Варианты подвижных игр может создавать сам воспитатель, учитывающий уровень умственного и физического развития детей своей группы и предусматривающий постепенное повышение к ним требований.
К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.
И так, систематическое использование различных вариантов игр содействует воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений, совершенствование физических качеств, навыков обращения с предметами, развитию внимания, наблюдательности пространственных ориентировок.
Подвижная игра содержит неограниченные возможности формирования у детей ориентировки в пространстве, имеющей важное значение в жизни. В подвижных играх ребенок решает разнообразные ориентировочные задачи: определяет направление движения расположение различных окружающих его предметов, учатся соразмерять свои движения в окружающей среде. В подвижной игре ориентировочная деятельность детей требует самостоятельного решения двигательных заданий: они учатся выбирать маршрут передвижения, если он не указан правилами, быстро реагировать на изменение игровой ситуации, звуковые сигналы, двигаться в коллективе детей, согласовывая свои движения с действиями сверстников.
Игры, в которых сюжетом и правилами предусматриваться направление движения вперед – назад, формируют умения путем зрительно- моторных реакций соотносить расстояние не только впереди, но и сбоку. Они требуют развития глазомерных оценок пространства, расширяют понимание относительности направлений вперед – туда, назад – обратно. Для закрепления представлений о направлении вперед – назад в старшей группе можно использовать игры « Перебежки», «Кто скорее добежит до флажка», «Мы веселые ребята», «Пожарные на учении» и др.
Народная игра выступает как частица народной мудрости, способствующая осуществлению задач умственного развития детей. Как показывают экспериментальные данные Е.Сагындыкова, казахская народная игра способствует углублению логического мышления, повышает поисковый характер ума. Вот как классифицирует игры Сагындыков:
1. Игры, формирующие познавательные интересы,
2. Подвижные игры, развивающие двигательную активность, эмоциональное состояние детей.
Исследования Е.Сагындыкова наглядно подтверждают, что в процессе игровой деятельности развитие детей происходит наряду с развитием мышления, совершенствованием физических движений. [3, с.179]
Таким образом, спортивные игры необходимо проводить в дошкольных учреждениях как на физкультурных занятиях, так и на прогулке, в свободной деятельности. Они развивают не только физические качества, но и интересы детей.
Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и нравственным поведением детей. Детей старшего дошкольного возраста целесообразнее знакомить с содержанием и правилами подвижной игры в процессе самой игры. Дети, действуя совместно с взрослым, запоминают последовательность игровых операций, знакомятся с сигналами, по которым следует начинать и заканчивать движения, и требованиями к их выполнению.
Например, знакомя детей с игрой "Солнышко и дождик", воспитатель говорит: "Солнышко. Пойдем погуляем на улицу. Попробуйте догнать меня! А теперь потянули руки к солнышку, вверх. Туча налетела. Дождь! Побежали все домой". При повторном проведении игры взрослый отчетливо произносит сигнал "Солнышко", разнообразит действия детей между сигналами, а после слова "Дождь" постепенно исключает подсказывающие указания. Дети 4-6 лет способны понять и запомнить содержание и правила игры через их объяснение до начала действий, если оно четкое, краткое, выразительное. Для уточнения сигналов, по которым играющим предстоит действовать, сразу же после рассказа о содержании игры следует задать несколько вопросов. Например, в игре "Цветные автомобили": "Когда можно выезжать из гаража? А по какому слову возвращаться в гараж? Помните: если автомобили столкнутся, то их нужно направлять в мастерскую для ремонта. Ехать дальше нельзя". Если игра включает произнесение текста, особенно в виде диалога, его лучше разучить заранее; четверостишие запоминается быстро при совместном проговаривании во время игры. [22, с.117]
При проведении уже знакомых детям игр напомнить правила игры могут сами дети, отвечая на поставленные вопросы.
