Смекни!
smekni.com

Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной художественно-творческой деятельности детей и руководство работой воспитателей (стр. 2 из 3)

Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры) и служит основой реализации творческого начала в художественной деятельности.

Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития изобразительных способностей.

Среда, в которой ребенок живет и развивается, оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Оборудование расположили в группе так, что оно создало зону для изобразительной деятельности. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие.

Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями. Так, вместо глины дается пластилин, вместо клея из крахмала — казеиновый или канцелярский. Природный и другой дополнительный материал хранятся в легкодоступных детям ящиках с отделениями. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

В группе нужно определить место, где во вторую половину дня дети могли бы порисовать, что-то слепить, вырезать. В их распоряжении должны быть все необходимые материалы такого же качества, как и те, что готовятся на занятие. Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво. Так, необходимо убедиться в том, знает ли ребенок, что он будет изображать, что ему для этого понадобится. Часто бывает, что ребенок принимается за работу без отчетливого представления о том, что будет делать. В результате, не успев начать, он бросает, снова берется и снова бросает. Это воспитывает дурную привычку.

Если в процессе изображения встретятся затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует подписывать и хранить в специальной папке.

В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности. Они приобретают умения изображать самые разнообразные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными, способными проявить творчество, создать интересное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительной деятельности осуществляюсь их эстетическое воспитание.

Карандаш, краски, бумага становятся спутником ребёнка, его помощником в усвоении окружающего мира. И нужно создать все условия, благоприятствующие этому. Самое ценное здесь — реализация детских переживаний и замыслов, нахождение образов для их выражения, закрепление тех или иных творческих или технических достижений. Этот вид детской самостоятельной деятельности способствует развитию инициативы, воображения, памяти, чувств и воли.

Для развития художественно-творческих способностей необходимо создать условия и средства:

- окружающая среда;

- обучение, как организованный взрослыми процесс передачи и активного усвоения ребенком изодеятельности в целом;

- организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ, семье;

- комплексное и системное использование методов и приемов;

- учет индивидуальных особенностей ребенка.

К средствам относятся:

- слайды;

- мультфильмы;

- иллюстрации;

- литературные произведения;


Роль воспитателя в развитии у детей творческих способностей

Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ее. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

Наряду с воспитанием у детей умения быть внимательными к указаниям воспитателя очень большое значение имеет развитие их самостоятельности, инициативы, выдержки. Излишняя опека вредна - дети должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы, самостоятельно придумывать, как и что сделать, что вслед за чем выполнять. Воспитатель должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда, когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем следует помнить, что даже старшие дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными без поддержки воспитателя.

Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятии, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.

Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими эстетические впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего материала

Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности.

Процесс создания рисунка предполагает установление постоянных и очень тонких связей между рисующим и предметом изображения, между рисующим и рисунком, между всеми элементами натуры и рисунка. Эти связи устанавливаются знанием всего процесса рисования - способов рисования, сторон процесса рисования, принципов рисования и решения учебных задач.

Художественный опыт, полученный детьми на занятиях, используется в самостоятельной изобразительной деятельности, содержание которой зависит от тематики занятий.

Во время самостоятельной деятельности ребят педагогу, по мнению Казаковой, необходимо поддерживать взаимоотношения между детьми. Если кто-то рисует, товарищ приносит ему в баночке воду, дает нужный карандаш, фломастер. Иногда деятельность одного ребенка становится «творческим содружеством» двух-трех детей. Если вначале они наблюдали за процессом рисования, помогали советом, то затем начинают рисовать на этом же листе. Изобразительная деятельность в свободное от занятий время требует соответствующего оборудования, материалов. Воспитателю об этом надо помнить, чтобы дети могли в соответствии с замыслом свободно брать то, что им необходимо (например, карандаши, краски, цветные мелки, ножницы, клей, кисти).

На занятиях по рисованию основная задача— учить детей передавать выразительность образа, характерных черт, изображать предметы с натуры, располагая их в соответствии с размером листа. У ребят формируется чувство композиции (умение делать наброски, располагать предметы выше, ниже, левее, правее и т. д.).

Воспитатель обращает внимание ребят на последовательность изображения предмета путем наброска: идти от общего к деталям. Так, изображая игрушку, ребенок предварительно карандашом легким контуром передает общую форму неваляшки, клоуна и т. д., а затем уже дополняет изображение деталями (рисует части лица, одежду, украшает ее узором). Педагог учит детей с помощью различных материалов (карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки) передавать особенности натуры.

Изображение природы, труда людей, различных общественных событий связано с обучением детей умению самостоятельно выбирать различные выразительные средства. Например, уметь яркими цветами красок, карандашей передать праздник, веселое, радостное настроение; используя разные способы (графический, пластический, декоративно-силуэтный), создать образ осени и сравнить каждый из них, найти наиболее выразительный.

Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов закрашивания с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей. Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.