Смекни!
smekni.com

Изучение возможностей народной игры как средства формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста (стр. 10 из 11)

Обобщая результаты практической деятельности по оптимизации социально-нравственной воспитанности подрастающего поколения, необходимо отметить, что в настоящее время возрождение интереса детей к традиционным игровым практикам, формирование предпосылок проявления социально-нравственных качеств в игре и через игру невозможно без активного участия взрослых. Более того, вся воспитательная работа должна быть проникнута идеей формирования социально-нравственных отношений детей средствами народной педагогики, только при таком подходе к данной проблеме можно добиться позитивных результатов. Смысл этой работы в том, чтобы через игру, звук, движения, пластику, композицию учащиеся усваивали заложенную в народных традициях духовную энергию, культуру, т.к. народные игры и песни тесно связаны с менталитетом и мировоззрением народа, религией, бытом, нравственностью своего времени, созвучные тому, что мы и сейчас считаем общечеловеческой ценностью, не отмененной течением веков.

Для выявления результатов опытно-экспериментальной работы был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов. Проведенный нами формирующий эксперимент позволил наблюдать позитивные изменения в экспериментальных классах. Мы отмечаем значительные изменения на этом уровне, которые проявились в сознательном стремлении детей к участию в общественно-полезной работе; ответственном отношении к выполнению общественных поручений; способности личности соизмерять свои поступки с социально-нравственными нормами общества и коллектива; общительности, умении понять другого человека, готовности к социальному взаимодействию. Больший процент детей стал обладать высоким уровнем социально-нравственного поведения. Но в контрольных классах эти изменения незначительны. В каждом из случаев мы могли наблюдать если не сохранение того же достаточного уровня, то его рост (от низкого к среднему, от среднего к высокому).

Мы также не обнаружили скачкообразного повышения уровня от низкого к высокому, что доказывает необходимость системной работы, чтобы получить достаточный эффект. Все же у исследуемых учеников увеличились контакты с людьми, стало больше друзей, появилось желание участия в совместных играх. Общая динамика социально-нравственной воспитанности показана в таблице 1 и на диаграмме 1, где учтены различные уровни развития исследуемых качеств.

Таблица 1. Уровни социально-нравственной воспитанности младших школьников и младших подростков в экспериментальной и контрольной группах

Уровни социально-нравственной воспитанности Высокий уровень: Средний уровень: Низкий уровень:
Э К Э К Э К
До Пос-ле До Пос-ле До Пос-ле До Пос-ле До Пос-ле До Пос-ле
Поведенческий 34,8 47,1 30,3 30,8 50,7 44,1 51,7 51,5 14,5 8,8 18 17,7
Знаниевый (когнитивный) 72,3 81,1 76,1 76,4 18,2 12 19 17,3 9,5 6,9 4,9 6,3
Мотивационный 70,9 81,1 69,1 61,9 14,8 12,8 16,7 22,1 14,3 6,1 14,2 16
В целом 59,3 69,8 58,5 56,4 27,9 23,0 29,1 30,3 12,8 7,3 12,4 13,3

«Э» - экспериментальная группа; «К» - контрольная группа; «До» - констатирующий этап эксперимента; «После» - при завершении формирующего этапа эксперимента.

Рассматриваемые изменения социально-нравственной воспитанности в целом и её компонентов (когнитивного, мотивационного, поведенческого) – результат влияния игровой деятельности. Кроме того, процесс формирования социально-нравственных качеств представляет собой отношение человека к социальному и культурно-историческому наследию, способность к его сохранению и трансляции подрастающим поколениям, а вместе с тем демонстрирует стремление личности к познанию социокультурных традиций этноса, освоению форм и способов человеческого бытия. Без проникновения в чувственную сферу, без «погружения» на эмоциональном уровне в этнокультурную среду ни одна воспитательная деятельность не будет иметь результата. В этом плане игровая деятельность, с одной стороны – дает возможность освоения социокультурных традиций, создает условия для трансляции накопленного опыта последующим поколениям, а с другой – являясь высоко эмоциональной, способствует преобразованию эмпирического опыта в чувственный, единение которых и составляет основу социально-нравственного воспитания.

Опытно-экспериментальная работа показывает, что традиционная игра с успехом может обогатить современное пространство школьного образования. Результаты анкетирования, беседы с учащимися, учителями и родителями экспериментальных и контрольных классов также подтвердили эффективность использованных педагогических условий. В ходе проведенного нами формирующего эксперимента школьники приобрели опыт игрового взаимодействия в школе и вне ее, стали выдержанными, вежливыми, тактичными, улучшилось эмоциональное состояние классных коллективов.

Нельзя не отметить того факта, что в современных условиях полное воспроизведение опыта прошлого невозможно. Однако необходимо при адаптации народных игр к реалиям настоящего времени сохранить главную идейную и функциональную стороны игровой практики, т.е. есть необходимость не простого воспроизведения отдельных игр, а создания целого ряда социально-педагогических условий по погружению в культурно-историческую среду, отмеченных выше. Кроме того, необходимо создание атмосферы доверия и положительного эмоционального фона игры для раскрепощения и самораскрытия личностных качеств ребенка, включение в игру предметов старины или их копий. Это ценнейшее пространство обеспечивает всестороннее воспитание, наличие зоны ближайшего и перспективного психического, в том числе личностного, развития.

В процессе формирующего эксперимента рабочая гипотеза исследования получила свое полное подтверждение: народные игры являются эффективным средством развития социально-нравственных качеств, если они органично включены в воспитательный процесс не в качестве уединенного средства, а как один из системных компонентов возрождаемых и развиваемых школой народных традиций; если учитываются определенные нами педагогические условия, способствующие социально-нравственному воспитанию детей; если оптимально используется творческий потенциал каждого педагога и воспитательного коллектива.


Заключение

В соответствии с поставленными задачами в работе подобрана, изучена и проанализирована научная литература по данной теме. Имеется достаточно обширный материал, посвященный проблеме формирования навыков общения детей дошкольного возраста, но в то же время недостаточно литературы, раскрывающей особенности и возможности народной игры для формирования данных навыков.

Сегодня педагоги, психологи, родители все чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, не могут поддерживать и развить установившийся контакт, не приобретают опыт сотрудничества, не умеют согласовывать свои действия с партнерами, адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. А ведь этому можно научиться.

Автор работы обращает внимание на то, что умения и навыки, в том числе и коммуникативные, не приходят к человеку сами собой, они приобретаются ценой усилий, затраченных на обучение. Однако родители, воспитатели и специалисты детского сада, как первые учителя ребёнка, могут во многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте и применяя верные методы.

В работе перечислены основные навыки общения, которые представляется возможным освоить детям дошкольного возраста. Сделан акцент на том, что в системе дошкольного образования для обучения, воспитания и развития детей активно используется наследие народной педагогики, в том числе народные игры. Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного возраста.

Народная игра, как и любая другая игра, выполняя различные воспитательные функции, может служить средством приобщения детей к народной культуре и является одним из средств формирования навыков общения детей дошкольного возраста.

Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей навыкам общения.

Задачи развития речи и формирования навыков общения реализуются в программах, которые определяют объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах, а главное уровень речевого развития по окончанию датского сада. Автором были проанализированы такие программы как «Детство», «Истоки», «Радуга». Во всех проанализированных программах есть свои особенности, но в каждой речь идёт лишь о речевом развитии ребёнка, которое отчасти включает в себя формирование на базе имеющихся знаний навыков общения.