Смекни!
smekni.com

Специфика и основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению сюжетному рисованию (стр. 1 из 7)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Общее понятие о творчестве дошкольников и его значении

1.2 Проявление творчества детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ

2.1 Общее представление о сюжетном рисовании

2.2 Основы и методы сюжетного рисунка у старших дошкольников

2.3 Специальные методики и специфика обучения детей сюжетному рисованию как основа развития детского творчества

Заключение

Литература


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Развитие детского творчества - сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусства и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности детей.

Однако важно заметить, что развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста должно основываться на их ведущей творческой возрастной потребности, одной из которых является, несомненно, рисование. Важность обращения к рисованию как виду детского творчества продиктовано тем, что в результате рисования у детей формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.

Разговор о детях старшего дошкольного возраста, касающийся развития у них творческого потенциала с помощью методов рисования, неминуемо отсылает нас к сюжетному рисованию. И вот почему. Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятия и аналитико-синтетического мышления, что, в свою очередь, открывает простор для дальнейшего развития творческого воображения и мышления.

Предмет исследования – специфика и основы творческого процесса детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению сюжетному рисованию.

Объект исследования – процесс творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению сюжетному рисованию

Цель работы – раскрыть специфику и основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению сюжетному рисованию.

Исходя из поставленной цели перед работой стоит ряд задач, а именно:

- дать общую характеристику творчеству дошкольников и его значению,

- обозначить специфику проявления творчества детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность,

- дать общее представление о сюжетном рисовании,

- раскрыть современные методики и задачи, используемые при обучении детей сюжетному рисованию,

- охарактеризовать методы обучения сюжетному рисуноку старших дошкольников.

Методы исследования: изучение работ отечественных педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей; анализ, сравнение, синтез; обобщение как общетеоретический метод исследования.

Изученность темы исследования. Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Асафьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В, Выготский Л. С., Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.).

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская. Проблема изобразительного творчества дошкольников раскрыта в работах таких авторов как Дрозд Н., Вепрева О.А., Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л., Григорьева Г.Г., Комарова Т.С., Ивкина Т.В.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. Так, в работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме.

Некоторые авторы раскрывают развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования: Архарова Н.В., Пищикова Н.Г., Новикова Г.П., Коротких О.В., Казакова Р.Г., Сайганова Т.И.

Однако практический аспект реализации развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественного сюжетного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.

Важно отметить авторов, которые занимались изучением именно сюжетного художественного творчества детей: В. Б. Косминская, Соловьева И.В. и Фомина О.Н., Комарова Т.С. (через использование сюжетов русских сказок).

Таким образом мы можем сказать, что работ, посвященных целостному изучению непосредственно сюжетного рисования как основы развития творческого воображения и мышления детей практически нет.

При написании данной работы были использованы следующие источники. Это работы, посвященные исследованию проблем детского творчества и психологии творчества в целом. Авторы работ: Пономарев Я.А., Водянская М.С., Дрозд Н.

Это авторы, раскрывающие специфику изобразительного творчества детей таких авторов как Григорьева Г.Г., Флерина Е.А., Сакулина Н.П., Швайко Г.С. Это материалы, характеризующие методики изобразительной деятельности: Н.П. Сакулина и Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г. Казакова.

Это работы авторов на тему техники и методики рисования: Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В., Юхименко Н. Это материалы относительно психологии дошкольного возраста Башаева Т.В., Урунтаева Г. К. Кроме этого юыли использованы материалы, характеризующие современные образовательные программы для ДОК, программы эстетического воспитания детей.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.


ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Общее понятие о творчестве дошкольников и его значении

Деятельность человека состоит из двух основных её видов: воспроизводящая, репродуктивная - это деятельности, при которой не создаётся ничего нового, её основой является более или менее точное повторение того, что уже было создано. И творческая - это деятельность, при которой создаются новые образы и действия. Творчество не может не присутствовать в области, где оно создавало великие исторические произведения, оно непременно существует и там, где человек комбинирует, воображает, создаёт что-либо новое[1]. И поэтому творческий процесс является одним из наиболее важных условий существования в нашей повседневной жизни.

Дети и творчество – понятия практически нерасторжимое. Любой ребёнок по своей природе – созидатель, и это получается у него порой гораздо лучше, чем у нас, взрослых[2]. Дети инстинктивно тянутся к прекрасному, и очень редко выбирают себе в идеалы безобразное. Тяга к искусству, как к воплощению всего прекрасного, что только может существовать на свете, можно увидеть даже в том, как ребёнок пытается рисовать. Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с изобразительной деятельностью.

Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – развитие творческих способностей.. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции[3].

Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес.

Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без развития целе направленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей[4].

Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук, моторика пальцев. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними[5].