В течение двадцати минут участники работают в подгруппах, после чего предлагают остальным свою сказку. Комментарии авторов относительно сути проблемы и образа клиента лучше выслушивать после знакомства с созданной ими сказкой.
После того как каждая подгруппа представит свой вариант, проводится общее обсуждение, нацеленное на анализ сходства и различий в подходах к решению проблемы клиента.
СКАЗОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (2)
Проводится аналогично предыдущему упражнению. Только в этом случае каждый из участников работает над предложенной сказкой самостоятельно.
СКАЗОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (3)
Разница между этим и предыдущими упражнениями состоит только в том, что каждый участник получает свою собственную сказку, с которой необходимо провести ту же работу, что и в двух предыдущих упражнениях.
После того как участник представил свою сказку и трактовку проблемы, остальные участники делятся мнениями, возможно, предлагают собственные способы завершения сказки.
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАРТОЧКИ С ЗАЧИНАМИ СКАЗОК
Пошел как-то Иван Царевич на охоту. Вышел на огромного медведя. Глядь в колчан: а у всех стрел наконечники надломлены — кто-то из скрытых врагов во дворце постарался. Бросился он от медведя, но бежать-то некуда: с одной стороны пропасть, с другой — отвесная скальная стена, с третьей — болото. А тут уже и медведь приближается...
Было у сапожника три сына. Младший сын не удался ростом, и поэтому старшие братья насмехались над ним. Отец хотел, чтобы его сыновья тоже стали сапожниками. Но младший, сидя над сапожной колодкой, часто вдруг задумывался о чем-то, и поэтому не получился из него хороший мастер...
К Писателю попала в руки Волшебная Книга. Ее страницы были пусты. Но стоило описать в ней какое-нибудь придуманное событие, как оно происходило в реальности. Даже выдуманные существа и целые народы могли бы появиться на свет, если о них написать в Книге. Но Книга имела еще одну особенность: записанное на ее страницах (а их было ровно сто) нельзя было исправить — ни одной буквы...
Жил-был в глубокой пещере в центре огромной горы Гном, добывавший золото и драгоценные камни. Возвращался он как-то один с работы, неся в мешке запасы драгоценностей, и вдруг услышал...
Маленький Скворец давно мечтал научиться летать, но это ему никак не удавалось. И вот однажды, когда он уже потерял надежду, он случайно вывалился из гнезда и со страху так замахал крыльями, что — взлетел. Но когда он оглянулся вокруг, то вдруг понял...
Однажды маленький Жаворонок выпал из гнезда и свалился в болото. «Где я?» — спросил он у Жабы. «В самом прекрасном месте — в болоте, — сказала та. — И ты будешь наслаждаться здесь всю свою жизнь!» И Жаворонок поверил ей, хотя ему порой так хотелось в небо...
Жила-была Канцелярская Кнопка. Она попала в руки злобному мальчишке, который использовал ее для своих шуточек: подкладывал товарищам на стулья и, когда они, присев, вскакивали как ужаленные, мерзко хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот...
В семье львов родился Львенок. Папа с мамой его очень любили и старательно оберегали от всех забот, трудностей и опасностей. Они продолжали это делать и тогда, когда Львенок вырос и превратился в Льва...
Отправился Иван Царевич вызволять из плена свою возлюбленную Василису, похищенную Змеем Горынычем. И увидел он высоченную башню без дверей. А у подножия башни сидел...
Жил-был Футбольный Мяч. У него была необычная жизнь: в отличие от других его знакомых, он оказывался полезен только тогда, когда его начинали бить. Да еще ногами. В конце концов такая ситуация его возмутила...
У одного Короля было три дочери. Старшие дочери были красивы, удачливы и любимы отцом. А младшая не слыла красавицей, и в делах ей не везло. Отец не уделял ей внимания, и она чувствовала себя очень одинокой. И вот однажды...
Один Юный Волшебник любил проказничать и совершать разные чудеса без разрешения взрослых. Тогда его мама-волшебница взяла свою волшебную палочку и сделала его стеклянным. Теперь благодаря его прозрачности она всегда могла увидеть, что он задумал...
Попал Иванушка в плен к Злому Волшебнику. И говорит тот Иванушке: «Выбирай: либо ты десять лет будешь в моем услужении и станешь выполнять все, что я ни повелю, либо я превращу тебя в капкан, куда будут попадаться звери лесные...»
Как-то Аленушке Злая Колдунья (которую та считала доброй) подарила волшебное кольцо, способное выполнять любые желания. Аленушка обрадовалась — ведь она не знала, что кольцо исполняет желания с точностью до наоборот: например, пожелаешь здоровья — и сразу заболеешь...
Отправилась как-то Машенька в лес по ягоды и повстречала там удивительного старика, который подарил ей маленькое и с виду ничем не примечательное зеркальце. Взглянула она в зеркальце...
