- дети должны определить средства музыкальной выразительности (заяц и черепаха – условные обозначения темпа; дети также после прослушивания мелодии показывают соответствующие карточки);
- это задание помогает определить, насколько у детей развито образное видение, а также выяснить степень развития у них эмоциональной отзывчивости на музыку (дети показывают картинку, которая соответствует эмоциональному и образному содержанию прослушанного произведения);
- определить жанр произведения (вальс и марш), показывая картинку, которая соответствует данному жанру.
Прежде чем дети начинают выполнять задание, с ними обговаривается значение каждой картинки, ее содержание.
2.2 Анализ результатов первичной диагностики
Использование ознакомительной беседы с детьми в качестве диагностической методики позволило выяснить, чем любит заниматься каждый ребенок, какие у него склонности и интересы. Результаты позволили сделать вывод о том, что у детей с нарушением зрения, интересы к различным видам деятельности широки и многогранны.
В ходе беседы выяснилось, что дети с удовольствием занимаются дома следующими видами деятельности:
- изобразительной деятельностью (рисованием);
- музыкальной деятельностью (пением и прослушиванием музыки);
- просмотром мультипликационных фильмов.
Следует отметить, что практически все дети на вопрос о любимом занятии сначала отметили, что любят «просто играть». Только с помощью дополнительных вопросов удалось определить виды деятельности, которые указаны выше.
Большинство детей с нарушением зрения (60%) предпочитают смотреть мультфильмы. Это вероятно связано с постоянной охраной зрения таких детей, родители которых ограничивают своего ребенка от длительных зрительных нагрузок, а тем более просмотра телевизора.
20% обследуемых детей связывают свое свободное время с занятиями музыкальной деятельностью. В ходе беседы выяснилось, что они любят слушать музыку, петь, танцевать и в детском саду им больше всего нравится посещать музыкальные занятия. Так же 20% детей отдают предпочтение изобразительной деятельности.
Таблица 1
Виды деятельности, предпочитаемые детьми
Деятельность | Количество детей, % |
Просмотр мультфильмов | 60 |
Музыкальная деятельность | 20 |
Рисование | 20 |
Таким образом, дети с нарушениями зрения реализуют себя в различных видах детской деятельности, которые доставляют им радость, удовольствие и вызывают положительные эмоции.
Развитие музыкальной деятельности, как правило, идет в стенах дошкольного учреждения, конкретно на музыкальных занятиях, но нельзя недооценивать и роль родителей в данном процессе. В связи с этим, целесообразно проведение опроса членов семьи для выявления уровня их участия в развитии музыкальных способностей детей.
Итоги опроса показали: 30% родителей детей с нарушенным зрением посещают вместе со своим детьми концерты, в то время как остальные 70% не считают это обязательным. По их мнению, достаточно того, что дома у детей есть музыкальные игрушки (в 100% случаев) и аудиотехника (в 80% случаев), с помощью которой дети регулярно слушают музыку вместе с родителями (так считают 50% родителей).
Таким образом, родители показали результаты, которые свидетельствуют о недостаточно высоком уровне участия членов семьи в музыкально воспитании своих детей. Один из родителей детей с нарушенным зрением в 20% случаев имеет музыкальное образование и соответственно дома у них есть музыкальный инструмент.
Таблица 2
Роль родителей в развитии музыкальных способностей у детей
Показатель | Родители детей, % | |
положит. ответ | отриц. ответ | |
Наличие музыкального образования у родителей | 20 | 80 |
Наличие музыкальных инструментов в семье | 20 | 80 |
Прослушивание музыки вместе с ребенком | 50 | 50 |
Наличие аудиотехники в семье | 80 | 20 |
Наличие музыкальных игрушек у ребенка | 100 | - |
Посещение концертов с ребенком | 30 | 70 |
Использование методики Г.А. Урунтаевой (цель которой изучение музыкальности и эстетических чувств у детей) позволило сделать выводы об уровне развития таких способностей детей, как:
- умение слушать музыкальное произведение;
- эмоционально отзываться на музыку;
- понимать музыкальное произведение;
- давать эстетическую оценку музыкальному произведению.
Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Ему предлагалось прослушать песню «Самая счастливая» из сюиты «Песни нашего сердца» (музыка Чичкова Ю., слова Ибряева К. и Кондрашенко Л.), в ходе прослушивания велось наблюдение за поведением ребенка, за его мимическим выражением лица и за движениями, которыми сопровождалось прослушивание песни. По окончании прослушивания ребенку задавались вопросы: о характере этой песни, о ее настроении, о ком и о чем она? Если ребенок затруднялся с ответами, ему предлагали послушать песню еще раз. Все ответы детей фиксировались, на основе этого проводился анализ полученных результатов.
