Смекни!
smekni.com

Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (стр. 7 из 11)

2.2 Методики и результаты формирующего эксперимента

Правильность гипотезы необходимо было подтвердить на практике. С этой целью был проведен формирующий эксперимент. Эксперимент проводился на базе КГКП я/с №6 «Алданыш» г. Караганды. Здесь была отобрана группа детей с диагнозом общее недоразвитие речи, за которыми осуществлялось наблюдение.

Необходимо отметить, что во время эксперимента параллельно с педагогическим воздействием, осуществляемым со стороны экспериментатора, продолжалась воспитательная и коррекционная работе, а так же обучение педагогами данной группы.

В формирующем эксперименте ставилась цель:

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста с ОНР нравственные чувства и представления под средством использования элементов этнопедагогики.

Задачи формирующего эксперимента:

1. Установить средства и факторы этнопедагогики, способствующие успешному процессу формирования нравственных представлений.

2. Учить детей понимать и применять знания моральных норм в реальной жизни.

При разработке методики формирующего эксперимента мы установили, что найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в народных истоках. Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Поэтому в формирующем эксперименте основное педагогическое воздействие было направлено на знакомство дошкольников с национальными обычаями и традициями, с народными играми, со сказками, пословицами, поговорками.

При организации деятельности (игры, занятия) в условиях формирующего эксперимента учитывалось следующее:

- Психофизические особенности детей с ОНР.

- Социальные условия жизни детей.

- Особенности формирования игровой и учебной деятельности детей с ОНР.

Остановимся на методики формирующего эксперимента.

Для формирования у дошкольников с ОНР нравственных представлений мы, прежде всего, изучили природные, культурные, социальные и экономические особенности нашего края, познакомились с обычаями и традициями казахского народа, подобрали ряд иллюстраций, макетов, подготовили атрибуты для игр: дастархан, сундук, бейсик; одежду для ряженья: камзолы, платья, тюбетейки и др. Атрибуты старались изготовить яркие, чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их.

Так как основными факторами нравственного воспитания являются игра, обычаи, искусство, то свою работу мы начали со знакомства детей с ОНР с обычаями и традициями казахского народа. Ведь именно на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем разнообразнее традиции, тем духовно богаче народ. У казахского народа существует более 150 обрядов. Но в работе с детьми с патологией речи мы использовали семейные обряды, связанные с рождением ребенка, а также бытовые обряды, включающие игровые и обряды праздников.

В начале учебного года нами был разработан перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с общим недоразвитием речи с обычаями и традициями казахского народа. В течение учебного года мы ежемесячно знакомили дошкольников с одной традицией, после чего обыгрывали эту традицию в сюжетно-ролевых играх для уточнения и обогащения представлений о быте казахского народа, а также о нравственных нормах проведения.

Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с ОНР с обычаями и традициями казахского народа

Название обряда Месяц Задачи нравственного воспитания
1 Укладывание в колыбель октябрь Воспитывать заботливое отношение к ребенку, его здоровью и жизни, доброжелательность к окружающим. Побуждать принимать участие в обряде, знать последовательность действий, их смысл и значение.
2 Суинши – радостная весть ноябрь Воспитывать желание доставить радость окружающим, отзывчивость. Учить понимать смысл обряда и выполнять его.
3 Перерезывание пут декабрь Воспитывать уважение к национальной культуре, к людям, старшим по возрасту. Разъяснить смысл обряда, научить последовательно действовать, выполняя его.
4 Наречение имени январь Воспитывать уважение к старшим, имени и личности каждого человека. Побуждать использовать элементы обряда в сюжетно-ролевых играх.
5 Посвящение в наездники февраль Познакомить с содержанием и смыслом обычая. Воспитывать уважение к мальчикам и людям старшего возраста, мужественность, ответственность, Воспитывать интерес и уважение к национальным казахским обычаям.
6 Празднование Наурыза март Познакомить с обрядом. Воспитывать желание быть гостеприимными и внимательными, сохранять традиции казахского народа.
7 Шашу апрель Познакомить с обычаем. Воспитывать интерес к национальным традициям казахского народа, доброжелательность.

«Ребенок – это цветок души, зеница ока», – говорится в народе. Поэтому в семейных обрядах «Бесік», «Наречение», «Перерезывание пут» воспитывается заботливое отношение к ребенку, его здоровью и жизни.

Обряд «Бесік» проводился всеми почитаемой бабушкой, родоначальницей семьи, сопровождался традиционной песней «Бесік жыры». Этот обряд воспитывает уважение к старшим, почитание родных. В напутственных словах звучат пожелания увидеть в ребенке сына народа, богатыря, защитника. Для знакомства с обрядом мы изготовили колыбель – «Бесік», пригласили әже, чтобы она показала нам обряд. Дети наблюдали за каждым движением бабушки, следили за ее речью. Задавали вопросы: зачем дырка на кроватке? Почему надо привязывать ребенка? И другие. Поучительными были напутствующие слова:

- Нельзя пинать бесік – это равно тому, что пинать свое счастье.

