Смекни!
smekni.com

Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной художественно-творческой деятельности детей и руководство работой воспитателей (стр. 3 из 3)

Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в этот день.

Таким образом, создание изложенных выше условий развития у детей изобразительных способностей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреждению. Необходимо только понимать: художественное восприятие остается действительно эстетическим, если оно доставляет эстетическое наслаждение.

Роль старшего воспитателя в повышении квалификации воспитателей по организации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей

Современные методы управления предполагают постоянный поиск и отбор наиболее эффективных и прогрессивных методов и способов решения задач, внедрения прогрессивных психолого-педагогических идей.

Нельзя стоять на месте, работать по старинке. Время идёт вперёд, изменяются жизненные устои. Необходимо владеть информацией, быть компетентным в различных областях жизнедеятельности.

Старший воспитатель занимается поиском новых прогрессивных психолого-педагогических идей, эффективных методов и приёмов дошкольного воспитания, методической работы и внедрением их в практику.

Старший воспитатель проводит разнообразную методическую работу: организуется методическая учёба, семинары-практикумы, тематические выставки и педсоветы, на которых заслушиваются выступления воспитателей групп. Проводится диагностическая работа, анализ документации, организуются коллективные просмотры с целью выявления и распространения передового опыта по организации самостоятельной творческой деятельности дошкольников. Педагогам оказывается квалифицированная помощь: консультации, приобретается методическая и познавательная литература, организуются методические объединения.

Анализ методической работы старшего воспитателя в МБДОУ д/с № 9 г. Дивногорска

Целью методической службы в детском саду в 2009-10 учебном году было - создание системы методической работы, побуждающей педагогов искать новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, помогающей сделать это взаимодействие наиболее целенаправленным и продуктивным.

Для активизации творческой, инновационной деятельности педагогов использовались различные методические приёмы: привлечение к управленческой деятельности, открытые показы интегрированных занятий педагогами-новаторами, мастер-классы, консультации-беседы, семинары, взаимопосещения и др. Всё это помогло педагогам научиться творчески мыслить, моделировать свои действия, проявлять инициативу в принятии решений. Развитию таких качеств также способствует мотивационный процесс (материальное поощрение, благодарности и почетные грамоты, продвижение по служебной лестнице и личный рост).

Для реализации раздела «Музейная педагогика» программы «Истоки» осуществлялось тесное взаимодействие с «Дивногорским художественным музеем». Дети посещали выставки, сами создавали художественные произведения под руководством методиста музея. Участвовали в конкурсе «Суриковские дни» (работы детей выставлялись в библиотеке им.Герцена). Также тесно сотрудничаем с выставочным залом ДДТ. К сожалению в детском саду нет свободного помещения для создания минимузея, но педагоги решили эту проблему используя коридоры детского сада для выставки детских работ. Такие выставки проходят ежеквартально.

В годовом плане работы отражено направление по развитию творческих способностей детей. Одной из задач на учебный год была: «Развивать у детей потребность в художественно – эстетической деятельности, совершенствовать развитие художественных способностей».

Был проведен педсовет «Организация и осуществление педагогического процесса в ДОУ по реализации раздела программы «Истоки» и программу дополнительного образования «Цветные ладошки»

Цель: Уточнение представлений педагогов о технологиях работы по реализуемым базовой и дополнительной программам. Систематизация знаний о принципах построения развивающей среды в группах, изменения предметно – пространственной среды и создания условий для самостоятельной деятельности детей.

