Рождение не обеспечивает автоматического включения человека в деятельность общества. Ребенок рождается с предрасположенностью к социальности, но существом социальным он становится постепенно.
В американской социологии прослеживается тенденция отождествления процесса социализации с процессом "штамповки" личности, "производства" стандартного человека, максимально приспособленного к существующему обществу. В период модернизации российского образования (80-90 гг.) Наметилась противоположная тенденция - на социализацию стали возлагать надежду как на средство преодоления "формирования" личности по общественно заданным образцам, стали отождествлять понятия "социализация" и "воспитание" и даже избегать термина "воспитание", полагая, что новая концепция поможет развитию творческой, свободной, самоопределяющейся личности. Эти намерения заслуживают одобрения. Но термин "социализация" для этого мало пригоден, он как раз и подчеркивает особую значимость "социально-нормативного" результата - непременного освоения "правил поведения" общества и в обществе.
Социализация включает в себя такие социальные механизмы, как обучение, воспитание, освоение социальных ролей, взросление, адаптации.
Существуют и психологические механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность, стыд, чувство вины, раскаяние [15,199]. Так как в литературе нередко смешивают понятия социализации и воспитания, то представляется целесообразным представить их соотношение схематически (Приложение А).
И социализация, и воспитание включают в себя освоение нравственных норм. Но социализация направлена прежде всего на развитие духовного здоровья общества, а воспитание - на развитие духовности в личности. Другое дело, что первое без второго невозможно. Когда общество не стремится к поддержанию своего духовного здоровья, социализация в нем во многом заменяется простой адаптацией. Поддержание общества основано на его стремлении к здоровью, устойчивому саморазвитию, гармоничности свободы, прав и обязанностей личности и социальных институтов. Если же все это поддерживается в основном принудительными, силовыми мерами, это говорит о нездоровье общества.
Стабильность, духовное здоровье общества невозможны без духовного развития личности. От уровня нравственной культуры общества зависит успех или неудача социальных преобразований. Процессы воспитания и социализации неразрывно соединены. Поскольку сферы воспитания и социализации в значительной мере пересекаются, то социализацию необходимо определять как имеющую целью и духовное здоровье общества, и духовное здоровье личности. На пересечении областей социализации и воспитания находится процесс индивидуализации личности, когда, "приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность" [16,308]. Здесь происходит интернализация культуры, обучение ролям. Кроме этого, есть такая часть социализации, которая направлена только на поддержание общества. Здесь личность включается в систему общественных отношений, приобретает социальную природу, социальный опыт, адаптируется к обществу. Аналогично, есть часть воспитания, направленная только на развитие личности, ее духовный рост. Здесь происходит определение смысла жизни, нравственных ориентиров личности, развитие и самоизменение человека. Это сфера не только морали, но и религии, и веры.
Чем больше степень пересечения этих двух сфер, тем ближе цели развития общества, отраженные в идеологии, к целям развития личности, отраженным в нравственных идеалах. Воспитание основывается преимущественно на нравственных идеалах и общепринятых нормах морали и права; социализация - на идеологии, государственной политике и тоже на общепринятых нормах морали и права. Понятно, что как идеалы проникают и присутствуют в социализации, так и идеология влияет на воспитание. Взаимопроникновение происходит через впитывание общепринятыми нормами и нравственных идеалов, и идеологий.
И воспитание, и социализация включают в себя как целенаправленные меры, так и стихийные. Можно сказать, что воспитание содержит больше целенаправленных мер, социализация - больше стихийных.
Благодаря тому, что в процессе социализации личность приобщается к нормам морали и права, происходит развитие личности. Чем выше мера гуманности отношений между людьми, тем шире сфера действия нравственности в жизни общества. Чем выше уровень духовного здоровья общества, тем в большей степени социализация способствует развитию личности. Духовное здоровье общества создается не столько общественным устройством или развитостью морального сознания правящих слоев, сколько уровнем духовного развития каждого члена общества. Наибольший вклад в развитие личности вносит дальнейшее самодвижение по пути именно духовного роста. Если же в процессе приспособления человека к обществу происходит отклонение от норм морали и права, это уже не социализация, а девиация, следствием которой может стать аномичное (безнормное) состояние не только индивида, но и общества.
Социализация - необходимый этап в процессе развития человека, его становление как личности.
Хорошо об этой неразрывной связи человека и общества сказал В. Соловьев (1853-1900): "Бесконечное содержание, потенциально заключающееся в личности, действительно осуществляется в обществе, которое есть расширенная или восполненная личность, так же как личность есть сосредоточенное или сжатое общество" [18,868].
В человеческой жизнедеятельности моральные потребности соединяют общественное бытие людей с их повседневным поведением и сознанием. Нравственный аспект человеческих потребностей становится важным объектом научного этико-социологического анализа, предметом психолого-педагогического знания и практики. Нормы морали и права являются критерием различения приемлемого (социализированного) и неприемлемого (девиантного) поведения личности в обществе, а социализация и воспитание это два компонента одной цепи.
1.3 Социальные аспекты информационных технологий
Важность изучения социальных аспектов ИКТ начала осознаваться в научном сообществе еще в начале 80-х годов XX–го века, когда на повестку дня дальнейшего развития общества выдвинулась проблема его информатизации. Эта проблема активно обсуждалась тогда не только учеными, но также государственными и общественно-политическими деятелями различных стран, в том числе и Советского Союза. В СССР было на конкурсной основе разработано четыре варианта Концепции информатизации общества, один из которых представила Академия наук СССР. Обсуждение этой Концепции в научной печати, в средствах массовой информации и на различного рода конференциях сыграло важную роль в формировании общественного сознания, связанного с переосмыслением роли информации в экономических, производственных и социальных процессах. Становилось все более понятным, что здесь мы имеем дело не просто с очередным этапом развития научно-технического прогресса, а с началом глобальной социотехнологической революции, развитие которой кардинальным образом изменит не только производство и экономику, но также и все другие сферы жизнедеятельности общества.
Важную роль в формировании этой точки зрения на проблему информатизации общества сыграли работы Э. Тоффлера, А. Масуды, а также российских ученых А.И. Ракитова [19,28], и, в особенности, А.Д. Урсула, который в своих работах показал стратегическую значимость процесса глобальной информатизации общества для дальнейшего развития цивилизации, а также необходимость создания фундаментальной научной базы для его изучения и прогнозирования 20,45]. Такой базой и должно было стать новое научное направление в области развития информатики, которое получило в России название «Социальная информатика»[16,16].
Предметная область социальной информатики в ее современном понимании, не ограничивается только проблематикой, связанной с информатизацией общества, хотя эта проблематика и является в настоящее время приоритетной на данном этапе развития этой науки. Она охватывает также и многие другие информационные аспекты развития общества, в том числе, такие новые и мало изученные проблемы, как информационное неравенство, информационная безопасность, информационная преступность и информационная война.
Приоритетной целью воспитательной работы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию не только учения, но и других полезных для развития личности аспектов. Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов.