3. Игра: "Кто ловкий?" Цель: Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Оборудование: Две картонные коробки, бирюльки или шарики диаметром 2 - 3 см, сачок для аквариума. Ход игры: Педагог показывает детям бирюльки или шарики в коробке (вначале не более трех предметов) и говорит, что их можно одной рукой переложить сачком в другую коробку, показывает, как сделать. Потом предлагает всем детям стать ловкими и выполнить те же действия. Каждый ребенок берет сачок ведущей рукой (правой или левой).
Для развития вербального воображения детей с ЗПР, т. е. непосредственно связанного с речью предлагаем провести следующие развивающие игры:
1. Игра «Необычное животное». Цель: развитие вербального воображения, мышления, речи. Оборудование: карточки с изображениями птицы, рыбы, кошки, зайца. Ход игры: психолог прикрепляет к магнитной доске карточки к игре и просит детей представить необычное животное, которое обладает некоторыми особенностями внешнего вида и способностями, присущими животным, изображенным на картинках. Затем предлагает детям придумать название необычному животному и составить о нем рассказ.
2. «Почему это произошло?». Цель: развитие вербального воображения, мышления, речи. Ход игры: психолог предлагает детям назвать возможные причины возникновения каждой из заданных ситуаций. Например, если дана ситуация «Автобус остановился», то объяснения могут быть следующими:
- Автобус остановился у светофора.
—Автобус остановился, потому что подъехал к остановке.
—Автобус остановился из-за того, что закончился бензин.
— Автобус остановился, потому что на дорогу выбежала собака. И т.п.
Стимульный материал:
Мужчина снял шляпу.
Девочка сидела на берегу реки.
Мальчик не принес из леса ни одного гриба.
В доме погас свет.
Все окна в квартире были распахнуты настежь.
Игрок, дающий правильный ответ, получает фишку. Выигрывает ребенок, который к концу игры собрал большее количество фишек.
3. «Исследовательские вопросы». Цель: развитие воображения, мышления, речи. Ход игры: психолог говорит детям: «Давайте выберем водящего. Водящий задумывает какой-нибудь предмет, а мы будем задавать ему вопросы, чтобы узнать, что он задумал. Водящий может отвечать на вопросы только словами «да» и «нет». Выигрывает ребенок, который первым угадал задуманный предмет. Он становится водящим, игра продолжается.4. «Сказочный город». Цель: развитие воображения, мышления, речи. Ход игры: психолог говорит детям: «Представьте, что вы попали в сказочный город. Расскажите о нем». Дети поочередно рассказывают о своих фантазиях. Выигрывает ребенок, который создал наиболее выразительный и оригинальный образ сказочного города.5. «Королевство сказок». Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе. Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка). Ход игры: психолог раздает детям листы бумаги, простые и цветные карандаши. Каждый ребенок рисует любимого сказочного героя. По окончании рисования дети демонстрируют свои работы и рассказывают о характерах героев, изображенных на рисунках. Взрослый предлагает детям представить, что все сказочные персонажи живут в одном королевстве, и сочинить об этом сказку. Дети, принимая во внимание черты характера героев (Буратино — шалун, Красная шапочка — добрая и доверчивая. Золушка — заботливая и скромная и т.п.), подбирают им подходящие профессии, увлечения и составляют коллективную сказочную историю. Взрослый следит за тем, чтобы персонажи взаимодействовали в воображаемых событиях.
