Смекни!
smekni.com

Рабочая тетрадь по "Мировой художественной культуре" как средство развития мыслительной активности школьников (стр. 2 из 6)

В российской школе обучение с помощью рабочей тетради известно достаточно давно. В двадцатые годы XX-го века в стране предпринимались даже попытки массового внедрения рабочей тетради в систему народного образования. К этому периоду относится, например, создание рабочей тетради по краеведению Пензенской губернии «Хозяйство пензенского края» для 5-го класса обучения (составлена секцией преподавателей г. Пенза, под редакцией П.Иллюстрова, 1927). Тетрадь содержала задания для самостоятельной работы учащихся и была разбита на тематические разделы //. (Диссертация из Интернета)

Однако, в 20-30-е годы ХХ века рабочая тетрадь как средство увеличения самостоятельности и активности учащихся не получила широкого распространения. Мы считаем, что причинами этого были недостаточная материальная база, низкий уровень профессиональной компетентности учителей.

Следующий этап в разработке рабочих тетрадей приходится на 60-70-е годы. К этому периоду относится создание рабочей тетради по истории для 7 класса (С. Ийспуу, Таллин, 1966); тетради для самостоятельных работ по истории Древнего мира (автор-составитель М.И. Тетенбаум, консультант – Ф.П. Коровкин, Москва, 1968). Эти тетради сочетали задания, рассчитанные на самостоятельное выполнение с непосредственной опорой на материал учебника. Некоторые из них имели текстовые вставки – дополнения к содержанию учебников. Широкого распространения данные рабочие тетради в системе образования того времени также не получили.

Общие социально-экономические преобразования, начатые в стране в конце 80-х – начале 90-х годов, затронули народное образование и повлекли за собой в частности активную разработку новых рабочих тетрадей по многим школьным дисциплинам. Эти рабочие тетради, являясь одной из форм содействия овладению учащимися способами самостоятельного добывания, активного усвоения и применения знаний, получили, как уже отмечалось широкое распространение в современном образовании. Вот некоторые из них:

Латышина, Д.И. Рабочая тетрадь по родной истории: Живая Русь / Д.И. Латышина, И.А.Кондратьева. – М., 1999.

Катханова, Ю.Ф. Изобразительное искусство. 1 класс: рабочая тетрадь / Ю.Ф.Катханова, А.И.Васильев. – М., 2000.

Критская, Е.Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка». 2 класс / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.– М., 2002.

Особый ряд составляют тетради, изданные в последние годы в русле систем развивающего обучения. В основном – это рабочие тетради, созданные в рамках развивающих систем обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. Задания в них характеризуются опорой на наглядно-образное развитие ребенка, и в то же время направлены на активное продвижение учащихся и в словесно-логическом мышлении.

Данные тетради ориентированы также на эмоциональное восприятие школьниками той деятельности, которой они занимаются. Поэтому они содержат задания для обучения тому или иному предмету, дополнительные сведения, расширяющие кругозор учащихся, и уделяют особое внимание разнообразным приемам, призванным заинтересовать и увлечь детей //. (Диссертация из Интернета)

Жанр рабочих тетрадей в последние годы приобрел большую популярность – во многом благодаря обширной серии «Шаг за шагом» издательства «Открытый мир». Тетради этой серии представляют собой самостоятельные учебные пособия, практически не связанные с действующими учебниками. Но чаще всего тетради построенны именно как дополнение к учебникам.

Во время поиска информации в печатных изданиях методического характера мы обнаружили в журнале «Искусство в школе» №3, 4 за 2004 год раздел под названием «Список литературы по МХК». В нем наряду со списком учебников по мировой художественной культуре, изданных до 2004 года, приведен список рабочих тетрадей по МХК. Вот какие тетради рекомендуются авторами журнала.

Ванюшкина, Л.М. МХК. Век Просвещения: Рабочая тетрадь для 9 кл. / Л.М. Ванюшкина, Л.Ю. Копылов. – СПб. : СМИО-Пресс, 1999.

Вачьянц, А.М. Вариации прекрасного: Рабочая тетрадь по МХК / А.М. Вачьянц. – М. : Аз, 1997.

Рябцев, Ю.С. Рабочая тетрадь к школьному курсу «История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI – XVII веков» / Ю.С. Рябцев. – М. : ВЛАДОС, 1997.

