Интерес учащихся к повторному чтению поддерживается не только за счет постоянной вариативности заданий, но и подчеркнутого интереса учителя к новому виду деятельности детей. Актерские данные (эмоциональность, выразительность, умение играть роль заинтересованного участника всего происходящего) необходимы педагогу любого типа школы, но в большей степени тому, кто обучает и воспитывает умственно отсталых детей.
Не менее важно для формирования навыка правильного чтения организовывать наблюдения учащихся за чтением друг друга. Только при активности всего класса можно добиться того, чтобы школьники читали текст в течение всего урока либо вслух; по вызову учителя, либо про себя, следя за чтением одноклассника. Для организации таких наблюдений можно использовать различные приемы:
• медленное чтение учителя (текст до этого уже отработан), когда учащиеся имеют возможность следить по книге, используя закладку или водя по строке пальцем. Педагог в любой момент может проверить учеников и поощрить, выдав игровую фишку;
• комбинированное чтение, когда в тексте выделяются предложения для чтения их хором. Перед детьми ставят задачу вовремя включиться в хоровое чтение;
• сопряженное чтение, когда текст начинает читать учитель вместе с учениками. Затем на время он замолкает, а дети продолжают читать хором. Это чтение должно быть слаженным, к чтобы затем учитель мог свободно подключаться к нему;
• контроль детей за чтением товарищей с последующим сообщением количества и характера допущенных ошибок. Каждый ребенок должен читать не более одного-двух предложений, так как в противном случае дети забывают действительные ошибки и начинают придумывать их, чтобы получить поощрение учителя.
С некоторыми учениками педагогу приходится проводить специальные занятия, а на уроке применять к ним индивидуальный подход. Например, следует учитывать, что правильность чтения у детей с нарушением работоспособности (возбудимых или тормозных) во многом зависит от обстановки, в которой оно протекает, от интереса ученика к тому, что он читает. Поэтому на индивидуальных занятиях с такими детьми и в процессе урока следует создавать игровую ситуацию, привлекать их внимание побуждающими средствами («Будем считать, сколько слов и предложений ты прочитал верно. За каждое правильно прочитанное слово или предложение ты получишь кубик», «Сравним, сколько кубиков у тебя было вчера, а, сколько сегодня» и т.п.).
Учащихся со сложными нарушениями фонематического слуха следует объединять в группу, с которой должен заниматься логопед. На уроках чтения в 1—2-м классах для этой группы школьников можно вводить упражнения на дифференцировку смешиваемых звуков, на установление их места в слове, на определение количества звуков и их последовательности. В процессе работы учитель опирается на функции более сохранных анализаторов: зрительного, кинестетического. С детьми уточняется артикуляция звука (движения артикуляционного аппарата воспринимаются зрительно: с помощью зеркала и тактильно — посредством ощущения пальцем движения языка или губ), определяется место звука в слове сначала в произношении учителя с утрированной артикуляцией, затем — самого ученика. После анализа школьники читают предложения с этими словами. Очень полезно предварительно отрабатывать текст или отдельные абзацы из текста, который будет предложен всему классу на следующем уроке. Это позволит учителю вовлечь данную группу детей во фронтальную работу. Эффективен в занятиях с такими учениками и игровой прием с воображаемым магнитофоном. Слабочитающий школьник слушает чтение сильного ученика, следит за чтением по тексту. Затем после слов учителя «магнитофон включен» прочитывает предложение сам. Товарищи по классу обсуждают результаты «записи». Небольшой объем слов, предварительная ориентация в них зрительно и на слух помогают, как правило, ученику успешнее справиться с заданием, вызывают интерес к работе, способствуют появлению некоторой уверенности в своих силах, закрепляют нормы литературного произношения. Тот же прием чтения «слабым» учеником после «сильного» можно обыграть как имитацию эха.
Вывод: Эффективный прием выработки у детей навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения, способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чтении текста. Применять к учащимся индивидуальный подход. Также для формирования навыка правильного чтения организовывать наблюдения учащихся за чтением друг друга
Глава 3. Характеристика актуального уровня сформированности навыка «правильности» чтения у умственно отсталых третьеклассников
3.1 Цель и задачи констатирующего эксперимента
Цель и гипотеза нашего исследования позволили определить следующие задачи констатирующего эксперимента:
1) Определить уровень развития психического процесса - воображения и речевых способностей учеников экспериментального класса.