Брел странствующий Принц по какой-то дальней стране и зашел в деревню с очень странным названием — Большие Враки. Никак не ожидал он, что...
10.08
Большая психологическая игра "Неведомые миры"
Задачи:
•развитие коммуникативных навыков;
•развитие социальной восприимчивости, воображения, доверия, способности к эмпатии;
•формирование навыков и установок, необходимые для успешного взаимодействия с представителями другой культуры, людьми, исповедующими другие взгляды, и т.п.;
•дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающие в результате взаимодействия человека с представителями других культур.
Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека.
Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, мирного сосуществования, а не конфликтов.
Предполагаемый психологический результат:
Подростки должны увидеть необходимость и важность проявления терпимости и эмпатии,
Понять, какие качества помогают, а какие мешают эффективному взаимодействию.
Игра также дает возможность диагностики внутригрупповых отношений.
Содержание игры и процедура проведения.
Перед началом игры все участники разбиваются на 2 команды. Это можно сделать с помощью жеребьевки, возможен другой способ- ведущий предлагает выйти на середину 2 “добровольцам”, каждый из “добровольцев” должен пригласить к себе в команду человека, отличающегося от него по какому-нибудь признаку (например, по цвету волос, полу, нелюбви к грубости и т.п.). Затем выбранный член группы таким же образом приглашает в команду следующего человека и т.д. Выбор участников осуществляется представителями обеих команд по очереди.
Участникам объявляется, что каждая из подгрупп - это неведомая инопланетная цивилизация, которая должна быть создана усилиями всех членов команды. По истечении оговоренного времени команды, завершив работу по созданию “миров”, собираются вместе и происходит поочередная презентация “миров”. Затем ведущий описывает ситуацию встречи и обосновывает необходимость более близкого знакомства и взаимодействия. Далее команды садятся за “стол переговоров”. В итоге они должны принять законы совместного проживания на планете.
Время на игру: 1,5- 2 часа.
Участники:
Подростки 13-15 лет, группа не более 30 человек, ведущий- психолог, желательно участие классного руководителя в качестве участника игры или наблюдателя.
Игра может стать началом (продолжением) работы классного руководителя и психолога по развитию коммуникативных навыков, улучшению внутригруппового взаимодействия, обучению толерантному поведению. В некоторых случаях игра может дать педагогам информацию диагностического характера для дальнейшей работы с классом (группой).
Материалы: принадлежности для рисования (бумага, карандаши, фломастеры, лист ватмана, цветная бумага), клей, пластилин, скотч, ножницы.
Сценарий игрыЭтап 1. “Создание миров” Время: 30 минут.
Участники делятся на 2 команды и им объявляется, что каждая команда- неведомая инопланетная цивилизация, которая должна быть создана усилиями всех членов команды.
Группы получают все необходимое для работы и “план” создания цивилизаций.
Группы занимают места, удаленные друг от друга, если возможно в разных комнатах. По истечении заранее оговоренного времени команды собираются в одной комнате.
Этап 2. “Встреча”Время: 30-40 минут.
Ведущий: “В нашей галактике произошли печальные и страшные события. После множества конфликтов и столкновений разразилась война, мир погрузился в хаос, все уцелевшие покинули свои планеты на космических кораблях. На одну из необитаемых планет далекой галактики приземлились сразу два таких корабля. Следуя давней космической традиции, представители каждой из цивилизаций послали сигнал, обозначающий, мирные намерения. Теперь необходимо познакомиться”.
Далее происходит поочередная презентация “миров”. “Хозяева” сообщают название своего мира , учат приветствию, показывают портрет обитателя и рассказывают о нем,
Знакомят со своими законами. В заключение гостей угощают блюдом инопланетной кухни, обучают танцу.
Этап 3. “Принятие общих законов”.Время:30-40 минут.
Ведущий: “Нам предстоит жить вместе на этой планете. Чтобы не повторять ошибок и не допустить гибели и этой планеты нужно сесть за стол переговоров и договориться о законах совместного проживания”.
Получив необходимые инструкции, команды обсуждают необходимые с их точки зрения законы (количество законов лучше ограничить-3-4). Далее обе команды садятся за стол переговоров и принимают общие законы (голосованием).
Обсуждение:
Какие из законов вызвали наибольшие разногласия? С чем это связано?
Что могло бы сделать процесс переговоров более успешным?
Что помогало и что мешало находить компромиссы и заключать соглашения?
Какие шаги нужно предпринимать и каким правилам следовать, чтобы отношения между людьми носили толерантный характер?
Комментарии: Минимальное вмешательство со стороны ведущего, творческий, исследовательский характер игры позволяет подросткам ощутить особенности взаимодействия между представителями разных групп, существенно отличающимися между собой.