Троицкий, Ю. История. Древний Восток: Рабочая тетрадь из серии «Шаг за шагом» / Ю. Троицкий, К. Умбрашко. – М. : Открытый мир, 1995.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы. Современное реформирование образования, затронув все сферы образовательного процесса, коснулось и средств обучения. Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся //. (Хуторской, 2001, 402)

Одним из таких средств обучения являются рабочие тетради на печатной основе. Рабочие тетради по мировой художественной культуре выполняют компенсаторную, информативную, интегративную, познавательную, формирующую функции.

Попытки массового внедрения рабочих тетрадей в систему народного образования предпринимались первоначально в 20-е, а затем в 60-70 годы XX века. Но широкого распространения этот вид дидактических материалов не получил, ввиду недостаточного финансирования школ и низкой профессиональной компетенции учителей. Массовое развитие рабочие тетради получили в конце 90-х годов XX века в связи с реформой и переходом к стратегии вариативного образования.

1.2 Роль дидактических материалов при изучении «Мировой художественной культуры»

В условиях перехода современной школы на профильную систему обучения актуальным становится вопрос о роли и месте дисциплин, составляющих образовательную область «Искусство»: изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура. Школьный курс «Мировая художественная культура» (МХК) стал самостоятельной дисциплиной сравнительно недавно, в начале девяностых годов XX века, благодаря деятельности ведущего научного сотрудника при Министерстве культуры СССР, кандидата педагогических наук Лии Михайловны Предтеченской, которая ввела этот предмет в учебный план школы и разработала первую программу. Преподавание МХК в силу специфики объекта этого учебного курса (искусство) и предмета обучения (ребенок, взаимодействующий с искусством) является «живой» неравновесной системой и характеризуется не столько определенностью текста самой программы, сколько неопределенностью образовательных ситуаций (смысловой многозначностью материала изучения, индивидуальными и групповыми характеристиками обучаемых, импровизационными способностями педагога) //. /Ванюшкина/

Первоначально учебная дисциплина «Мировая художественная культура» относился к школьному курсу истории. Затем его стали преподавать как факультативный курс. Некоторое время МХК входила в группу дисциплин по выбору. Сейчас в общеобразовательной школе преподавание МХК ведется на основании государственного образовательного стандарта базового уровня и профильного обучения.

Например, в нашем городе МОУ СОШ № 8 реализует обучение по художественному профилю (литература, искусство).

Изучение мировой художественной культуры в школе направлено на достижение следующих целей:

· развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

· воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

· освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

· овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

· использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

И.Л. Гольдман, аспирант Санкт-Петербургского университета профсоюзов, выделяет три важнейших цели, ради достижения которых необходимо изучать в образовательном учреждении предметы образовательной области «Искусство»: «Во-первых, развитие у учащегося навыков быть читателем, зрителем и слушателем. В процессе внимательного разглядывания (чтения, прослушивания) произведений искусства учащийся приучается самостоятельно считывать заложенную в визуальном, вербальном, музыкальном тексте информацию, интерпретировать, анализировать ее, формировать собственную точку зрения.

Вторая цель – это развитие креативности ученика. Побуждая его не только смотреть, слушать, читать, но и самому выступать в роли творца, мы формируем в нем умение действовать в ситуациях, не имеющих аналога в его прошлой жизни; не воспроизводить шаблоны, а в самом себе обнаруживать богатые творческие резервы для созидательной деятельности любого рода. Наконец, третья цель, к достижению которой необходимо стремиться педагогу – искусствоведу, это формирование в сознании ученика целостной, а не разрозненной картины мира /Гольдман/».

Существует несколько теоретических подходов в преподавании мировой художественной культуры. Исторический подход предполагает описание жизни людей в историческом развитии, в их временной или территориальной локализации. Этот подход характеризуется субъективным отношением учителя к отбору материала. Теоретическое обоснование, объяснение причин, особенностей при данном подходе чаще всего не рассматривается. При эклектическом подходе история культуры выступает как сумма историй достижений в той или иной совокупности сфер (истории, науки, техники). Возможно теоретическое обоснование, но оно зависит от вкусов автора. Художественный подход включает в себя серию рассказов о выдающихся творцах и их творениях. Философский подход рассматривает развитие человека в его отношениях к природе и обществу. Человек является субъектом культуры. Логика развития культуры вытекает из ее сущности. Главной проблемой применения данного подхода является поиск материала, через который идет развитие культуры //. (Уч.по к/л)