Эмоциональность. 10% детей показали высокий уровень развития эмоциональности; 70% - средний и 20% - низкий. Дети, которые получили оценку 5, отличались выразительностью мимики и пантомимики, умело передавали в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя их музыки и содержания композиции. Дети с оценками от 0 до 4 баллов, которые в свою очередь соответствуют низкому и среднему уровню развития музыкальности, характеризуются не столь яркими проявлениями эмоций, у них более бедная мимика, а движения в целом невыразительны.
Творческие проявления. Данный параметр наиболее трудный для оценки, т.к. во многом зависит от индивидуальности каждого ребенка и степени его обученности основным движениям. Между тем, 40% детей обладают средним творческим потенциалом, а 20% детей – высоким уровнем развития творчества. Последние характеризуются умением импровизировать под незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, оригинальностью собственных.
40% детей показали низкий уровень развития творчества. Такие дети не способны выражать в движениях и пластике свое восприятие и понимание музыки, они, как правило, даже не увлечены самим процессом движения под музыку.
Внимание.Данный параметр был описан в результатах предыдущей методики как «умение слушать музыку», разница состоит в том, что в этом случае от ребенка требуется способность не отвлекаться от музыки в процессе движения, т.е. это создает для детей некоторые трудности и, следовательно, результаты будут несколько другими. Особенно это касается детей с нарушенным зрением, т.к. дефект обусловливает снижение способности одновременного слухового и зрительного восприятия. Таким образом, 40% детей получили низкие оценки (от 0 до 1 балла), дети испытывали большие затруднения в исполнении композиции из-за рассеянности внимания. Средние оценки показали 50% детей. Эти дети выполняли композицию с некоторыми подсказками, 5 баллов, т.е. самый высокий уровень развития внимания показали 10% детей, они выполняли всю композицию от начала до конца самостоятельно без подсказок.
Память. В данной ситуации рассматривалась, как способность запомнить музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти – музыкальная, двигательная, зрительная. Дети показали низкий уровень развития памяти в 40% случаев, им требуется десять и более повторений, чтобы запомнить последовательность движений. 50% детей получили средние баллы по данному параметру, этим детям требовалось более пяти повторений для того, чтобы запомнить последовательность движений. Дети, которым было достаточно менее пяти повторений, составили 10% от общего числа детей.
Подвижность нервных процессов.Соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме – это является нормой, которая в свою очередь, оценивается в 5 баллов. Такой результат принадлежит 10% детей, данная способность у которых проявляется в высокой скорости двигательной реакции на изменение музыки. Средние баллы по данному параметру получили 50% детей, эти дети немного запаздывали, проявили медлительность в движениях, но, ориентируясь на других детей, быстро подстраивались под темп и далее выполняли движение верно. И соответственно низкий результат показали 40% детей. Переход от одного движения к последующему у детей задержан, они выполняют движения как бы в своем замедленном темпе, не ориентируются на детей, которые движения меняют с нужной скоростью.
Пластичность, гибкость. Координация движений. Эти два параметра во многом зависят от уровня физического развития детей. Процентное соотношение этих двух характеристик одинаковое, 40% детей продемонстрировали низкий уровень развития, т.е. их движения не отличались плавностью, мягкостью, точностью исполнения. Оценку в 5 баллов по обоим параметрам получили 20% детей. Они отличались особой гибкостью, плавностью движений, правильностью сочетания движений рук и ног при ходьбе и т.д. Оценку от 2 до 4 баллов получили 40% детей. Какие-то движения у них получались хорошо, а при исполнении других они испытывали трудности.
Таким образом, можно подвести некоторые итоги: дети с нарушенным зрением обладают средним уровнем развития выше перечисленных параметров. Те трудности, которые они испытывали при выполнении заданий, обусловлены в большей степени особенностями психического развития детей, но как видно из результатов, эмоциональная сфера у них практически не страдает, они эмоционально переживают музыку, отзываются на нее, а это является первым признаком наличия музыкальности у детей.
Таблица 4
Уровень музыкального и психомоторного развития детей
Параметр | Количество детей, % | ||
0-1 низкий | 2-4 средний | 5 высокий | |
Музыкальность | 40 | 50 | 10 |
Эмоциональная сфера | 20 | 70 | 10 |
Творческиепроявления | 40 | 40 | 20 |
Внимание | 40 | 50 | 10 |
Память | 40 | 50 | 10 |
Подвижность нервных процессов | 40 | 50 | 10 |
Пластичность, гибкость | 40 | 40 | 20 |
Координация движений | 40 | 40 | 20 |
Следующая методика предполагала задания для детей как индивидуального, так и коллективного характера. В ходе индивидуальной работы были выявлены способности: развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, чувство лада.