Умение слушать музыкальное произведение.Высокий уровень развития данной способности показали 20% детей. Эти дети не отвлекались на посторонние предметы, слушали внимательно песню до самого конца. Средний результат показали 40% детей. У них не хватило усидчивости для прослушивания всей песни. Под конец они начали отвлекаться, смотреть на себя в зеркало и т.д. Низкий результат в 40 % случаев был так же характерен для детей, выражался в отсутствии внимания, повышенной отвлекаемости, дети занимались посторонними делами: рассматривали свою обувь, одежду, свое отражение в зеркале, как выяснилось, в дальнейшем не поняли песню и практически не отвечали на вопросы.
Эмоциональная отзывчивость на музыку. В 20% случаев дети точно уловили эмоциональный характер песни, в процессе слушания они, как правило, улыбались, сопровождали музыку движениями (притоптывали в такт музыки), в целом дети получали удовольствие от процесса слушания. Средний уровень развития данной способности принадлежит 40% детей. Отличались они от выше описанных детей менее выраженной яркостью эмоциональных проявлений. Низкий уровень показали 40% детей, к ним относятся те дети, которые отвлекались при прослушивании песни, не вникали в ее содержание.
Понимание и эстетическая оценка музыкального произведения.Дети показали результаты по этим двум способностям одинаковые, т.е. высокий уровень наблюдается как в понимании музыкального произведения, так и в способности давать эстетическую оценку в 20 % случаев. Такие дети легко, без какой-либо помощи смогли определить и словесно обозначить характер музыкального произведения, дать самостоятельно эстетическую оценку. Эстетические чувства у детей достаточно развиты, мелодия вызывает у них положительные эмоции, привлекает. Такой же процент детей показали низкий уровень развития этих двух способностей (20%). Словесно обозначить характер музыки затруднялись, повторяли эпитеты, типа «веселая»; содержание песни в целом не уловлено, дети не называют ситуацию, персонажа, выделяя лишь его действия: «… Бегает, делает венок». Эстетическую оценку самостоятельно не дают, даже когда им оказывается помощь. Наибольший процент детей (60%) показали средний уровень развития указанных способностей. Словесное обозначение характера музыки давали после наводящего вопроса, подбирали другие эпитеты «сказочная, волшебная» и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей имеют средний уровень развития способностей: слушать музыкальные произведения, эмоционально отзываться на него, понимать его содержание и давать эстетическую оценку. А высокий и низкий уровень соответствует лишь небольшому контингенту детей.
Таблица 3
Уровень развития музыкальных способностей у детей
Способность | Количество детей, % | ||
низкий | средний | высокий | |
Умение слушать | 40 | 40 | 20 |
Эмоциональная отзывчивость | 40 | 40 | 20 |
Понимание музыкального произведения | 20 | 60 | 20 |
Эстетическая оценка музыкального произведения | 20 | 60 | 20 |
Использование методики А.С. Бурениной позволило выявить уровень музыкального и психомоторного развития детей. Детям был предложен для прослушивания «вальс с волшебными колокольчиками», который стал основой музыкально-двигательного этюда, разработанного Т.В. Нестеренко, одним из ведущих специалистов в области музыкального движения. Дети должны выразительно воспроизвести взволнованный характер музыки вальса, интонации, просьбы, восторг при проявлении волшебных колокольчиков и легкую грусть при их исчезновении. В этом музыкально-двигательном этюде у детей развивается вся система музыкальных способностей, также образное мышление и воображение, свобода, пластичность и выразительность движений (Приложение 2).
Данная методика позволила выявить особенности музыкальности, эмоциональности, творческих проявлений внимания, памяти, нервных процессов, пластики, координации движений детей, а также оценить все эти параметры.
Музыкальность.Оценку в 5 баллов, т.е. дети, продемонстрировали высокий уровень развития музыкальности, получило 10% детей. Дети правильно передавали в движениях образы, основными средствами выразительности изменяли движение в соответствии с музыкальным темпом и ритмом. Исполнение движений полностью соответствовало музыке. Средние баллы по данному параметру получили дети в 50% случаев. Для них характерно: выражать в движениях общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения не всегда совпадают с движениями; 40% детей показали низкий результат, т.е. получили 0-1 балл; движение таких детей не отражают характер музыки и не совпадают с темпом ритмом, а также с началом и концом произведения.