Понятие преемственности - одно из самых используемых и дискутируемых тем конференций, семинаров, "круглых столов" и симпозиумов по проблемам образования.
Чтобы разобраться в преемственности дошкольного и школьного образования с психологической точки зрения, попробуем разобраться, в чем состоят особенности школьного образования и чем оно принципиально отличается от образования дошкольников.
Начнем анализ этой проблемы с введенных Л.С. Выготским в психологию понятий "спонтанное" и "реактивное" обучение. Спонтанное обучение возникает тогда, когда ребенок учится по своей программе. В этом случае слово "программа" означает не утвержденный и особым образом составленный документ, которым руководствуется образовательные учреждения. Собственная программа - это то, чему ребенок сам, по своей инициативе хочет научиться. Ребенок увидел, как его сверстник или кто-то другой, что-то делал - нарисовал красивый рисунок, слепил замечательный пирог, построил красивый замок и т.п., - и он просит: "Научи меня". Однако уже хорошо развитые шестилетние дети начинают по собственному почину учиться что-то делать - подражая действиям другого, задавая бесчисленные вопросы, пытаясь выделить особые приемы изготовления понравившегося продукта.
Все это примеры спонтанного обучения, наиболее характерного для детей дошкольного возраста. Проблема психологической готовности к школьному обучению означает способность ребенка перейти от спонтанного к реактивному обучению.
Известный социолог И.В.Бестужев-Лада сказал, что суть преемственности дошкольного и школьного образования заключается в том, что дети не замечают, что они пересели из-за столиков в детском саду за парты в школе. Звучит это красиво и убедительно. Но если посмотреть на школьную практику, то получается, что не все так ясно и понятно. Во-первых, дети очень хотят замечать изменения своего социального статуса - превращения из дошкольников в младших школьников. На это указывали и указывают многие исследователи дошкольного и младшего школьного возрастов: "Я теперь школьник и уже не буду днем спать", или "Мне надо делать уроки, а вы мне мешаете", или "Я уже хожу в школу и могу идти спать, когда мне захочется", и т.д.
Во-вторых, серьезную проблему представляет собой тезис о том, что ребенок не должен замечать разницу. Многие теоретики и практики стараются это воплотить в жизнь - вводят в обучение дошкольников отдельных специалистов, превращают занятия в настоящие уроки, ставят дошкольникам отметки и т.п. В результате всего этого оказывается, что дети с каждым годом все меньше и меньше хотят идти в школу. А собственно, зачем им в школу? Уроки есть и в детском саду, воспитатель медленно, но верно тоже трансформируется в учителя, даже форму, которую с такой гордостью носили учащиеся начальной школы, - и ту отменили.
В школе шестилетние дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому содействуют физминутки, которые используются многими учителями на уроках, но они тоже должны носить игровой характер.
Таким образом, шестилетнему ребенку, пришедшему в школу из детского сада, где основной деятельностью была игра, очень трудно сразу переключиться, так как главным трудом - становится учение. Оно требует от детей значительно большей ответственности, усидчивости и трудолюбия. Более быстро и безболезненно преодоление психологического барьера, возникающего при поступлении ребенка в школу, использование игры как методического приема в учебном процессе. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируется чувство коллективизма и взаимопомощи, развиваются творческие способности детей.
4. Психолого-педагогические условия эффективности обучения шестилеток
Обучение в школе направлено на то, чтобы дети, постепенно овладевая общественно-историческим опытом поколений, усваивали основы наук. Дети же дошкольного возраста непосредственно основы наук не изучают. В процессе обучения в детском саду они лишь включаются в учебную деятельность, их учат учиться: слушать и слышать воспитателя, воспринимать задание и выполнять его, словом, понимать учебную задачу. На занятиях у них формируются не только знания и умения осуществлять ту или иную деятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия.
Одним из условий эффективности обучения шестилеток является психологическая готовность детей к обучению в школе. Психологическая готовность (по данным Л.А. Венгер, В.В. Холмовской, Я.Я. Коломинского, Е.А. Пашко и др.) определяется той системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Связаны они, как показывают исследования отечественных психологов, с изменением социальной позиции ребёнка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным – оно изменяется, обогащается.
Основными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная, волевая и социально – психологическая готовность.
Личностная готовность включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, к учителям, к самому себе. В личностную готовность входит и определённый уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению в плане личностного развития является ребёнок, которого школа привлекает не внешними сторонами, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Как правило, личностная готовность включает формирование желания принять новую «социальную порцию» - положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное положение в обществе по сравнению с дошкольниками.
Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития, ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребёнка к школе. Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает приобретённый кругозор, запас конкретных знаний, а также формирование у ребёнка определённых умений. К ним, прежде всего, относится умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребёнка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств [8].
Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
- рациональный подход к действительности;
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
- развитие тонких движений руки и зрительно – двигательных координаций.
Социально психологическая готовность к школьному обучению – формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими людьми, учителем. Ребёнок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать самыми гибкими способностями установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент готовности предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развевающейся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Умение ребёнка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества - качества, качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего обучения.
Первостепенное значение в формировании волевой готовности имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни трудностей, стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребёнку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые, возникнут у него в первом классе [8].
Следует иметь в виду, что отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является единство мотивационной и операционных сторон, т.е. характерного для ребёнка отношения к трудностям и типичных для него способов их преодоления. Поэтому первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни трудностей, стремление не пасовать перед ними, а разрушить их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребёнку самостоятельно или лишь при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.
Таким образом, психологическая готовность ребёнка к обучению в школе – образование многокомпонентное. Выпадение хотя бы одной составляющей готовности, ведёт к снижению адаптационных возможностей ребёнка в первые месяцы обучения, и к дальнейшим трудностям в усвоении учебного материала.
Особенность обучения дошкольников проявляется в том, что дети этого возраста, тем более малыши имея небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания, в связи с чем они не могут выполнить поставленную педагогом задачу. Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах, использовать поэтапное объяснение, диктантный способ сообщения задания и его выполнения. Однако постепенно следует переходить к целостному процессу сообщения детям задания и его выполнение.