Смекни!
smekni.com

Процесс социально-психологической компенсации дефекта зрения у детей развитием музыкальных способностей (стр. 5 из 14)

Проведение диагностики детей с нарушенным зрением требует специальных методик, которых, к сожалению, чрезвычайно мало. Поэтому приходится использовать имеющиеся методики для детей этого же возраста с нормальным зрением. Их использование связано с адаптацией стимульного материала и процедуры проведения исследования в соответствии с психологическими особенностями восприятия детей и последствиями влияния недостатков зрения на весь ход психического развития.

Диагностика музыкальных способностей детей с нарушениями зрения проводилось на базе детского сада № 30 «Хрусталик» компенсирующего вида. В данном дошкольном учреждении воспитываются и обучаются дети с косоглазием, амблиопией, а также с миопией и гиперметропией. В обследовании, которое проводилось в течение двух недель (5.12.2005-16.12.2005гг.) приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с детьми проходило в процессе беседы с ними, с каждым ребенком индивидуально, в ходе которой были выяснены общие сведения о воспитании ребенка, его склонности и интересы (Приложение 1).

В качестве диагностического метода использовался также опрос родителей данных детей, по результатам которого были сделаны предварительные выводы об особенностях музыкального воспитания и развития в семье (Приложение 1). Для выявления уровня развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения были использованы следующие методики:

I. Диагностика музыкальной деятельности (Г.А. Урунтаева)

Цель данной методики заключается в изучении музыкальности и эстетических свойств у детей дошкольного возраста. В ходе исследования осуществляется наблюдение за ребенком во время слушания музыки, после которого следует беседа с ребенком.

В данной методике анализируется:

1. Особенности музыкальности:

а) умение слушать музыкальное произведение (выслушать до конца, не отвлекаясь; запоминать и узнавать);

б) эмоциональная отзывчивость на музыку: отношение к процессу слушания (получает удовольствие, равнодушен и пр.); экспрессивно-мимическое выражение эмоций в соответствии с характером музыкального произведения (хмурится, улыбается, смеется, зажмуривает глаза и пр.); сопровождение музыки движениями (притоптывает, хлопает в ладоши, покачивается в такт музыке и пр.);

в) понимание музыкального произведения: умение определить и словесно обозначить его характер; умение видеть в нем определенное содержание; умение выделить некоторые средства выразительности (темп, громкость и пр.);

г) эстетическая оценка музыкального произведения: самостоятельная или с помощью взрослого; содержание и разнообразие критериев этой оценки.

2. Эстетические чувства:

На основании описанных выше критериев можно сделать вывод об эстетических чувствах, под которыми мы понимаем умение переживать красивое и некрасивое, чувствовать гармоническое сочетание музыкальных звуков.

II. Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (А.И. Буренина).

Соответственно целью данной методики является выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка-дошкольника.

Метод диагностики - наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (Приложение 2).

Критерии оценки уровня музыкального и психомоторного развития:

1. Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения без показа).

Определяя уровень музыкального развития ребенка необходимо руководствоваться разными критериями в соответствии со средневозрастными показателями общего развития ребенка и ориентироваться на объем умений, раскрываемый в нижеизложенных заданиях. Оценка производится по пятибалльной системе.

Например:

Оценка музыкального и психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста:

5 баллов – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения в ответ на звучание каждой части музыкального произведения;

4-2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения не всегда совпадает с движениями;

0-1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.

2. Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям по пятибалльной системе (от 1 до 5).

3. По тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать куда угодно) и насколько этот выбор будет постоянен, можно выяснить проявление ли это экстраверсии или интроверсии. Если ребенок постоянно занимает место поближе к педагогу, чтобы его было видно, - то, скорее всего, он экстраверт. И, наоборот, если ребенок постоянно старается спрятаться за спину других, то, пожалуй, его можно отнести к интровертам. При сопоставлении этих данных с другими проявлениями поведенческого характера можно сделать важные выводы о внутреннем мире ребенка (его благополучии или наличии тревожности в эмоциональном фоне), о состоянии ребенка в эту минуту – по типичности или нетипичности в его поведении. Можно условно оценить вышеназванные параметры по пятибалльной системе: зрительно разделить пространство зала на пять зон удаленности от педагога, и посмотреть какое место выбирает ребенок на занятии.

Примечание: при подсчете баллов этот параметр не учитывается в среднем показателе.

4. Творческое проявление – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные па. Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности практических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Творчески одаренные дети способные не только в пластике выразить свое восприятие и понимание музыки, но также и в рисунке в слове.

Степень выразительности, оригинальности оценивается в процессе наблюдения по пятибалльной системе.

5. Внимание - способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно - это свидетельствует о высоком уровне внимания, оценка – 5 баллов. Если ребенок выполняет композицию с некоторыми подсказками - оценка уровня внимания от 4 до 2 баллов. В случае больших затруднений в исполнении композиции, из-за рассеянности внимания оценка составляет 0-1 балл.

6. Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти – музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо шесть - восемь повторений композиции вместе с педагогом, чтобы запомнить последовательность упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с трех - пяти исполнений по показу – это показатель высокого уровня развития памяти, оценка – 5 баллов. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более десяти раз) оценивается в 2-0 баллов.

7. Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости, двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон - это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.

Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечается как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему (перескакивание, торопливость) отмечается как повышенная возбудимость.

Оценки выставляются следующим образом:

N – норма (5 баллов); В (возбудимость); З (заторможенность) – от 1 до 4 баллов; (В-1, В-2, З-1, З-2 и т.д. – в зависимости от степени выраженности данного качества).

8. Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат» и др.) – от 1 до 5 баллов.

9. Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, беге в гимнастике в танце. Оценивается по пятибалльной системе с учетом подбора доступных по сложности композиций.

III. Опус № 5: зов котенка. Диагностика музыкальных способностей (Е. Ведрашко).

1. Индивидуальные задания.

Для выявления развития звуковысотного слуха:

- спеть выразительно без сопровождения знакомую песенку (если не получается, надо дать возможность спеть под аккомпанемент);

- спеть незнакомую прибаутку или закличку.

Для выявления развития чувства ритма:

- в игре «Эхо» предложить ребенку повторить «зов»;

- проанализировать на музыкальном инструменте пение другого ребенка.

Для выявления развития чувства лада:

- определить, как мелодия звучала: завершенная или незавершенная.

2. Коллективные задания.

Коллективные задания выполняются в форме работы со специальными картами.

- при выявлении способности ориентироваться в тембрах (в этом случае за ширмой играется на инструментах, а дети показывают карточки, которые изображают услышанный инструмент);