Смекни!
smekni.com

Методика преподавания пленэра (стр. 4 из 13)

1. Вводное занятие по видам материалов для художника (повторение изученного ранее).3 часа.

Педагог в виде методики «вопрос-ответ» проводит занятие и узнает насколько был запомнен материал прошлого курса и восстанавливает в памяти забытые моменты.

Практическая работа: выполнение рисунка различными материалами, на выбор учащегося, по теме родной город. Материалы: бумага, гуашь, акварель, тушь или масляные мелки.

2. Знакомство с новыми материалами (сангина).4 часа.

Изучение самого термина, свойств и характеристик сангины.

Практическая работа: изображение Кургана в технике сангина.

Материалы: бумага, сангина.

3. Знакомство с новыми материалами (пастель).4 часа.

Изучение самого термина, свойств и характеристик пастели.

Практическая работа: изображение с обязательным включением в него архитектуры выполненное пастелью.
Материалы: бумага, пастель.

4. Подробное знакомство с акварелью.5 часов.

Педагог рассказывает о том, что такое акварель, какими свойствами она обладает и как ей правильно работать.

Практическая работа: изображение в цвете акварелью.

Материалы: бумага, акварель.

5. Подробное знакомство с тушью.5часов.

Педагог, рассказывает историю появления и применения тушь в рисунке, ее свойства и правила работы.

Практическая работа: рисунок выполненный тушью в различной цветовой гамме.

Материалы: бумага, тушь.

6. Краткое знакомство со смешанными техниками.3 часа.

Изучение видов смешанных техник в рисунке, практика работы в смешанной технике.

Материалы: бумага, гуашь, акварель, тушь, палочка, акрил, мел, уголь.

7. Пленэр. Пробное занятие по работе в смешанной технике.5 часов.

Разобрать на практике применение смешанной техники.

Практическая работа: изображение улиц города в смешанной технике.

Материалы: бумага, гуашь, акварель, тушь, палочка, акрил, мел, уголь, масляные мелки, пастель.

8. Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ. 3 ч

Выбор наиболее интересных работ детей. Правила оформления графических и живописных работ. Принципы создания экспозиции.

Материалы: готовые работы учащихся


в) Программа занятий для детей 14-16 лет

В старшей группе занятия изобразительным творчеством в школе будут носить более индивидуальный характер, чем в предыдущей группе, так как адресованы старшим подросткам и обусловлены их возрастными особенностями, творческими возможностями и предпочтениями. В основном занятия проводятся на пленере, и поэтому прообразом творческих замыслов подростков является натура.

Стремление к овладению профессиональными знаниями, желание изучать живую натуру, выразить свое отношение к природе и ко многим явлениям окружающей жизни заставляют подростка исследовать свои пока еще скрытые возможности в каждом из видов изобразительной деятельности. Немалую роль играет изучение и открытие новых средств пластического выражения, познание которых поможет подросткам адекватно воспринимать профессиональное искусство.

По мере усложнения задач, как в композиционной деятельности, так и при работе с натурой детей (на примере их собственного творчества) подводят к таким понятиям, как композиционный ритм, цельность, пластическая выразительность, обобщенность. Это поможет им в дальнейшем воспринимать произведения искусства в музеях и на выставках.

В программу вводятся задания, связанные с совершенствованием индивидуальных творческих способностей подростков. Можно так же работать в смешанных техниках: акварель и тушь, мел и уголь, акрил и масло, восковые мелки и акварель.

Принцип построения материала, в программе следующий: от конкретных жанров, художественных техник, художественных материалов — к художественным проблемам.

Работая по программе, подростки не только создают индивидуальные работы в области живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, но и участвуют в общих художественных мероприятиях.

Знакомство с этапами работы над воплощением художественного замысла в области изобразительного творчества позволит подростку открыть для себя широкий спектр возможностей художника.

Учебно-тематический план

№пп Темы Общееколичествочасов В том числе
теоретические часы практические часы
1 2 3 4 5
1 Подробное изучение видов смешанных техник. 7 4 3
2 Пленэр. Практические занятия на свежем воздухе, с самостоятельно выбранными материалами. 4 1 3
3 Техника: акварель и тушь. 5 2 3
4 Техника: отмывки тушью и «сухая кисть». 4 1 3
5 Техника: восковые мелки и акварель, темпера и масляная живопись. 4 1 3
6 Пленэр. Изображение улиц родного города в смешанной технике. 5 2 3
7 Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ 3 3
Итого 32 11 21

Содержание учебных тем

1. Подробное изучение видов смешанной техники.7 часов.

