Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, можно четко представить содержание воспитательной работы по нравственному формированию учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:
— отношения к идеологии и политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;
— отношения к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
— отношения к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;
—отношения к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния; бережливость; охрана природы;
—отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей;
—отношения к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность.
Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.
Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно их выполнять под влиянием внешнего понуждения или стремясь показать свою "нравственность" в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя "нравственная благовидность" есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и часто начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил и чему поклонялся.
Вусловиях обновляющихся социальных отношений демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.
Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.
Все это показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ееморальной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.[1]
§1.3 Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств
Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею. Это весьма важное положение. Из него следует, что нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.
Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и т.д. В процессе активного участия в разнообразной деятельности при педагогически правильной ее организации у учащихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо выполнять, формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля. Все это в совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т.д.). Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.
Не менее существенным является и другое положение. Если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.
Но чтобы вырабатывать эти личностные качества, необходимо формировать у учащихся соответствующую потребностно-мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства. В таком плане и будут раскрываться эти вопросы в последующих главах.[1]
Глава 2.ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
§2.1Патриотизм и культура межнациональных отношений - важнейшиеморальные качества человекаи их значение для его личностного развития
Как отмечалось в предыдущей главе, весьма существенной частью морального воспитания является формирование у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родине, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь закрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Видный белорусский просветитель, продолжатель гуманистических традиций Ф.Скорины В.Н.Тяпинский (1540—1604) отмечал, что патриотизм является средством сохранения духовного наследия народа, и призывал к возрождению его славы и национального достоинства.
Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.
§2.2 Сущность патриотизма икультуры межнациональных отношений, ихсодержание ивнутренняя структура
Для осмысления сущности патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо иметь в виду, что исторический генезис этих качеств связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячелетий.
Впервые слово патриот стало употребляться в период французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов.
Патриотизм - это сердечная любовь к своему родному народу и к своему родному краю. А патриот - это тот человек, который старается помочь своему народу и трудится в этом направлении изо всех сил...
Ппатриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.
К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности.