. Так как субъект и объект не могут существовать друг без друга, а образуют единство в деятельности, то пространство внешних, по отношению к субъекту, вещей связано с его мыслями о них. Таким образом, пространство образуется не только вещами, но и их смыслами.

Образование представляет собой процесс становления человека, в ходе которого его выявляющаяся сущность воплощается в некотором образе, соответствующем тем культурным условиям, в которых осуществляется процесс становления. Образование представляет собой единство процесса и результата освоения и присвоения человеком обобщенных способов взаимодействия с действительностью и самим собой, выработанных человечеством и закрепленных в культуре.

В русском языке термин «образование» используется сравнительно недавно. Более характерным было использование слов «воспитание» и «учение». Уже в XVIII веке в русском языке сложилось современное понимание термина воспитание как процесса воздействия на развитие ребенка с целью формирования его нравственных и физических качеств. Тогда же под воспитанием стали понимать правила поведения, навыки общения, усвоенные ребенком под воздействием взрослых.

В начале XIX века В.И.Даль говорил об образовании как об образовании ума и нрава, то есть как о развитии личности и ее воспитании. При этом он утверждал, что науки образовывают ум и знания, но далеко не всегда нрав и сердце, подчеркивая, что учение образует ум, а воспитание – нравы. То есть различие между обучением и воспитанием было очевидно.

В процессе социокультурного развития понятие «образование» обрело иной смысл, который заключается в формировании человека, способного поддерживать и развивать условия своего человеческого существования.

Эти условия создаются самим человеком путем преобразования естественной среды обитания. В них отражаются способы взаимодействий индивида со средой. Закрепление этих способов в общечеловеческом опыте явилось причиной возникновения культуры. Культура вместе с измененной под ее воздействием природой становятся средой жизнедеятельности человека. В природе человек находит источники своего биологического существования, а в культуре – человеческого, которое принципиально и существенным образом отличается от биологического.

В процессе развития культуры способы взаимодействия человека с действительностью обобщаются и могут приобретать статус ценностей. Культура, в этом случае, как система доминирующих ценностей и отношений между людьми является, с одной стороны, необходимой предпосылкой образования, создавая определенную образовательную среду, а с другой стороны, только благодаря образованию сама культура может существовать и развиваться.

Таким образом, понимание пространственности в сфере образования связано с формой всех явлений присвоения индивидом современной ему культуры как обобщенных способов взаимодействия человека с действительностью и самим собой. Это дает возможность говорить о «культурной среде» и «положении» человека в ней, а также о тех смыслах, которые появляются в связи с определением человека своего «места» в «пространстве» своей жизнедеятельности, а также и об образовательном пространстве.

Рассмотрение образовательного пространства осуществляется вместе с понятиями «образовательная среда, положение, окружение, воздействие, влияние».

Т.Ф.Борисова под образовательным пространством понимает «упорядоченные устойчивые взаимодействия школьника с открытой социально-образовательной средой …»

С одной стороны, оно «захватывает» некоторую часть окружающей среды, образуя образовательную среду, с другой – человека, где он как участник процесса образования выступает в качестве образующего [34, 29].

То есть, понятия «образовательная среда» и «окружение» представляют собой то, с чем непосредственно или опосредованно соприкасается образуемый. При этом от его положения зависит окружение, которое является частью среды, но не сводится к ней.

Следовательно, среда - это выражение объекта как целого, окружение же рассматривается как часть исходного целого. Окружение и среда – это два функционально дополняющие друг друга логических понятия, которые являются инструментами формирования представления об образовательном пространстве [49, 47].

В основе образовательной среды Р.Е.Пономарев выделяет природную, социальную и культурную составляющие. В образовательном пространстве человек имеет возможность взаимодействовать с каждым из указанных компонентов образовательной среды. Взаимодействие с другими людьми, социальными группами и институтами в образовательном пространстве является социально-образовательным, взаимодействие с природой – природно-образовательным взаимодействием. Взаимодействие с культурой в образовательном пространстве считается культурно-образовательным.