Организовать диалог, а тем более групповую дискуссию младших школьников, т. е. научить их включаться в коллективное обсуждение, корректировать свою позицию, приходить к общему решению, непросто. Главные средства учителя в этом отношении — вопросы и интонации.
Педагог задает вопросы, главным образом обращенные к внутреннему миру, жизненному опыту каждого ребенка. Он вызывает детей на размышления, демонстрирует свою заинтересованность во мнении всех без исключения детей. При этом совершенно исключительное значение имеет преобладающая интонация ведущего. Он может использовать широкий веер интонаций:
- вопросительную;
- шутливую;
- восторга («Какой молодец! Как интересно!»);
- удивления («Как ты это увидел? Как же мы раньше не понимали?!»);
- сомнения («Может быть, ты права. Мне кажется, это не всегда так. Надо подумать…»);
- сочувствия («Я понимаю, что это трудно…»);
- уверенности («Мы обязательно справимся с этим»).
В ответ дети максимально активно включаются в работу, ведь в силу возрастных особенностей им очень важно рассказать учителю о себе, обратить на себя его внимание, тем более что они не боятся дать неверный ответ, вызвать неодобрение или получить плохую отметку. В результате каждый старается высказаться, а те, на кого не хватило времени на занятии, очень обижаются, так что приходится продолжать обсуждение проблемы не на одном, а иногда и не на двух занятиях.
Основным условием успеха организации групповой дискуссии является неукоснительное соблюдение самим взрослым ряда правил совместного обсуждения. И напротив, организация дискуссии осложняется, если ведущий категоричен и безапелляционен, широко пользуется упреками, выражает пренебрежение к детям, унижает их, применяет угрозы.
Участвуя в дискуссии детей, важно не стремиться к тому, чтобы она обязательно привела к возникновению единого мнения среди младших школьников, к окончательному ответу на обсуждаемый вопрос. Открытость, незавершенность проблемы чрезвычайно полезна для детей, склонных в этом возрасте к поверхностному, упрощенному восприятию окружающего мира и его противоречий.
Несмотря на насыщенность воспитательных занятий общением, достаточно часто на них царит тишина. Ребенок размышляет о непростых вопросах своего и человеческого бытия, о человеке среди людей; вспоминает конкретные, актуальные для него ситуации из собственной жизни или из книг, фильмов, рассказов других людей; выполняет творческие работы. Разумеется, такая тишина приходит в класс не сразу и не по приказу. Она возникает лишь в особой атмосфере, создание которой — забота учителя. Речь идет об атмосфере искренности, терпимости, заинтересованного поиска истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности. В такой атмосфере ребенку легче понять самого себя, разобраться в своих чувствах, уточнить свою оценку происходящего, сформулировать мнение о чем-либо. И в то же время ему легче научиться прислушиваться к чужим мнениям, уважать точку зрения каждого сверстника, окружающих его взрослых и т. д. В такой атмосфере и взрослому легче уйти от стереотипов поведения и мышления.
Такая демократичная атмосфера не возникает в детской среде сама собой. Ее создание и поддержание полностью зависит от мастерства педагога — от того, насколько он готов к импровизации на занятиях; насколько важно для него развитие ребенка. Очевидно, что не каждый учитель готов к такой работе. Создание такой атмосферы в детском сообществе — дело нелегкое, хотя бы потому, что отношение к ребенку как к человеку, а не «кибернетическому устройству» по усвоению и воспроизводству информации нетрадиционно для наших школ. Иногда противятся этому и родители. Но если у ребенка не будет опыта жизни в атмосфере уважения, ненасилия и терпимости, ему трудно будет стать самостоятельным и продуктивным человеком.
Важнейшими условиями поддержания такой атмосферы в детской среде являются: деликатность взрослых, признание за детьми не только права на собственное мнение, даже если оно не совпадает с общепринятыми, но и права на личную тайну, на неприкосновенность своего внутреннего мира. Вот почему педагогу важно преодолевать излишнюю категоричность (детей, свою, других взрослых), стараться ходить от позиции держателя истины в последней инстанции, не быть гиперактивным на занятиях.
Созданию такой атмосферы помогают некоторые особенности самих воспитывающих занятий. Например, вопросы, которые на них обсуждаются, не имеют единственно верных ответов. Детям не предъявляются образцы для обязательного воспроизведения. Занятия насыщены изобразительной деятельностью и пр. Взаимную доброжелательность, терпимость, поисковую и рефлексивную активность поддерживают и литературные тексты, обсуждаемые на занятиях, и разминки, и творческие задания, и игры.