Развитие звуковысотного слуха.Детям было предложено спеть какую-либо знакомую песню без сопровождения музыкального инструмента. С этим заданием безошибочно справилось 50% детей, а остальные 50% спели фальшиво, несмотря на то, что им было предложено музыкальное сопровождение.
Чувство ритма.Для выявления уровня развития данной способности детям было предложено поиграть в игру «Эхо». Дети должны были воспроизвести «зов» животных и птиц, которые были исполнены в различных ритмах. После этого каждый ребенок должен был исполнять свою любимую песню, в то время как другой ребенок аккомпанировал ему на музыкальном инструменте (в данном случае на бубне). С этими заданиями дети справились более успешно, выполняли их с удовольствием, интересом
Таким образом, без ошибок справились с заданиями 60% детей и 40% детей соответственно справились менее успешно, допускали ошибки, как в игре «Эхо», так и во втором задании.
Чувство лада.Детям предлагалось прослушать несколько мелодий и определить: завершенные они или незавершенные. Без ошибок определило 40% детей, а соответственно с некоторыми ошибками – 60% детей. Причем дети отвечали не сразу, неуверенно, как будто сомневались в правильности своих ответов, хотя перед заданием детям было объяснено: какая мелодия завершенная, а какая нет.
После проведения индивидуальной работы детям были предложены задания, которые они выполняли не индивидуально, а в группе. В ходе коллективных заданий был установлен уровень развития следующих способностей: ориентация в тембрах, определение средств музыкальной выразительности, образное видение, ориентация в жанрах.
Ориентация в тембрах.Для выявления этой способности за ширмой звучали различные инструменты (бубен, барабан, металлофон, ксилофон) дети должны были определить: какой инструмент прозвучал. 60% детей справились с этим заданием без каких-либо затруднений, тонко дифференцировали музыкальные инструменты, определяли их даже в том случае, когда звучали два инструмента одновременно. 40% детей путали инструменты и всегда сомневались в своих ответах, ждали подсказок.
Определение средств музыкальной выразительности. Суть задания состояла в том, что детям предлагалось прослушать несколько мелодий, исполненных в различных темпах. Каждый ребенок должен был определить этот темп с помощью средств выразительности. Условными обозначениями были картинки: черепаха – медленный темп, заяц – быстрый темп. С этим заданием справились 50% детей, они без ошибок определили темп каждой прозвучавшей мелодии. Остальные 50% задание не выполнили.
Образное видение.Задание, направленное на определение уровня развития этой способности, вызвало некоторое затруднение в его выполнении. Дети должны были прослушать ряд музыкальных произведений, после чего показать те картинки, которые соответствуют эмоционально-образному содержанию прослушанного произведения, т.е. показать картинку с цветами для спокойной грустной печальной мелодии и картинку с резвящимися детьми для веселой звонкой мелодии. Без ошибок с этим справилось 50% детей, остальные 50% затруднялись в выполнении данного задания.
Ориентация в жанрах.Дети должны были прослушать музыкальное произведение, и определить к какому жанру оно относится: вальсу или маршу. Это задание вызвало некоторые трудности у детей (у 40% детей). 60% детей справились с ним без ошибок.
Таблица 5
Развитие основных музыкальных способностей
(индивидуальные задания)
Способность | Количество детей, % | |
без ошибок | с ошибками | |
Звуковысотный слух | 50 | 50 |
Чувство ритма | 60 | 40 |
Чувство лада | 40 | 60 |
Таблица 6
Развитие основных музыкальных способностей
(коллективные задания)
Способность | Количество детей, % | |
без ошибок | с ошибками | |
Ориентация втембрах | 60 | 40 |
Определение средств музыкальнойвыразительности | 50 | 50 |
Образное видение | 50 | 50 |
Ориентация в жанрах | 60 | 40 |
Таким образом, подводя общий итог о проделанной работе, в ходе которой был выявлен уровень развития музыкальных способностей, можно констатировать следующее: дети с нарушенным зрением обладают средним уровнем развития музыкальных способностей, но в то же время некоторые из них имеют богатый музыкальный потенциал, который может быть раскрыт как с помощью родителей детей, так и с помощью специального обучения. Задача специалистов, которые работают с такими детьми, - увидеть в ребенке соответствующие задатки, и, не упуская сензитивный период, развивать их в полной мере.