- Нельзя качать пустой бесік – этот бесік может остаться пустым без ребенка.

- Нельзя качать бесік обеими руками, чтобы ребенок не попадал в ссоры.

- Нельзя оставлять бесік у порога – это означает, что ребенок не сможет достигнуть высот.

- Когда ребенок уже не будет ложиться в бесік, его нужно повесить высоко к шаныраку – это говорит о том, что в этом доме есть ребенок и они его любят.

После этого был проведен праздничный той в честь новорожденного. Во время тоя была проведена беседа: Кто должен укладывать младенца в колыбель? Почему? Для чего свечкой водят над колыбелью? Какие напутствующие слова вы запомнили? Дети довольные вернулись в группу.

Обряд «Наречение имени» также очень интересен и содержателен. Для знакомства детей с этим обрядом мы приглашали уважаемого человека. Для него подбираются красивые имена знаменитых людей, чтобы ребенок хотя бы немного был похож на того человека, чьи именем его называют. Ведь наречение новорожденных именами наиболее уважаемых членов семьи и рода выражает заботу о сохранении и развитии потомками добрых черт предшественников, о передаче из поколения в поколение всего самого лучшего, чего достигли люди и духовной и в нравственной сферах. Занятие по знакомству детей с этим обычаем прошло в очень интересной форме: детей пригласили в казахскую юрту в гости. Встретили детей дедушка-ата и бабушка-эже и сообщили радостную весть: «У нас в юрте большая радость, родился долгожданный внук». Дедушка с бабушкой называли различные имена, объясняли их перевод на русский язык, показывали портреты великих людей, названных этими именами. Дети с интересом слушали рассказы взрослых. Необычной была игра «Знакомство». Дети передают друг другу тюбетейку и называют свое имя: «Меңің атым...». Возвратившись в детский сад мы провели беседу, которая позволила нам выяснить как хорошо дети поняли этот обряд. Были заданы следующие вопросы: Где мы с вами побывали? Какое радостное событие произошло? Как по обычаю в казахской семье называют новорожденного? Как назвали малыша? Что означает это имя?

Обряд «Перерезывание пут» воспитывает доброжелательность, заботливое и бережное отношение к младшим, уважение к культуре казахского народа, чувство гордости, восхищение. Разрабатывая занятие по этой теме, мы решили обратиться к сказочным персонажам: Алдару Косе и Шыгай баю. Дети как будто смотрели театрализованное представление с участием артистов. В непринужденной форме жена бая рассказывала детям: «Эта церемония проводится, когда малыш делает первые шаги. Его ножки обвязывают тонким пестрым шнурком. Пестрый шнурок обозначает, что в жизни бывают не только белые, но и черные полосы. Будущий джигит должен уметь преодолеть трудности». Обряд сопровождается песнями и пожеланиями: «Пусть никогда не устают твои ноги», «Пусть дорога, по которой ты будешь ходить, будет всегда цвести, как цветы в степи». Затем приносят ребенка, и Алдар перерезает путы. После занятия мы провели беседу: Как называется обряд? Почему шнурок пестрый? Кому доверяют разрезать путы? Почему? Как надо сажать гостей на той?

Обряд «Посвящение в наездники» воспитывает в детях мужественность, ответственность, заботливость. В напутственных словах: «Стань хорошим наездником! Найди свое место в жизни! Будь грамотным человеком! Стань достойным сыном своего народа!» – воспитывается любовь к родителям, целеустремленность. Оседлав своего первого коня, мальчик по праву считается мужчиной: «Помчится как вихрь быстроногий жорга, стучат по тарыку копыта, любого ты с ним одолеешь врага, ведь конь – это крылья джигита». Для знакомства детей с этим обычаем мы организовали той, подобрали музыкальное сопровождение, пригласили почитаемого человека, изготовили детское седло. Ертай ата познакомил детей с обычаем: Мальчика, достигшего 4-5 летнего возраста, посвящают в наездники. Для этого готовят из дерева специальное детское седло. Переднюю и заднюю части делали повыше, с опорой, затем седлали смирного жеребенка и сажали на него мальчика. Один из взрослых водил коня за поводья по всему аулу для того, чтобы мальчик поприветствовал всех старших. Дети восторженно хлопали в ладоши и пили чай. Затем мы устроили состязания: «Перетяни канат», «Подними монету», «Байга», которые развивают у детей ловкость, быстроту, выносливость. Воспитывают мужественность, ответственность, выносливость. За соревнованием мальчиков наблюдали девочки. Они радовались за победителей и сопереживали проигравшим. Вернувшись в группу, мы провели беседу: Какие национальные блюда вы видели на дастархане? Для чего подушки? Как правильно надо приглашать и сажать за стол? Во сколько лет мальчика можно сажать на коня? Почему? Для чего специальное седло? Ответы на вопросы помогли нам уточнить представления детей, их правильность.