Смекни!
smekni.com

Основы педагогического сопровождения опекунских семей (стр. 4 из 14)

Приемная семья представляет собой новый институт семейного законодательства. Он возник и развился из идеи создания детских домов семейного типа. Состояние детских воспитательных учреждений оказалось настолько неудовлетворительным, что возникла необходимость поиска формы, которая бы позволила сочетать признаки детского учреждения и семейного воспитания детей. Таким образом, приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления.

Ранее между существовавшими формами устройства детей в семью либо в специализированное детское учреждение закон не делал какого-либо различия. В Семейном кодексе впервые реализованы предложения о необходимости законодательного признания преимущества семейных форм содержания и воспитания детей, утративших родительское попечение, и детей-сирот и отказа от монополии государства на воспитание таких детей в государственных воспитательных учреждениях. Закрепление в СК положения о приоритете семейных форм воспитания детей, безусловно, имеет принципиальный характер. Оно направлено на усиление гарантий соблюдения прав несовершеннолетних, поскольку воспитание в семье предпочтительнее с учетом как материально-бытовых условий жизни, так и иных, самых разнообразных, интересов ребенка. Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Не случайно абз. 3 п.1 ст. 123 СК определяет, что при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны учитываться его культурная принадлежность, родной язык, возможность обеспечения преемственности воспитания, что основано на требованиях п. 2 ст. 20 Конвенции о правах ребенка [1;2].

Помещение ребенка в приемную семью порождает множество проблем психологического, педагогического и социального характера. Приход ребенка в семью приводит к новым отношениям, перераспределению семейных ролей, возникновению новых привязанностей. А это означает, что приспосабливается не только ребенок, но и каждый член семьи. Чем больше людей включено в этот процесс, тем он сложнее. Нередко бывает так, что поведение ребенка не совпадает с ожиданиями приемных родителей и других членов семьи, и тогда ребенок вступает в конфликтные отношения с ними.

Таким образом, необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты к новой семье является взаимное соответствие ожиданий ребенка и приемных родителей, а также всех членов приемной семьи между собой [16].

Проведенные исследования (А. Иванцова и др.) свидетельствуют о том, что наиболее частой причиной адаптационных затруднений ребенка являются: особенности нервной системы и темперамента детей; специфические черты характера и низкие адаптационные способности, трудности в общении, в поведении; низкая успешность в различных делах, отсутствие авторитета со стороны окружающих, а также усвоенный прошлый опыт жизни и ценностные ориентации [17].

Заключая с органом "Договор о передаче на воспитание", опекуны или замещающие родители, принимающие в свои семьи некровных детей, часто не проходят психолого-педагогическую подготовку в Школе приемных родителей, так как она не является обязательной по законодательству РФ и носит рекомендательный характер. В результате приемные и опекунские семьи оказываются не готовыми к приему детей-сирот и, не имея профессиональной поддержки, часто не могут решить возникающие проблемы, не умеют построить процесс внутрисемейного общения и восприятия ребенка с его особенностями. Поэтому часто из-за возникающих проблем в воспитании и образовании, неумении распознавать и преодолевать кризисные ситуации, опекуны отказываются от своих приемных детей [15].

Именно здесь встает вопрос о важности и необходимости профессионального педагогического сопровождения опекунских семей.

Итак, процесс адаптации ребенка в условиях замещающей семьи сложен и противоречив. Он порождает множество психолого-педагогических и социальных проблем, к которым приемные родители часто оказываются не готовы. Поэтому необходимо оказание профессиональной помощи и поддержки семьям, берущим на воспитание ребенка из детского дома. В России не созданы легитимные структуры, которые бы занимались ее осуществлением. Не во всех детских домах, где внедрена модель патронатного воспитания, открываются службы сопровождения.

Проблемой является и отсутствие высококвалифицированных специалистов для сопровождения таких семей. При этом профессиональная помощь замещающей семье требует обширных знаний и серьезной практики[50].

И. Золотухина так определяет задачи педагогического сопровождения в опекунских семьях:

— охрана здоровья ребенка;

— адаптация к новым условиям обучения и воспитания;

— предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

— помощь, содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

— поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;

—коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями;

— развитие психолого-педагогической компетентности приемных родителей[14].

Педагогическое сопровождение здесь выступает как комплексный метод, в основе которого единство четырех функций:

- диагностики существа возникшей проблемы;

- информации о путях возможного решения проблемы;

- консультации на этапе принятия решения и выработки плана

решения проблемы;

- первичной помощи при реализации плана решения [26].

Педагогическое сопровождение это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.

В теории сопровождения развития ребенка важным положением выступает утверждение о том, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители (попечители), педагоги и ближайшее окружение ребенка.

Педагогическое сопровождение, особенно детей-сирот, воспитывающихся в опекунских семьях, является не просто суммой разнообразных диагностических и коррекционных методов, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации [34].

Особое внимание следует уделять педагогическому сопровождению самих опекунов. Социальный педагог должен знать специфику воспитания приемного ребенка в каждой конкретной семье.

На этапе диагностики выявляются потенциальные возможности опекунской семьи в воспитания детей-сирот, намечаются конкретные проблемы, рассматриваются пути решения поставленных задач. Дальнейшее курирование опекунской семьи заключается в реальной помощи по преодолению конфликтных ситуаций, консультировании и коррекции возникающих проблем. Для выполнения перечисленных направлений деятельности педагог должен владеть техниками разрешения конфликтов, кризисного консультирования, приемами коррекционной работы. Все это ставит вопрос о высокой квалификации социального педагога [39].

Б.М.Теплов считал, что главное качество, которое должно быть сформировано у современного педагога в работе — это практичность ума. Развитие практической смекалки возможно только при длительном включении социального педагога в профессиональную деятельность[61].

Практичный ум предполагает способность социального педагога быстро ориентироваться в ситуации, импровизировать, опираясь на личную и профессиональную интуицию, т.е. обладать интуитивным мышлением. Интуитивное мышление невозможно без формирования у специалиста системного мышления — способности осмысливать, соотнося с реалиями ту часть действительности, которая связана с его профессиональной деятельностью.

В социальной педагогике самой страшной бедой является поверхностный, односторонний, несистемный анализ ситуации, неверное установление причин тех или иных явлений, поступков. Это может вызвать у подопечных негативное отношение к самому педагогу, сузить возможности его влияния на развитие событий и, более того, привести к негативным последствиям в социальном развитии субъектов воспитательного процесса.

Очень важным показателем в работе социального педагога является конкретность мышления, которая проявляется в точности и выражений и умозаключений, технологичном подходе к организации профессиональной деятельности на основе детального продумывания, четкого представления о последовательности действий, тех средств, которые будут использованы на том или ином этапе реализации педагогически намерений [50].

В этой связи социальный педагог должен обладать алгоритмом технологического мышления, способствующего определению и выбору:

1. задач, которые должны быть решены в процессе педагогического воздействия;

2. структурных компонентов профессиональной деятельности в социуме и задач, которые решаются в ходе их реализации;

3. наиболее рациональной последовательности применения педагогических воздействий в строго определенных социальных и педагогических условиях;

4. способов педагогического воздействия;

5. методов контроля за выполнением отдельных действий, критериев и показателей эффективности работы;

6. временных границ для реализации отдельных этапов педагогической деятельности в социуме;

7. средств активизации подопечных в социуме [40].