2) инструменты, приспособления, оборудование;
3) вид отделки;
4) лучший метод изготовления;
5) обоснование с точки зрения экономии, эстетичности, экологии;
6) требования к ВТО.
VIII. Проработка лучшей идеи.
указываются наименование, количество, основные параметры частей изделия.
IX. Технологический процесс изготовления (последовательность изготовления изделия).
X. Коррекция, испытание, самооценка изделия, рекомендации.
Учащиеся проводят проверку и оценку изделия по отношению к КФЗ и требованиям дизайн-спецификации. В самооценке указываются основные положительные критерии в пользовании.
XI. Экономическое и экологическое обоснование.
Важным моментом является оценка процесса учения, изготовления куда входит:
1) учащийся должен проанализировать разумность и эффективность использования времени на изготовление проекта;
2) рассчитать полную себестоимость проекта;
3) определить возможность вторичной переработки и утилизации, положительные и отрицательные экологические свойства материалов.
XII. Оценка качества и защита проекта:
1) объявить название выполненного проекта, показать или продемонстрировать;
2) назвать причины побудившие взяться за выполнение данного проекта, указать цели и задачи, поставленные перед его выполнением;
3) назвать оборудование и средства, используемые при изготовлении проекта;
4) назвать раздел программ предмета технологии, дополнительную литературу;
5) рассказать о выбранной модели изделия, отделке, соответствие модели, индивидуальным особенностям фигуры, направления моды;
6) обосновать выбор модели;
7) обосновать выбор материала с учетом их свойств, форме модели, цветовой гаммы и индивидуальных особенностей, внешности;
8) указать, что можно изменить из перечисленных в случае повторного выполнения проекта, с целью улучшения качества и эстетического вида изделия;
9) рассказать о новых знаниях и умениях, полученных при выполнении проекта;
10) объяснить окончательную себестоимость проекта, сделать вывод о целесообразности его выполнения и правильности выбора изделия.
Таким образом, пристальное изучение метода проекта и непосредственная разработка творческих проектов с учащимися позволили сделать ряд выводов, касающихся потенциальных возможностей развития предпринимательской культуры.
Именно проектное образование можно рассматривать как способ формирования нового типы культуры – проектно-технологической культуры
Предпринимательская культура является одним из компонентов технологической культуры.
В целом проектно-технологическая культура относится к направлениям технологической подготовки, которые образуют так называемые сквозные линии. К ним относятся и элементы предпринимательства менеджмента и маркетинга.
Проектная технология обучения соответствует целям и задачам современного образования, среди которых можно отметить и решение проблем в виде своеобразных проектов по различным направлениям научно-технологического развития, что в целом является элементом культуры.
2.3 Творческий проект ученицы 10 класса Кузнецовской СШ Никифоровой М. «Марийский сценический стилизованный костюм»
Обоснование проекта
Учащиеся нашей школы занимаются в фольклорно-этнографическом ансамбле. Часто выступают с концертами перед учащимися, родителями и на сценах близлежащих населенных пунктов.
Марийский костюм состоит из многих элементов и для того чтобы его надеть, надо знать и последовательность, и некоторые правила, на это уходит много времени. Поэтому для выступлений на сцене руководитель ансамбля попросил сшить упрощенный стилизованный костюм.
Костюм должен быть упрощенным, из ткани с малой сминаемостью, чтобы легко и быстро можно было надевать его и в то же время с декоративными элементами.
Потребность:
марийский сценический стилизованный костюм нужен участникам фольклорно-этнографического ансамбля.
Краткая формулировка задачи:
широкая: разработать и изготовить марийский сценический костюм;
узкая: разработать и изготовить стилизованный сценический марийский костюм на девочку 15-16 лет.
Первоначальные идеи
В этом костюме отработан прием народного конструирования соединением основных прямоугольных кусков ткани. | Это платье включает в себя элементы локальных особенностей марийской одежды: покрой основных частей и отдельных деталей, платье туникообразное, главное украшение вышивка, шитье, складки. |
В этом костюме соединены в единое целое отдельные элементы марийского костюма. | Измененный стилизованный костюм в новых композиционных решениях отделки, конструкции. |
Исследование потребительского спроса
Для того чтобы точнее определить, какой костюм больше подходит, провели опрос среди участников ансамбля.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | в % | |
1 | + | - | + | + | - | 21,4 |
2 | - | + | + | - | - | 14,3 |
3 | + | + | + | + | + | 35,7 |
4 | + | + | - | + | + | 28,6 |
При опросе пятерых участников ансамбля было выявлено, что предпочитают третье платье (35,7%), так как этот костюм больше связан с народной традицией и особое значение имеет сохранение и плодотворное развитие сценического национального костюма.