Наблюдая за работой детей подготовительной к школе группы с изобразительными материалами, Старший воспитатель обратила внимание на то, что все дети рисуют, но у кого-то это получается хорошо, а у кого-то плохо. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. Но главное и, к сожалению, негативное – в работах детей не было творческого подхода. Так птицы были простым повторением птицы, нарисованной воспитателем; цветы, деревья, трава, небо, солнце имели одинаковые форму и цвет, как будто мир, окружающий нас, лишен неповторимого многообразия. Постоянная демонстрация образцов и приемов работы по методике типовой программы приводила к тому, что в подготовительной группе более половины детей не могли самостоятельно приступить к работе, боясь, что нарисуют «не так, неправильно»; ждали указаний от воспитателя; не видели цветового многообразия окружающего мира и т.п. «Прохождение» учебного материала в строго обозначенные сроки оставляло много незаконченных работ-«полуфабрикатов», сделанных «для воспитателя», но реально не отражающих того, что было значимо для рисующего их ребенка. Причины здесь совокупные: несформированность графических навыков и умений, неразвитость воображения, а также неверный подход педагога к преподаванию изобразительной деятельности. Он не побуждает детей к экспериментированию с красками, бумагой, а вынуждает механически выполнять то, что предлагает педагог.

На Тематическом семинаре «Организация самостоятельной творческой деятельности детей в группе», педагоги обсудили условия для развития детского творчества, разработали требования к оформлению уголков самостоятельной творческой деятельности.

УСЛОВИЯ ОФОРМЛЕНИЯ УГОЛКОВ:

1. Расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, подвижность

2. Использование детского дизайна в оформлении.

3. Наличие произведений искусства. Соблюдение возрастных требований.

4. Изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность.

5. Оборудование для рисования, лепки, аппликации.

6. Работа с цветом (Учебно-наглядный материал, д/и)

7. Работа и линией (учебно-наглядный материал, д/и)

8. Различная техника изобразительного творчества (образцы)

9. Развитие композиционных умений (учебно-наглядный материал, д/и)

10. Знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, д/и).

11. Жанры живописи - старший дошкольный возраст.

12. Образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла)

13. Уголок художественного ручного труда (образцы тканей, швов и др. материал)

14. Организация работы с детьми вне зоны художественно-эстетического развития - перспективные планы.

15. Наличие игрового персонажа.

Содержание самостоятельной художественной деятельности детей обогащается при условии оснащения группы необходимым оборудованием и пособиями. Это самые разнообразные материалы (краски, бумага, пастель и др.), музыкальные инструменты, настольно-печатные игры с увлекательным содержанием, книги с яркими иллюстрациями. Необходимо также иметь некоторые технические средства, например проигрыватель, радио и т. п. Это позволит ребятам самостоятельно прослушивать песни, стихи, рассказы, сказки в исполнении мастеров искусств. Наличие в группе столов различной конструкции, мольбертов, навесных досок не только разнообразит формы организации самостоятельной изобразительной деятельности, но и помогает устранить гиподинамию. Дети начинают понимать, что рисунок может восприниматься как картина, если он на мольберте, доске. Хорошо оборудованная зела изобразительной деятельности, где ребенок имеет возможность свободно пользоваться соответствующими материалами, способствует созданию творческого настроения. Необходимое оборудование должно быть и в зонах музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности.


Заключение

В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи.

Вне занятий происходит перенос этих способов действий в совершенно новые условия, ситуации, ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.

Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе ребенка, развивается и обогащается на основе переноса в нее усвоенных на занятиях навыков рисования, лепки, аппликации, раскрытия ребенку эстетического отношения к окружающему. Этому также способствуют соответствующее оборудование, обогащение детей новыми впечатлениями, умелое педагогическое руководство.

Это руководство имеет некоторую специфику и направлено на развитие самостоятельности, инициативы ребенка. Даже если но все хотят заниматься изобразительной деятельностью вне занятий, воспитатель должен заботиться о развитии интереса к ней у дошкольников, желания пробовать силы в различных ее видах.

Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.


Литература

1. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.

2. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.

3. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.

4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с.

5. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников под ред.Ветлугиной Н.А.. М.,1980.

6. Михайлова Н. “Рисование дошкольников – процесс или результат”, журнал “Дошкольное воспитание” №4, 1994 г.