Пособия, используемые в игре, целесообразнее располагать до объяснения. Тогда детям легче понять, где и как они должны располагаться; кроме того, объяснение будет осуществляться в ходе игры. Например, ставят скамейку, детям предлагают встать на нее - начинается игра ("Воробушки и кот") или натягивают веревку, детей располагают около нее ("Наседка и цыплята"). При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста условия для игры могут создавать сами дети. Воспитатель предлагает поставить скамейку, разложить обручи, начертить границы перебежки и т.д. В дальнейшем эти умения могут пригодиться в самостоятельной деятельности.
Чаще всего в игре можно выделить три роли: ведущий, который подает сигналы, управляет игрой; водящий, который ловит, догоняет играющих; массовая роль, которую выполняют все остальные; как правило, их задача - не попасться водящему. Л. Карташова отмечает, что водящий должен владеть основными движениями, хорошо знать игровые правила и строго их выполнять. В играх, организуемых воспитателем, роль ведущего исполняет сам воспитатель. [23, с.89]
В старшей группе воспитатель первоначально сам играет все три роли. Например, в игре "У медведя во бору" он сажает на стул игрушечного медведя. Произнося текст и, двигаясь вместе с детьми в сторону "берлоги", раскрывает содержание движений играющих. Затем сам подает сигнал к бегству, выполняя роль ведущего, и, наконец, беря в руки игрушечного медведя, пытается догнать детей. Постепенно, по мере усвоения содержания и правил игры, воспитатель передает роль водящего ребенку, используя прием назначения. Для обеспечения адаптации играющих к условиям он чаще делает вид, что ловит. На роль водящего первоначально выбирают ребенка со средним уровнем владения движением, чтобы большинство детей смогли убежать. Назначая на роль водящего детей с разным уровнем активности в выполнении двигательных действий, воспитатель может регулировать нагрузку. К концу года все дети должны уметь исполнять роль водящего в знакомых играх. [24, с.37]
В старшей группе не только в известной, но и в новой игре роль водящего поручают ребенку. Если педагог уверен в том, что любой справится с ролью водящего, можно прибегнуть к выбору с помощью "стрелки", считалки. Как правило, детям нравится роль водящего, поэтому назначение на эту роль можно использовать как поощрение за удачные действия или другие качества играющих.
В старшем дошкольном возрасте при выборе водящего можно спросить детей: "Кого мы выбираем? Самого быстрого? Самого ловкого? Или того, кто умеет правильно ловить, кто ни разу не попался?". И т.д.
Чтобы показать детям различные удачные действия водящего, воспитатель берет эту роль себе. Следует отметить, что исполнение роли водящего взрослым значительно оживляет игру, усиливает ее эмоциональное воздействие.
В процессе игры воспитатель должен следить за правильностью выполнения движений, соблюдением правил игры, нагрузкой и взаимоотношениями детей. Осознать значение правильности выполнения движений помогает использование "медальончиков", изображающих персонажей игры (мышонка, цыпленка и т.д.). При задевании препятствия, тяжелом беге и т.п. играющие лишаются медальончика, хотя имеют возможность продолжить участие в игре. После правильного выполнения действия медальончик возвращается. Поощрение в виде наглядного атрибута позволяет привлечь внимание детей к правилам игры и обязательному их соблюдению. Этот прием можно использовать и в более старших группах, хотя дети 4-6 лет уже способны понять правила игры по словесной инструкции и проявить волевые усилия для достижения положительного результата при соблюдении правил. [25, с.34]
Регулирование нагрузки осуществляется через определение количества повторений игры, увеличение или уменьшение активности играющих путем назначения водящими детей с разным уровнем развития движений.
Разрешение конфликтов во взаимоотношениях между детьми в младших группах легче осуществляется через игровые образы. В средней и старшей группах для этого можно использовать разъяснение, удаление из игры, извинение.
При подведении итогов воспитатель или сами играющие оценивают успехи водящего и других детей, выясняют причины успешных действий, отмечают различные варианты, позволяющие достичь положительных результатов при решении двигательной задачи.