Игры для развития невербального воображения подобранны по трем направлениям:1) игры, направленные на создание образов на основе заданных элементов (воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, эталонов, конструирование фигур из предложенных деталей и т. п.)2) игры предполагающие самостоятельное творчество детей, изображение ими собственных фантазий.3) артистические игры, которые способствуют не только развитию воображения, но и совершенствованию выразительных движений, эмоциональной сферы, партнерских отношений.1) Создание образов на основе заданных элементов.1. Игра «Орнамент».Цель:развитие воображения, графических навыков, художественного вкуса, знакомство с этническими орнаментами. Оборудование: образцы орнаментов, характерных для различных этнических культур; карточки с изображением незаконченного орнамента (по количеству детей); набор цветных карандашей или краски и кисти (для каждого ребенка). Ход игры: психолог рассказывает детям о различных способах украшения изделий народного промысла, объясняет назначение орнаментальных украшений, показывает варианты узоров, характерных для той или иной этнической культуры, и способы рисования орнамента. Затем он раздает детям карточки к игре и говорит: «Теперь вы знаете, как можно создать при помощи ритмически повторяющихся элементов красивый орнамент. Рассмотрите незаконченные узоры, дополните их и раскрасьте цветными карандашами (красками)». Выигрывает ребенок, который создал на основе предложенного шаблона самый красивый орнамент.2. Игра «Незаконченные рисунки». Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков. Оборудование: демонстрационные карточки с незавершенными контурными изображениями предметов. Ход игры:психолог поочередно показывает карточки к игре. Дети отгадывают, что на них изображено. Тот, кто первым даст правильный ответ, получает фишку (пуговицу, геометрическую фигурку, вырезанную из бумаги, и пр.).3. Игра «Силуэты фигур». Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков, художественного вкуса. Оборудование:карточки с контурным изображением предметов или силуэты фигур, вырезанные из плотной бумаги (по количеству детей); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка). Ход игры: психолог раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами незаконченные рисунки. В них не хватает многих деталей, они грустные, бесцветные. Дорисуйте то, что необходимо, и раскрасьте рисунки». Выигрывает ребенок, который на основе силуэтного изображения создал наиболее детальный и красочный образ.2) Создание самостоятельных образов.1. Игра «Два признака». Цель:развитие воображения, образного мышления, графических навыков. Оборудование:лист бумаги, набор цветных карандашей, мелков, фломастеров (для каждого ребенка). Ход игры: психолог просит детей изобразить то, что может быть одновременно:
а) пушистым и зеленым;
б) прозрачным и голубым;
в) сильным и добрым;
г) звонким и громким;
д) сладким и легким;
е) ядовитым и красивым и т.д.
Выигрывает ребенок, который нарисовал большее количество объектов, для которых характерны заданные признаки.
2. Игра «Изменяющийся рисунок». Цель:развитие воображения, образного мышления, графических навыков. Оборудование: большой лист бумаги и набор цветных фломастеров или доска и набор цветных мелков. Ход игры: психолог предлагает первому игроку задумать какое-нибудь изображение и нарисовать только один элемент. Второй игрок говорит, что это может быть, и проводит еще одну линию. Следующий должен придумать уже что-нибудь другое и дорисовать линию в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему.
3) Артистические игры.1. «Изобрази без предмета». Цель: развитие воображения и мышления, совершенствование выразительных движений. Ход игры:психолог предлагает детям, проявив фантазию, поочередно продемонстрировать следующие движения (без предметов):· вдеть нитку в иголку;
· пришить пуговицу;
· подбросить и поймать мяч;
· наколоть дрова;
· заточить карандаш;
· остричь ногти ножницами;
· несколько раз перелить воду из одного стакана в другой;
· перенести предмет с одного места на другое;
· понюхать яблоко, апельсин, розу, лук, нашатырный спирт;
2. Игра «Превращения предметов». Цель: развитие воображения и мышления, совершенствование выразительных движений. Оборудование: предметы обихода (посуда, инструменты, игрушки и т. п.). Ход игры: психолог показывает детям какой-нибудь из предметов, подобранных для игры, и предлагает пофантазировать – представить в какую из вещей его можно превратить. Он просит не говорить о своих фантазиях вслух, а поочередно изобразить задуманное при помощи имитации действий с воображаемым предметом.Приведем пример конспекта занятия с использованием предложенных нами развивающих игр:
Цель:
1) развитие вербального и невербального воображения.
2) Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи)
3) Развитие внимания и наблюдательности.
4) Развитие общей и мелкой моторики.
5) Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование:
мягкая игрушка (Зайчик);
кубик и шар с наклеенными глазами, носом и ртом;
карточки с контурными изображениями птицы, рыбы, кошки, зайца (кролика) к игре «Необычное животное»
карточки с контурным изображением предметов или силуэты фигур, вырезанные из плотной бумаги (по количеству детей); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка) к игре «Силуэты фигур».
Ход занятия.
Организация занятия.
В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка – Зайчик. Дети здороваются и говорят ласковые слова: друг другу, психологу, игрушке, затем садятся за столы.
П: Ребята, сегодня утром я встретила сказочного героя. Он сказал, что хочет с вами встретиться. А вы хотели бы с ним познакомиться?
Д: Да!
Психолог выставляет на стол кубик с наклеенными глазами, носом и ртом.