Для того, чтобы цели воспитывающих занятий были достигнуты, важно работать не только с сознанием, но и с эмоциями младших школьников. Существует целый ряд технологических приемов сотрудничества с детьми на эмоциональном уровне. Известна сила воздействия на органы чувств экспрессивной словесной информации, музыки, динамичных по сюжету рисунков, ярких цветовых пятен, движения, в том числе и ритмически оформленного, и пр. В связи с этим большой интерес представляет технология использования цветописи. Известно, что настроение человека можно выразить с помощью цвета и что у большинства людей определенное настроение связывается на подсознательном уровне с определенным же цветом. Регулярная фиксация младшим школьником своего настроения с помощью цвета (цветописи) наглядно показывает учителю, какое настроение преобладает в классе, есть ли дети, чье настроение не совпадает с общим, кто из детей требует к себе особого внимания, насколько дети дружелюбны, внимательны, терпимы друг к другу, эффективна ли работа с коллективом.
В то же время регулярное фиксирование своего настроения важно и для ребенка. Оно может стать для него стимулом более осознанного отношения к своей жизни, самоанализа и самовоспитания. Вот потому едва ли не с первого занятия младшим школьникам предлагается в конце каждого дня, проведенного в школе, отражать свое настроение. Для этого можно на стене класса вывесить цветок из ватмана, на лепестки которого дети ежедневно приклеивают кружочки разного цвета. При этом им сообщается, что, например, желтый кружочек обозначает «мне интересно», зеленый — «мне неинтересно», красный — «мне хорошо», синий — «мне плохо».
Возможен и другой вариант отражения школьниками своего настроения. В классе вывешивается изображение двух лиц: веселого и хмурого. Перед уходом каждый ребенок приклеивает рядом с одним из этих лиц кружочек любого цвета. В этом случае младший школьник свободен в своих цветовых ассоциациях, но его настроение все равно оказывается зафиксированным.
Воспитательное значение цветописи состоит не в том, чтобы унифицировать эмоциональное состояние каждого младшего школьника. Ежедневно фиксируя свое эмоциональное состояние, видя внимание учителя к этому процессу, каждый ребенок убеждается в том, что и он сам, и его сверстники значимы друг для друга, равноправны в коллективе. Кроме того, дети привыкают осознавать свои чувства, интересоваться настроением друг друга, соотносить свое поведение с настроением окружающих, учатся понимать внутренний мир людей, т. е. становятся более зрелыми.
Систематически осуществляемая детьми цветопись усиливает процессы образования дружного коллектива, развивает в них стремление быть самостоятельными и поддерживает оптимизм, чувство эмоционального благополучия. Учитель ежедневно анализирует ее, делает выводы и сообщает о них детям так, чтобы их интерес к отражению своего настроения не пропадал и чтобы они были правдивы при этом.
Развитие у детей умения сотрудничать и в то же время быть самостоятельными происходит благодаря не только специфическому содержанию и особой организации специальных занятий, но и созданию особого контекста всей жизни группы. Этот контекст создается демократизмом отношений между взрослыми и детьми, организацией разнообразной, интересной для тех и других совместной деятельности, постоянным педагогическим анализом происходящих в группе процессов. Очевидно, что воспитание у детей умения жить вместе и быть самостоятельными осуществляется и продолжается и вне специальных занятий: на обычных занятиях, праздниках, во время экскурсий и прогулок. Таким образом, успех этой работы зависит не только от того, кто ведет специальные занятия, хотя от него в первую очередь.
Цель исследования заключается в определении уровня нравственной воспитанности до проведения эксперимента воспитания нравственных качеств у детей в процессе становления детского коллектива и в процессе коллективной деятельности. Исследование проводилось двумя экспериментами. После проведения экспериментов на основе результатов сделаны выводы.
Нравственное воспитание процесс противоречивый и длительный. Для того чтобы узнать достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень сформированности каких-либо качеств. Выявить степень соответствия его запроектированному помогает диагностика. Данные диагностического изучения сопоставляются с начальными характеристиками, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания. Критерии нравственной воспитанности – это показатели уровня сформированности различных качеств.