Исследования ткани
1. Х/б ткань:
гигроскопичность - 100%;
воздухопроницаемость – 100%
2. Стачивается без труда, не скользит, мало осыпается, приутюживается, разутюживается легко.
3. Тонкая, можно использовать двойной шов, т.к. нет краеобметочной машины.
4. Хорошо стирается.
На выбор имеются две ткани:
светло желтая х/б белая х/б
- сминаемость малая;- из-за цвета незаметны небольшие загрязнения;- в старину шили из домотканой (чуть желтоватой) ткани. | - сминаемость большая;- быстро пачкается;- современный цвет. |
При опросе пятнадцать участников ансамбля на вопрос: «Какая ткань больше нравится?» ответили:
Требования к марийскому стилизованному костюму
Легкий уход, не линяет, хорошо гладится | Отделка: вышивка, складки, шитье, бисер, капроновая лента | ||||||
Ритм орнаментальных рисунков, вышивок | Свободное в движении | ||||||
Декор марийского народного костюма | Костюм | Сминаемость малая | |||||
Легко одевается | |||||||
Доступная технология изготовления | Экологически чистая х/б ткань | ||||||
Цветовая гармония | Воздухопроницаемость,гигроскопичность |
Дизайн-спецификация
Портновские булавки | ||||||||
Утюг | Швейная машина | |||||||
Сантиметровая лента | Костюм | Игла ручная | ||||||
Обмолок (мел портновский) | Нитки швейные № 50 | |||||||
Ножницы | Вышивальные нитки |
Эскиз и описание модели
Марийский стилизованный костюм из хлопчатобумажной ткани. Платье прямого силуэта, отрезное по линии талии с втачными рукавами и со складками по юбке. Спереди имеется притачной к линии талии передник со складками, вышивкой и шитьем. Пояс опоясывается вязаным пояском в конце с кисточками. Поясок притачивается на линии талии к передним рельефам и опоясывается с правого бока. Рукава чуть расклешенные, отделаны вышивкой и шитьем. Воротник-стойка отделан вышивкой и бисером. Спереди на лифе имеется вышивка.
Детали кроя
1 спинка – 2 детали;
2 бочок переда – 2 детали;
3 середина переда – 1 деталь;
4 рукав – 2 детали;
5 стойка-воротник – 1 деталь;
6 низ – 1 деталь;
7 передник – 1 деталь.
Технология изготовления
1. Выкраивание деталей.
2. Нанесение рисунка вышивки (понизу рукавов, середине переда, переднику).
3. Вышивание геометрических мотивов (на рукавах, середине лифа, переднику).
4. Обработка низа рукавов и передника шитьем.
5. Обработка передника (застрачивание боковых срезов и приутюживание складок).
6. Обработка швов рукавов, настрачивание шитья и ленты по краю рельефа.
7. Обработка рельефов по переду.
8. Обработка боковых, плечевых швов, среднего шва спинки.
9. Втачивание рукава в пройму.
10. Обработка юбки платья (стачивание шва юбки и приутюживание складок).
11. Притачивание передника к юбке.
12. Обработка горловины платья воротником-стойкой.
13. Соединение лифа и юбки.
14. Настрачивание вязаного поясочка.
15. Вышивание на воротнике и пришивание бисера.
Выбор орнамента для вышивки
Так как вышивку будут выполнять учащиеся, а вышивки много в костюме (по низу рукавов, переднику, середине лифа и воротнику), то орнамент возьмем несложный, но чтобы был и оригинальным. Цветовая гамма будет построена в красно-зелено-черных тонах. Эти же цвета в основном использовались в старинной марийской вышивке.
Эстетическое обоснование
Марийский народный костюм – яркое и неповторимое явление национальной культуры. Являясь областью бытового творчества, наряду с утилитарной функцией предназначения, полезности он обладает и определенными художественно-эстетическими свойствами. Это красота, художественный вкус, чувство меры, мастерство исполнения. Иными словами, он является «носителем определенного смысла», то есть в конечном счете объектом отражения эстетического суждения народа о красоте и отражает самобытность культуры и художественный вкус народа, который обычно выражается «в неповторимости и особенности содержания и формы».
Реклама
«Швея» (Слова И. Лобанова. Музыка Софьи Метелкиной).