Подробное рассмотрение и изучение смешанных техник в живописи и графике (классическое наследие), произведениях народного искусства (роспись), а так же архитектуре города.

Практическая работа:

а) выполнение зарисовок улиц города. Работа проводится индивидуально, то есть каждый делает работу самостоятельно и после приносит в класс для просмотра.

б) создание декоративной композиции в карандаше на основе зарисовки;

в) выполнение декоративной композиции в цвете.
Материалы: бумага, карандаш, акварель, тушь, кисти.

2. Пленэр. Практические занятия на свежем воздухе, с самостоятельно выбранными материалами.4 часа.

Преподаватель дает возможность выбора техники, которая больше нравится учащемуся, что формирует в нем чувство стиля, вкуса и правильного сочетания материалов для работы.

Практическая работа:

Выполнение рисунка в любой смешанной технике.

Материалы: бумага, масляные мелки, пастель, акварель, гелиевые ручки, тушь, уголь, мел. На выбор учащегося.

3. Техника: акварель и тушь.5 часов.

Изучение техник, правила работы в них, способы рисования.

Практическая работа: выполнение зарисовок в изученных техниках, самостоятельный подход к выполнению работы.

Материалы: бумага небольшого формата или блокнот, акварель, тушь, гелиевые ручки.

4. Техники: отмывка тушью и «сухая кисть».4 часа.

Основы и правила работы в данных техниках, изучение их свойств.

Практическая работа:

Пробное выполнение рисунка в данных техниках.

Материалы: тушь, акварель, мелкозернистая негрунтованная ткань, масляная краска.

5. Техника: восковые мелки и акварель, темпера и масляная живопись.4 часа.

Преподаватель рассказывает о техниках, их свойствах, а так же плюсах и минусах работы в них.

Практическая работа: пробное выполнение рисунка в технике восковые мелки и акварель.

Материалы: бумага, акварель, восковые мелки.

6. Пленэр. Изображение улиц города в смешанной технике.5 часов.

Задача: научиться работать в смешанной технике, проверка усвоенного материала.

Практическая работа:

Выполнение рисунка в смешанной технике.

Материалы: бумага, акварель, тушь, восковые мелки, гелиевые ручки.

7. Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ. 3 часа.

Просмотр готовых работ учащихся, их обсуждение и оценка.
Материалы: готовые работы учащихся.

3. Теоретический материал преподавателя, для работы на уроках.

а) Что такое пленэр. Классификация материалов. Композиция. Что такое композиционный центр.

Пленэр (франц. plein air, буквально — открытый воздух) в живописи, термин, означающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры с целью возможно более полного воспроизведения её реального облика.

Материалы, применяемые при набросках, очень разнообразны. Это графитный карандаш, уголь, сангина, соус, тушь (перо, кисть), мел, цветные карандаши, фломастеры. А ведь каждый материал обладает своей неповторимой пластичностью. Так уголь, сангина, соус дают рыхлую, мягкую, бархатистую линию, а тушь-палочка, тушь-перо – жесткую, проволочную, но возможно и ажурную; фломастер – равномерную по толщине и сочную по звучанию.

Существует так же классификация материалов: твердые, мягкие материалы и «мокрая техника».

Твердые материалы: графитный карандаш, перо, штифт.

Мягкие материалы это уголь, сангина.

«Мокрая техника»- краска (сепия, бистр, тушь, акварель черная), кисть.

Все они своеобразны и каждый имеет свои принципы и свойства. Знать об этом должен каждый, кто занимается изобразительным искусством, поэтому далее я хочу подробнее рассказать об этих материалах их особенностях и свойствах.

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. п.

Композиционные приемы - работа на контрасте, центр (смысловой, композиционный), применение "золотого сечения" ритм, статика, динамика.

Композиционный центр.

Как уже отмечалось, в картине все должно быть подчинено выражению основной мысли, идеи. Цельность композиции зависит от подчиненности второстепенного главному, увязки всего изображения в единый организм произведения. Каждая деталь должна что-то добавлять для развития замысла. Второстепенное, малозначительное в композиции не должно бросаться в глаза, должен быть выделен основной объект.