2) Определить особенности учебно-познавательной мотивации учеников экспериментального класса.
3)Определить уровень сформированности понимания художественного текста у учеников экспериментального класса.
Целью констатирующего эксперимента является выявление зависимости между уровнем развития общих интеллектуальных способностей и сформированностью навыка «правильности» чтения у учеников экспериментального класса.
В ходе обследования были проведены следующие методики:
1. Диагностика развития воображения.
Методика «Нарисуй что - нибудь».
2. Диагностика развития устной речи
Исследование фонетической, фонематической, грамматической и лексической сторон речи.
3. Диагностика мотивов учения
Методика «Кому что подходит?» для оценки эмоционального отношения к школе
Методика «Изучения отношения к учению и к учебным предетам»
Также проводилось наблюдение, опрос, беседа.
Нами были обследованы 2 ученика 3 класса коррекционной школы №5 г. Торжок Гусева Света и Муравьёв Дима.
После проведённого обследования, полученные данные были проанализированы и обобщены. На основе этого заполнены следующие таблицы (№1, №2)
3.2. Уровень развития речи и воображения у обследуемых учеников
Таблица 1. Уровень развития речи и воображения
Направления обследования | Уровень развития Дима М. | Уровень развития Света Г. |
Уровень развития воображения | Низкий уровень сформированности психических процессов восприятия пространства; зрительной, слуховой, внимание недостаточно устойчиво, повышенная утомляемость, | Невысокий уровень развития психических процессов (восприятияпространства, формы; зрительной, смысловой, механической памяти; истощаемость внимания( склонность к группированию ответных реакций с необходимостью переключения внимания на неосознаваемый отдых); |
Уровень развития речи | Нарушение фонетической, фонематической, лексической, грамматической сторон речи (фонематическое восприятие на уровне простых форм, недостаточная сформированность звукового анализа и синтеза; неточность, бедность словарного запаса; примитивность грамматических конструкций, трудности в употреблении сложных предлогов); | Нарушение фонематической, лексической и грамматической сторонречи (фонематическое восприятие на уровне простых форм, звуковой анализ и синтез сформированы недостаточно; бедный словарный запас; примитивность грамматических конструкций, трудности в употреблении предлогов); |
Особенности поведения и развития личности.Учебная мотивация | Критичен к себе, тревожен, склонен к агрессии, неадекватно относится к незнакомым людям, общителен; социальный статус личности в классе - изолированный; низкая работоспособность, повышенная отвлекаемость, ведущий мотив учения – получить похвалу. | Самооценка адекватная, позитивные проявления в отношениях со сверстниками, социальный статус личности в классе - лидер, позитивное отношение к незнакомым людям, немного замкнута, плаксива; главный мотив учения – получить похвалу. |
Вывод: Таким образом, у обоих учеников наблюдается недостаточный уровень сформированности, отставание в развитии психических процессов; нарушения устной и письменной речи, специфические особенности поведения, низкий уровень мотивации к учебной деятельности, главный мотив учения - получение похвалы, а не получение знаний.
3.3 Уровень сформированности понимания художественного текста у обследуемых учеников
Таблица 2
Уровень сформированности понимания художественного текста
Дима М. | Света Г. |
Понимание художественного текста значительно снижено. Не может определить основную мысль произведения.С трудом устанавливает мотивы поступков героев. Затрудняется в характеристике персонажей. | Понимание художественного текста снижено. Искажает ситуацию описанную в рассказе. Затрудняется в выявлении мотивов, обстоятельств, последствий поступков персонажей. Не может определить основную мысль произведения без помощи взрослого. |
Вывод: Таким образом, уровень сформированности осознанного восприятия и понимания художественного текста у обследуемых учеников снижено.
Самую большую трудность для детей составляет определение главной мысли произведения, установлению причинно – следственных связей и понимание мотивов поступков персонажей. Восприятие текста фрагментарно.
Для этих учеников целесообразно разработать индивидуальные коррекционно – развивающие задания , задания в которые будут нацелены не только на исправление навыка «правильности» чтения, но и на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), повышения учебно-познавательной мотивации учеников.
Учитывая все вышеизложенное и опираясь на полученные данные в ходе констатирующего эксперимента, переходим к рассмотрению созданной экспериментальной системы упражнений направленных на формирование навыка «правильности» чтения у умственно отсталых третьеклассников.